УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: РЕАЛЬНОСТЬ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Учебно-познавательная деятельность младшего школьника рассматривается в статье как предпосылка выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обсуждается, какие трудности формирования у младшего школьника умения учиться скрываются за отдельными предметными ошибками детей. Предлагаются пути предупреждения и преодоления этих трудностей.

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учебно-познавательная деятельность младшего школьника, типичные ошибки формирования, заблуждения педагога, предупреждение ошибок.
Текст

Сегодня темой нашей дискуссии станет учебно-познавательная деятельность младшего школьника и отношение к ней учителя. Очевидно, что учебно-познавательная деятельность — один из видов познавательной деятельности, которая протекает как систематическое целенаправленное обучение в рамках классно-урочной системы.

Далеко не каждый учитель сегодня принимает те изменения в организации учебного процесса, которые диктуются Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Об этом свидетельствует отрывок из письма учителя из г. Вологды, который мы приводим ниже: «Очень много разговоров идет вокруг нового стандарта — это нужно менять, то нужно корректировать… Много научных слов в тексте стандарта: ”учебная деятельность”, “метапредметные результаты”, “универсальные учебные действия”… А на самом деле, не зная этих умных слов, мы так и работали: развивали ум, формировали личность, воспитывали нравственные качества. Так что ничего принципиально нового (кроме облачения старых понятий в наукообразные формулировки) мы не увидели в стандарте. И как работали, так и будем работать. Остается только выучить наизусть научные понятия, которые используются во ФГОС».

Да, действительно, стандарт написан довольно трудно для массового педагога: много психологических терминов, не использовавшихся ранее неологизмов, наукообразный стиль. Однако это не отрицает принципиально новых подходов к начальному образованию. Речь идет, прежде всего, о целях образования. Очевидно, что впервые перед массовой начальной школой ставится проблема формирования учебной деятельности — социально значимой, самостоятельной, инициативной, контролируемой учеником!

Оказывается, главная трудность заключается в том, что педагог не осознает и, следовательно, не может учесть зависимость учебных достижений школьника и уровня его развития от тех организационных форм, которые он применяет. В ходе типового урока, к примеру, нельзя в достаточной мере развить у учащихся способность осознанно принимать учебную задачу или осуществлять самоконтроль и самооценку. Это происходит потому, что в структуре типового урока такие задачи не предусматриваются: учитель не уделяет специального внимания принятию учащимися учебного задания, а функция контроля и оценки при традиционном обучении никогда не входила в обязанности школьника.

В предлагаемой статье раскрываются трудности, связанные с формированием учебно-познавательной деятельности, а также пути их устранения.

Сегодня по нашей просьбе на вопросы, связанные с пониманием учебно-познавательной деятельности как личностного новообразования младшего школьника, отвечает ведущий научный сотрудник сектора начального образования ИСМО РАО, канд. пед. наук Оксана Анатольевна Рыдзе.

От редакции

Список литературы

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

2. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросы психологии. 2003. № 1.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

Войти или Создать
* Забыли пароль?