В статье раскрывается смысл и значение Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ, анализируются внесенные им изменения в систему местного самоуправления, а также компетенционный статус муниципальных органов. В частности, Закон закрепил за сельскими поселениями минимальный перечень вопросов местного значения. Указывается на двойственный характер документа, критически оцениваются ограничения организационной самостоятельности органов местной власти. С одной стороны, Закон приближает муниципальную власть к населению, оптимизирует функциональное содержание различных уровней этой власти, а с другой — ослабляет сущностную основу местного самоуправления, ограничивает его организационную самостоятельность, усиливает в нем государственное начало. Подчеркивается, что в применении нового Закона многое будет зависеть от органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Расширение правовых возможностей региональных властей в решении вопросов организации местного самоуправления одновременно приводит к сужению в этой сфере возможностей самих муниципалитетов.
Местное самоуправление, Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ, муниципальные образования, полномочия субъектов Российской Федерации, организационные возможности муниципалитетов, применение закона.
27 мая 2014 г. был принят Федеральный закон № 136-ФЗ, внесший изменения в статусный нормативный акт о местной власти — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), а также в одну из статей Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
За время действия Закона № 131-ФЗ он многократно подвергался уточнениям и дополнениям. Однако нынешние изменения куда более существенны и в значительной мере носят концептуальный смысл. Принципиальный характер имеет учреждение двух новых типов муниципальных образований — городских округов с районным делением и внутригородских районных муниципалитетов. Цель нововведения — приблизить муниципальную власть в крупных городах к населению. Замысел обоснован — в большинстве крупных городов самоорганизация граждан для решения вопросов непосредственного жизнеобеспечения отсутствует. Ее заменяет самоуправление муниципальных чиновников, далеко не всегда внимательно относящихся к нуждам населения. Из-за больших размеров территории городов, многочисленности их жителей муниципальная власть как власть самого населения здесь фактически не существует. Связь горожан с муниципальными должностными лицами (в том числе выборными), а также местными депутатами чрезвычайно слаба. По данным социологических опросов, проведенных в мае 2014 г. в ряде городов, подавляющее число избирателей не знает своих депутатов.
Создание районных муниципалитетов может сблизить местную власть с гражданами и расширить их участие в управлении делами города, позитивно повлиять на эти дела, если, конечно, при создании районных властей не будет нарушено единство городского хозяйства. Оговорка в Законе № 131-ФЗ о необходимости сохранения города как целостного организма не случайна. Районные внутригородские муниципальные образования уже существовали ранее. Их образование допускалось Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу). Но от них пришлось отказаться именно из-за раздробленности городского хозяйства, ставшей результатом разбалансированности полномочий городских и районных властей.
Новый Закон № 136-ФЗ более внимательно подходит к определению функционального содержания деятельности муниципальных образований разного типа, не только городских и внутригородских муниципалитетов, но и всех вообще. В этом одна из важнейших особенностей нового подхода к установлению компетенционного статуса муниципалитетов. Если в прежней редакции Закон № 131-ФЗ уравнивал статус каждого типа муниципальных образований безотносительно к условиям их деятельности, то в соответствии с поправками предпринята попытка учесть эти условия.
1. Васильев В. И. О некоторых понятиях муниципального права // Журнал российского права. 2013. № 12.
2. Информационный бюллетень местного самоуправления. 2014. № 19.
3. Стенограмма заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. 26 мая 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/21097.
4. Стенограмма семинара-совещания с председателями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. 24 мая 2014 г. // Местное самоуправление. 2014. № 5.