ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается понятие социальной активности подростков, понятие школьного (ученического) самоуправления, раскрываются основные характеристики социальной активности подростков, определяется роль школьного (ученического) самоуправления в формировании социальной активности подросткового поколения. В исследовании проведена диагностика сформированности социальной активности подростков в МБОУ СОШ № 20, а также диагностика определения влияния школьного (ученического) самоуправления на становление социально-активной личности.

Ключевые слова:
подростки, социальная активность, школьное (ученическое) самоуправление, личность, социализация, общественная деятельность, мотивация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На сегодняшний день противоречий накопилось в нашем обществе столько, что их несвоевременное разрешение может обернуться в любую минуту социальным взрывом. Такому обществу необходимо молодое поколение, способное проявить свою позицию и разрешить возникающие вопросы. Ученическое самоуправление является одним из факторов, способным воспитать в подростковом поколении социально-активную личность, способную реагировать на происходящие в социальной среде явления и изменения. Ученическое самоуправление позволяет максимально проявиться социальной активности личности и обеспечить согласованность ее деятельности с окружающей социальной средой во всех сферах общественной жизни.

Современное формирование гражданского общества требует, чтобы система образования способствовала формированию сознательного гражданина, который эффективно участвует в демократическом процессе. При решении этой проблемы способность самоорганизовываться, защищать свои права, участвовать в социальных отношениях, способных трансформировать общество и государство в целом, становится приоритетом для воспитания личности [1].

Самоуправление является одним из способов совместной деятельности наряду с руководством и управлением. Это структура отношений, когда предпочтение отдается демократическим, свободным, стимулирующим типам отношений. Это независимость в инициативе, принятии решений и их реализации в интересах нашей команды [2].

Согласно общему определению, социализация – это такой процесс, при котором индивид с определенными биологическими наклонностями приобретает такие качества, которые будут необходимы ему для жизни в социуме. В работе современных детских объединений отчетливо видны две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, системе, государству). Существующее разнообразие ассоциаций создает такую ситуацию, которая делает реальностью то, что подростки осуществляют свои права на ассоциации, участвуют в социальной и культурной жизни и удовлетворяют познавательные и другие интересы. В центре внимания детских объединений в настоящее время находится «проблема собственного детства» – положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого населения к проблемам детства.

Самоуправление выступает не только регулятором, обеспечивающим определенную направленность в деятельности индивида, но и фактором самовыражения, развития и самосовершенствования его сущностных сил. Без самоуправления человеческий индивид не способен сформироваться в активную личность.

Ученическое самоуправление является одной из областей деятельности, которая занимает ведущее место в целостном образовательном процессе, поскольку дополнительные знания, практические навыки, социальные установки и ценности, сформированные в ходе осуществления самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школ [3].

Основной целью ученического самоуправления является удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, направленных в первую очередь на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения [4].

Участие в работе органов ученического самоуправления дает подросткам возможность «примерять» различные социальные роли: лидер, организатор, исполнитель, руководитель, подчиненный, что помогает закрепить навыки поведения в определенных ситуациях, позволяет научиться принимать решения, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и т.д. И ребята ценят эти навыки не меньше, чем твердое знание предметов.

Ученическое самоуправление не может быть наделено административными функциями, т.е. оно не может заменить деятельность учителя, директора и его заместителя. Подростки должны делать только то, что входит в функции органов, которые они представляют. Вы не можете смешивать функции самоуправления с профессиональными.

Сделать подростковое поколение более активными участниками общественных процессов – главная и ответственная задача. Привлекая учащихся к общественной жизни школы, район тем самым расширяет их образовательный опыт,  а также меняет их отношение к школе, к своей родине, к другим, помогает понять, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, сочувствии. Совместные дела и интересы делают детей ближе друг к другу, помогают найти язык общения, положительно влияют на формирование гражданско-патриотического, духовно-нравственного, социально значимого формирования личности ребенка [5].

В настоящее время наиболее современными формами социальной активности подростков в школе являются: секции по социальному самоопределению молодежи, внеклассные занятия, групповые формы работы с детьми (детские общественные организации), подростковые клубы, театральные студии, спортивные секции, индивидуальный опыт волонтерского движения, организация культурного досуга, интернет-ресурсы для детских общественных организаций (сайты и порталы, службы быстрого обмена сообщениями, социальные сети, списки рассылки и электронная почта, системы поискового маркетинга, веб-форумы, блоги, вики и т.д.) [6].

Возможное и реальное участие в жизни детского общества не проходит незамеченным, полученный опыт формирует основу позиции, которую человек займет на протяжении всей своей жизни. Подросток, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослом возрасте станет вовлеченным человеком, который принимает непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, станет творцом, сможет работать в команде, руководить и быть ведущим, т.е. человеком с лидерской позицией.

Ученическое самоуправление становится одним из основных направлений социальной активности ребенка – эффективной формой получения опыта работы у молодежи. Деятельность самоуправления позволяет участникам увидеть, что их работа приносит людям реальную пользу. Это приводит к воспитанию потребности в социальной активности, сознательной дисциплине труда, формировании способности планировать свое время, быть социально активным, иметь подход к решению жизненных ситуаций.

Именно ученическое самоуправление как форма организации жизни коллектива учащихся обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, помогает решить проблему формирования и развития социальной активности человека [7].

При включении в систему ученического самоуправления учащиеся старшего возраста также общаются посредством диалога между субъектами, участвующими в этом процессе: учителями, школьниками, родителями, представителями местного самоуправления, общественными организациями, в том числе детьми. Школьное самоуправление, обеспечивающее личностную направленность образовательного процесса, активно связывает учеников с поиском оптимальных решений вместе с учителями, сотрудничеством и частичным изменением структуры образовательного процесса. Таким образом, акцент с образования смещается на самообразование, самоуправление, развитие и стимулирование процесса саморегуляции, и формируется инициатива «снизу» (отдельных сообществ, групп и отдельных лиц).

Ученическое самоуправление действительно является сильным рычагом формирования социальной активности у подростков, это возможно только при правильных отношениях между учителями и учениками. Самоуправление, как и дисциплина, не вводится одноразовым мероприятием или приказом в школе. Здесь, прежде всего, необходима совместная работа администрации школы, учителей, родителей и учеников. Прямое вмешательство в дела учащихся является нарушением принципа самоуправления, но также невозможно избежать этого, так как необходим контроль со стороны педагогического коллектива и администрации. Ученическое самоуправление адекватно помогает раскрыть в ребенке личность, индивидуальность, раскрыть его таланты.

Список литературы

1. Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. - 2018. - № 2. - С. 164-167.

2. Шахмарова Р.Р. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности обучающихся // Современное образование. - 2017. - № 2. - С. 1-8.

3. Зотова О.Б. Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся [Электронный ресурс] // Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.ru 2016. URL: http://pedsovet.su/load/283-1-0-25851 (дата обращения 2.12.2018).

4. Соколова Н.А. Формирование социальной активности подростков в полусубъектной среде ученического самоуправления // Монография. Челябинск: ЧГПУ. - 2016. - № 7. - С. 227-230.

5. Степанько С.Н. Формирование активной гражданской позиции через работу в школьном самоуправлении // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 484-486.

6. Мищенко Д.С. Особенности формирования социально активных качеств подростков в процессе самоуправления // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 3. - С. 26-31.

7. Корозникова А.А. Условия развития ученического самоуправления // Молодой ученый. - 2019. - №10. - С. 360-362.

Войти или Создать
* Забыли пароль?