Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Учебно-познавательная деятельность младшего школьника рассматривается в статье как предпосылка выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обсуждается, какие трудности формирования у младшего школьника умения учиться скрываются за отдельными предметными ошибками детей. Предлагаются пути предупреждения и преодоления этих трудностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учебно-познавательная деятельность младшего школьника, типичные ошибки формирования, заблуждения педагога, предупреждение ошибок.
Сегодня темой нашей дискуссии станет учебно-познавательная деятельность младшего школьника и отношение к ней учителя. Очевидно, что учебно-познавательная деятельность — один из видов познавательной деятельности, которая протекает как систематическое целенаправленное обучение в рамках классно-урочной системы.
Далеко не каждый учитель сегодня принимает те изменения в организации учебного процесса, которые диктуются Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Об этом свидетельствует отрывок из письма учителя из г. Вологды, который мы приводим ниже: «Очень много разговоров идет вокруг нового стандарта — это нужно менять, то нужно корректировать… Много научных слов в тексте стандарта: ”учебная деятельность”, “метапредметные результаты”, “универсальные учебные действия”… А на самом деле, не зная этих умных слов, мы так и работали: развивали ум, формировали личность, воспитывали нравственные качества. Так что ничего принципиально нового (кроме облачения старых понятий в наукообразные формулировки) мы не увидели в стандарте. И как работали, так и будем работать. Остается только выучить наизусть научные понятия, которые используются во ФГОС».
Да, действительно, стандарт написан довольно трудно для массового педагога: много психологических терминов, не использовавшихся ранее неологизмов, наукообразный стиль. Однако это не отрицает принципиально новых подходов к начальному образованию. Речь идет, прежде всего, о целях образования. Очевидно, что впервые перед массовой начальной школой ставится проблема формирования учебной деятельности — социально значимой, самостоятельной, инициативной, контролируемой учеником!
Оказывается, главная трудность заключается в том, что педагог не осознает и, следовательно, не может учесть зависимость учебных достижений школьника и уровня его развития от тех организационных форм, которые он применяет. В ходе типового урока, к примеру, нельзя в достаточной мере развить у учащихся способность осознанно принимать учебную задачу или осуществлять самоконтроль и самооценку. Это происходит потому, что в структуре типового урока такие задачи не предусматриваются: учитель не уделяет специального внимания принятию учащимися учебного задания, а функция контроля и оценки при традиционном обучении никогда не входила в обязанности школьника.
В предлагаемой статье раскрываются трудности, связанные с формированием учебно-познавательной деятельности, а также пути их устранения.
Сегодня по нашей просьбе на вопросы, связанные с пониманием учебно-познавательной деятельности как личностного новообразования младшего школьника, отвечает ведущий научный сотрудник сектора начального образования ИСМО РАО, канд. пед. наук Оксана Анатольевна Рыдзе.
От редакции
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
2. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросы психологии. 2003. № 1.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.