LEGAL STATUS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT:CHANGES AND EXPECTATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the sense and value of the Federal law of 27 may 2014 No. 136-FZ are revealed, the changes made by it in system of local government, and also the competentional status of municipal bodies are analyzed. In particular, the Law assigned to rural settlements the minimum list of questions of local value. It is underlined dual character of the document, restrictions of organizational independence of bodies of local authorities are critically estimated. On the one hand, the Law approaches municipal authority to the population, optimizes the functional maintenance of various levels of this power, and on the other hand, weakens an intrinsic basis of local government, limits its organizational independence, strengthens in it the state beginning. It is underlined that in application of the new law a lot of things will depend on public authorities of subjects of the Russian Federation. Expansion of legal possibilities of the regional authorities in the solution of questions of the organization of local government simultaneously leads to narrowing in this sphere of possibilities of municipalities.

Keywords:
Local government, the Federal law of 27 may 2014 No. 136-FZ, municipal districts, powers of subjects Russian Federations, organizational possibilities of municipalities, law application.
Text

27 мая 2014 г. был принят Федеральный закон № 136-ФЗ, внесший изменения в статусный нормативный акт о местной власти — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), а также в одну из статей Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

За время действия Закона № 131-ФЗ он многократно подвергался уточнениям и дополнениям. Однако нынешние изменения куда более существенны и в значительной мере носят концептуальный смысл. Принципиальный характер имеет учреждение двух новых типов муниципальных образований — городских округов с районным делением и внутригородских районных муниципалитетов. Цель нововведения — приблизить муниципальную власть в крупных городах к населению. Замысел обоснован — в большинстве крупных городов самоорганизация граждан для решения вопросов непосредственного жизнеобеспечения отсутствует. Ее заменяет самоуправление муниципальных чиновников, далеко не всегда внимательно относящихся к нуждам населения. Из-за больших размеров территории городов, многочисленности их жителей муниципальная власть как власть самого населения здесь фактически не существует. Связь горожан с муниципальными должностными лицами (в том числе выборными), а также местными депутатами чрезвычайно слаба. По данным социологических опросов, проведенных в мае 2014 г. в ряде городов, подавляющее число избирателей не знает своих депутатов.

Создание районных муниципалитетов может сблизить местную власть с гражданами и расширить их участие в управлении делами города, позитивно повлиять на эти дела, если, конечно, при создании районных властей не будет нарушено единство городского хозяйства. Оговорка в Законе № 131-ФЗ о необходимости сохранения города как целостного организма не случайна. Районные внутригородские муниципальные образования уже существовали ранее. Их образование допускалось Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу). Но от них пришлось отказаться именно из-за раздробленности городского хозяйства, ставшей результатом разбалансированности полномочий городских и районных властей.

Новый Закон № 136-ФЗ более внимательно подходит к определению функционального содержания деятельности муниципальных образований разного типа, не только городских и внутригородских муниципалитетов, но и всех вообще. В этом одна из важнейших особенностей нового подхода к установлению компетенционного статуса муниципалитетов. Если в прежней редакции Закон № 131-ФЗ уравнивал статус каждого типа муниципальных образований безотносительно к условиям их деятельности, то в соответствии с поправками предпринята попытка учесть эти условия.

 

References

1. Vasil´ev V. I. O nekotorykh ponyatiyakh munitsipal´nogo prava. Zhurnal rossiyskogo prava. 2013. № 12.

2. Informatsionnyy byulleten´ mestnogo samoupravleniya. 2014. № 19.

3. Stenogramma zasedaniya Soveta pri Prezidente RF po razvitiyu mestnogo samoupravleniya. 26 maya 2014 g. URL: http://www.kremlin.ru/news/21097.

4. Stenogramma seminara-soveshchaniya s predsedatelyami zakonodatel´nykh (predstavitel´nykh) organov gosudarstvennoy vlasti sub´´ektov Federatsii. 24 maya 2014 g.. Mestnoe samoupravlenie. 2014. № 5.

Login or Create
* Forgot password?