FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF TEENAGERS BY MEANS OF SCHOOL SELF-GOVERNMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the concept of social activity of teenagers. the concept of school (student) self-government, reveals the main characteristics of social activity of adolescents, defines the role of school (student) self-government in the formation of social activity of the adolescent generation. The study carried out diagnostics of the formation of social activity of adolescents in school No. 20, as well as diagnostics of determining the influence of school (student) self-government on the formation of a socially active personality.

Keywords:
teenagers, social activity, school (student) self-government, personality, socialization, social activity, motivation
Text
Publication text (PDF): Read Download

На сегодняшний день противоречий накопилось в нашем обществе столько, что их несвоевременное разрешение может обернуться в любую минуту социальным взрывом. Такому обществу необходимо молодое поколение, способное проявить свою позицию и разрешить возникающие вопросы. Ученическое самоуправление является одним из факторов, способным воспитать в подростковом поколении социально-активную личность, способную реагировать на происходящие в социальной среде явления и изменения. Ученическое самоуправление позволяет максимально проявиться социальной активности личности и обеспечить согласованность ее деятельности с окружающей социальной средой во всех сферах общественной жизни.

Современное формирование гражданского общества требует, чтобы система образования способствовала формированию сознательного гражданина, который эффективно участвует в демократическом процессе. При решении этой проблемы способность самоорганизовываться, защищать свои права, участвовать в социальных отношениях, способных трансформировать общество и государство в целом, становится приоритетом для воспитания личности [1].

Самоуправление является одним из способов совместной деятельности наряду с руководством и управлением. Это структура отношений, когда предпочтение отдается демократическим, свободным, стимулирующим типам отношений. Это независимость в инициативе, принятии решений и их реализации в интересах нашей команды [2].

Согласно общему определению, социализация – это такой процесс, при котором индивид с определенными биологическими наклонностями приобретает такие качества, которые будут необходимы ему для жизни в социуме. В работе современных детских объединений отчетливо видны две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, системе, государству). Существующее разнообразие ассоциаций создает такую ситуацию, которая делает реальностью то, что подростки осуществляют свои права на ассоциации, участвуют в социальной и культурной жизни и удовлетворяют познавательные и другие интересы. В центре внимания детских объединений в настоящее время находится «проблема собственного детства» – положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого населения к проблемам детства.

Самоуправление выступает не только регулятором, обеспечивающим определенную направленность в деятельности индивида, но и фактором самовыражения, развития и самосовершенствования его сущностных сил. Без самоуправления человеческий индивид не способен сформироваться в активную личность.

Ученическое самоуправление является одной из областей деятельности, которая занимает ведущее место в целостном образовательном процессе, поскольку дополнительные знания, практические навыки, социальные установки и ценности, сформированные в ходе осуществления самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школ [3].

Основной целью ученического самоуправления является удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, направленных в первую очередь на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения [4].

Участие в работе органов ученического самоуправления дает подросткам возможность «примерять» различные социальные роли: лидер, организатор, исполнитель, руководитель, подчиненный, что помогает закрепить навыки поведения в определенных ситуациях, позволяет научиться принимать решения, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и т.д. И ребята ценят эти навыки не меньше, чем твердое знание предметов.

Ученическое самоуправление не может быть наделено административными функциями, т.е. оно не может заменить деятельность учителя, директора и его заместителя. Подростки должны делать только то, что входит в функции органов, которые они представляют. Вы не можете смешивать функции самоуправления с профессиональными.

Сделать подростковое поколение более активными участниками общественных процессов – главная и ответственная задача. Привлекая учащихся к общественной жизни школы, район тем самым расширяет их образовательный опыт,  а также меняет их отношение к школе, к своей родине, к другим, помогает понять, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, сочувствии. Совместные дела и интересы делают детей ближе друг к другу, помогают найти язык общения, положительно влияют на формирование гражданско-патриотического, духовно-нравственного, социально значимого формирования личности ребенка [5].

В настоящее время наиболее современными формами социальной активности подростков в школе являются: секции по социальному самоопределению молодежи, внеклассные занятия, групповые формы работы с детьми (детские общественные организации), подростковые клубы, театральные студии, спортивные секции, индивидуальный опыт волонтерского движения, организация культурного досуга, интернет-ресурсы для детских общественных организаций (сайты и порталы, службы быстрого обмена сообщениями, социальные сети, списки рассылки и электронная почта, системы поискового маркетинга, веб-форумы, блоги, вики и т.д.) [6].

Возможное и реальное участие в жизни детского общества не проходит незамеченным, полученный опыт формирует основу позиции, которую человек займет на протяжении всей своей жизни. Подросток, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослом возрасте станет вовлеченным человеком, который принимает непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, станет творцом, сможет работать в команде, руководить и быть ведущим, т.е. человеком с лидерской позицией.

Ученическое самоуправление становится одним из основных направлений социальной активности ребенка – эффективной формой получения опыта работы у молодежи. Деятельность самоуправления позволяет участникам увидеть, что их работа приносит людям реальную пользу. Это приводит к воспитанию потребности в социальной активности, сознательной дисциплине труда, формировании способности планировать свое время, быть социально активным, иметь подход к решению жизненных ситуаций.

Именно ученическое самоуправление как форма организации жизни коллектива учащихся обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, помогает решить проблему формирования и развития социальной активности человека [7].

При включении в систему ученического самоуправления учащиеся старшего возраста также общаются посредством диалога между субъектами, участвующими в этом процессе: учителями, школьниками, родителями, представителями местного самоуправления, общественными организациями, в том числе детьми. Школьное самоуправление, обеспечивающее личностную направленность образовательного процесса, активно связывает учеников с поиском оптимальных решений вместе с учителями, сотрудничеством и частичным изменением структуры образовательного процесса. Таким образом, акцент с образования смещается на самообразование, самоуправление, развитие и стимулирование процесса саморегуляции, и формируется инициатива «снизу» (отдельных сообществ, групп и отдельных лиц).

Ученическое самоуправление действительно является сильным рычагом формирования социальной активности у подростков, это возможно только при правильных отношениях между учителями и учениками. Самоуправление, как и дисциплина, не вводится одноразовым мероприятием или приказом в школе. Здесь, прежде всего, необходима совместная работа администрации школы, учителей, родителей и учеников. Прямое вмешательство в дела учащихся является нарушением принципа самоуправления, но также невозможно избежать этого, так как необходим контроль со стороны педагогического коллектива и администрации. Ученическое самоуправление адекватно помогает раскрыть в ребенке личность, индивидуальность, раскрыть его таланты.

References

1. Goryaeva T.N. Socializaciya molodezhi // Aspirant i soiskatel'. - 2018. - № 2. - S. 164-167.

2. Shahmarova R.R. Uchenicheskoe samoupravlenie kak sredstvo formirovaniya social'noy aktivnosti obuchayuschihsya // Sovremennoe obrazovanie. - 2017. - № 2. - S. 1-8.

3. Zotova O.B. Uchenicheskoe samoupravlenie kak faktor razvitiya lichnostnyh kachestv obuchayuschihsya [Elektronnyy resurs] // Soobschestvo vzaimopomoschi uchiteley Pedsovet.ru 2016. URL: http://pedsovet.su/load/283-1-0-25851 (data obrascheniya 2.12.2018).

4. Sokolova N.A. Formirovanie social'noy aktivnosti podrostkov v polusub'ektnoy srede uchenicheskogo samoupravleniya // Monografiya. Chelyabinsk: ChGPU. - 2016. - № 7. - S. 227-230.

5. Stepan'ko S.N. Formirovanie aktivnoy grazhdanskoy pozicii cherez rabotu v shkol'nom samoupravlenii // Molodoy uchenyy. - 2015. - №1. - S. 484-486.

6. Mischenko D.S. Osobennosti formirovaniya social'no aktivnyh kachestv podrostkov v processe samoupravleniya // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2019. - № 3. - S. 26-31.

7. Koroznikova A.A. Usloviya razvitiya uchenicheskogo samoupravleniya // Molodoy uchenyy. - 2019. - №10. - S. 360-362.

Login or Create
* Forgot password?