Взаимосвязь стратегий инновационного развития ВУЗа и качества образования выпускников
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Об инновациях в образовании сегодня не говорит только ленивый. Однако на слуху в основном инновации в формах образования: так называемое дистанционное обучение, межпредметные связи. Много сегодня говорится и о контроле качества образования, особенно бурно обсуждается новый закон «Об образовании». Однако очень мало исследуется менеджмент образования, при том что именно он создает базу для улучшения качества знаний обучающихся. Но значение управления процессом образования уже осознается, о чем можно судить по появлению такой специальности, как «менеджмент образования». Само использование термина «менеджмент» говорит о том, что к образовательным учреждениям стали относиться, как к коммерческим организациям. Так же как, например, города уже несколько лет воспринимаются как корпорации, то есть как субъект рыночных отношений. Соответственно, подобное отношение ожидает и образовательный процесс, а значит, это определит и особое отношение к управлению таким образованием. Автор статьи считает, что в этом сказывается неотъемлемое влияние времени.

Ключевые слова:
инновационное развитие вуза, качество образования, инновации в высшей школе.
Текст

Понятие инноваций в образовании

Превращение высшего научного заведения из чисто образовательной структуры в совокупность коммерческой, научной и образовательной сред (а в идеале — в их симбиоз) призвано адаптировать вуз к результату — выпуску на рынок труда высококвалифицированного специалиста по определенной специальности. В рамках этой статьи мы не будем говорить о том, что вуз зачастую имеет договоренности о стажировке (а иногда и о трудоустройстве) своих выпускников с различными организациями. Эти связи вуза — предмет отдельной статьи. Для начала необходимо рассмотреть те стратегии, которые вуз реализует в условиях сегодняшних реалий для более эффективного функционирования.

Стратегии любой организации сегодня базируются на инновациях: кто не внедряет в свою работу достижения науки, техники, управленческие разработки — тот не просто стоит на месте, нет! — он откатывается назад!

Говоря об инновациях в менеджменте образовательных учреждений, нужно отметить, что существуют 2 основных вида инноваций: директивные и местные (рис. 1).

Директивные инновации представляют собой инновации, внедренные руководством на уровне всего учебного заведения.

Местные, напротив, применимы на отдельных уровнях управления и служат для оптимизации работы отдельных звеньев.

На появление тех или иных видов инноваций в образовательном учреждении влияет большое количество факторов, которые можно условно объединить в две группы:

  • факторы научно-технического прогресса (это в основном внешние факторы);
  • факторы конкурентные (это факторы, которые уже положительно зарекомендовали себя, будучи внедренными у конкурентов).

Внедрение директивных инноваций в управлении вузом проходит три стадии (рис. 2).

Список литературы

1. Богачева О.В. Социальное партнерство как одна из форм взаимодействия бизнеса и учреждений высшего профессионального образования // Российское предпринимательство. - 2007. - № 8. - Вып. 2. - С. 142-146. - URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/12069.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Войти или Создать
* Забыли пароль?