ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена особенностям подготовки магистрантов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях реформы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В работе реализован компетентностный подход к подготовке обучающихся по магистерской программе. Раскрыты компетенции магистра в области психолого-педагогической диагностики, описаны виды его деятельности в сфере комплексного изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также в сфере преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Для оценки сформированности диагностической компетенции разработаны и представлены задания разного уровня сложности, позволяющие оценить компетенции на разных этапах обучения. В статье представлена инновационная технология использования дидактического метода «Портфолио» в формировании диагностической компетенции, описано содержание «Портфолио», созданного магистрантом, приведены критерии оценки эффективности предложенной технологии.

Ключевые слова:
специальное (дефектологическое) образование, магистрант, лицо с ограниченными возможностями здоровья, диагностические компетенции, метод «Портфолио», тестовое задание для оценки компетенции.
Текст

Анализ тенденций развития специального (дефектологического) образования свидетельствует о необходимости расширения и совершенствования подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, особенно в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), перехода к инклюзивным формам образования, расширения функций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Современная система высшего дефектологического образования ориентирована на то, чтобы подготовить выпускников профессионально мобильными, расширить возможности их трудоустройства и обеспечить широкий диапазон деятельности в организациях образования, здравоохранения, социальной сфере. Особые возможности для решения этих задач дает обучение в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения (2010) и ФГОС ВПО 3+ (2013) предложена компетентностная модель подготовки магистра, осуществляющего деятельность по  комплексному сопровождению развития лиц (детей, подростков, взрослых) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в различных типах организаций образовательной и реабилитационной направленности, определены его профессиональные задачи, представлены необходимые для решения этих задач компетенции [4].

Список литературы

1. Логунова Е.В. Особенности организации учебного процесса при подготовке магистров специального (дефектологического) образования: М атериалы IV Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами». М., 2014.

2. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Просвещение, 1995.

3. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2013.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?