Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обсуждаются проблемы адаптации ребенка к школьной жизни, психологические особенности первоклассников. Даются советы учителям по формированию у детей семи лет устойчивого познавательного интереса, развитию мотивации к учебе и созданию условий для положительного эмоционального отношения к школе.
первоклассник, психологические особенности, адаптация, педагогические условия, микроклимат.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует
терпения…» — эти слова великого педагога К.Д. Ушинского могут стать эпиграфом к разговору о том, какие условия нужно создать для первоклассников, чтобы они прожили первый год школьной жизни успешно во всех смыслах этого слова [11, с. 3].
В связи с этим мы, конечно, вспомним и одну из педагогических заповедей К.Д. Ушинского, изложенную в его знаменитой работе «Человек как предмет воспитания», в которой выдающийся педагог обращал внимание учителя на необходимость изучать законы психической жизни воспитанника, опираться на них в любых педагогических обстоятельствах.
Гегель, обсуждая особенности школьной жизни ребенка, подчеркивал, что с приходом в школу начинается «...жизнь, согласно общему порядку, по одному для всех одинаковому правилу; здесь дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего, к усвоению существующего общего образования...» [3, c. 82].
Однако привести дух к отказу от своих причуд шести-семилетнему ребенку очень трудно. Поэтому так важно особенно на первом этапе обучения соблюдение принципа природосообразности. Известный современный педагог А.М. Кушнир обозначил сущность природосообразного обучения следующим образом: «Принцип природосообразности привязывает к общему, к типичному, к наиболее часто встречающемуся, к очевидному в человеке». И соответственно утверждает: «Давайте строить всю педагогику, исходя из устройства человека, из наиболее типичного в человеке» [10, с. 33].
ЧТО ТАКОЕ «КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ»?
В психологической литературе хорошо описан «кризис семи лет». В его основе лежит противоречие между возникающей у ребенка этого возраста внутренней жизнью и внешними ситуациями, которые «не накладываются» на систему собственных переживаний. Очень важный вывод, который делают психологи: все ориентации ребенка с этого момента будут преломляться через личные переживания. Любая деятельность будет осуществляться теперь с оценкой ее смысла для индивида: какое место он займет в ней, удовлетворит или не удовлетворит это место ребенка? Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, у детей в период кризиса возникает ориентация на смысл поступка. Именно это делает возможным переход ребенка в новый психологический возраст.
1. Беседы с учителем. Методика обучения: 1-й класс общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2001.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: писхологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968.
3. Гегель Г. Философия духа // Г. Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2010.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика // Я.А. Коменский. Избр. пед. соч.: в 2 т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1982.
7. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 4-5. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2009.
9. Особенности психологического развития детей 6-7 лет / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
10. Кушнир А.М. Ученик в обновляющейся школе // сб. науч. тр.; под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002.
11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // К.Д. Ушинский. Собр. соч.: в 11 т. - Т. 8. - М.: АПН СССР, 1950.
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.