Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обсуждается значение формирования пространственных представлений как существенного компонента готовности ребенка к школе. Раскрываются методики, которые целесообразно использовать в дошкольном учреждении и в семье для формирования у детей умений ориентироваться в пространстве, а также соответствующий словарь пространственных понятий и терминов.
готовность к школе, пространственные представления, умение ориентироваться в пространстве, термины.
У детей, готовящихся к поступлению в школу, необходимо формировать готовность к принятию различных математических представлений. Важным в этом отношении следует считать ориентацию в пространстве:
- умение определять местоположение предметов на плоскости;
- знание слов, обозначающих местоположение предметов, и правильное понимание их значений.
Это особенно важно потому, что пространственные представления используются практически на каждом уроке. Так, учитель пользуется пространственными понятиями и терминами при объяснении, где находится задание в учебнике, как правильно написать цифру (букву), как ориентироваться на тетрадном листе, на строке, в клетке и т.п. Готовность к школе предполагает умение ребенка ориентироваться относительно расположения частей собственного тела, в окружающем пространстве, сравнивать пространственные отношения предметов и определять их расположение по отношению друг к другу.
Раскроем методику, которую можно использовать как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях.
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Взрослые, конечно, замечали, что дети дошкольного возраста часто путают понятия: слева — справа, за — перед и др. Это легко исправить, если в повседневных ситуациях как можно чаще обращать внимание детей на пространственные обозначения:
- Возьми машинку, она стоит слева от автобуса.
- Принеси мне, пожалуйста, книгу, которая стоит на верхней полке.
- Положи вилку слева от тарелки, а нож — справа.
- Встаньте так, чтобы все мальчики стояли за девочками.
Таким образом, дети будут усваивать взаимное расположение предметов и фигур, обозначать пространственные представления соответствующими словами-терминами: выше, ниже, рядом, между, влево, вправо, вверх, вниз, внутри, вовне. Такой подход отражает особенности методики формирования пространственных представлений — целесообразное использование ситуаций, которые возникают в повседневной жизни ребенка.
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. - М.: ЭКСМО, 2009. - 176 с.
3. Еливанова М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения. - СПб.: Златоуст, 2006. - 94 с.
4. Кочурова Е.Э. Я учусь считать. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 80 с.
5. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе: пособие для будущих первоклассников. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 64 с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. -208 с.
7. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: метод. пособие и комплект демонстрационных материалов. - М.: АРКТИ, 2003.