СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В предлагаемой статье дана современная трактовка термина «социально-педагогическое сопровождение», подчеркивается его важность в процессе оказания комплексной помощи детям с ОВЗ и семьям. Определены цель и направления деятельности социального педагога по сопровождению детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социально-педагогическое сопровождение, дошкольная образовательная организация, семья ребенка с ОВЗ
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИИДСВ РАО» №25.9403.2017/8.9 «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве».

 

У современных детей проблемы моторного, психического и речевого развития выявляются все чаще уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это обуславливает появление в детских дошкольных учреждениях все большего количества детей, имеющих статус «инвалид» и / или «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Сегодня ведущей стратегией в образовании детей с ОВЗ как школьного, так и дошкольного возраста становится инклюзия, предполагающая совместное обучение детей с различными нарушениями в развитии с их нормативно развивающимися сверстниками.

Обучение детей с ОВЗ в массовых образовательных организациях, с одной стороны, помогает им преодолевать трудности, связанные с их социальной адаптацией и интеграцией в обществе, а, с другой –  позволяет оказывать им и их семьям специализированную помощь уже на ранних этапах развития особого ребенка в условиях социокультурной среды, приближенной к возрастным нормам. Сегодня такая помощь в большинстве организаций носит комплексный характер и включает в себя педагогическую, психологическую, дефектологическую помощь ребенку и его семье.

В настоящее время актуальным для детей с ОВЗ и их семей на всех уровнях образования становится и социально-педагогическое сопровождение.

В современных исследованиях термин «социально-педагогическое сопровождение» трактуется с разных позиций. Само понятие «сопровождение» с точки зрения социально-педагогического знания рассматривается преимущественно с трех позиций: как процесс, как метод и как система профессиональной деятельности специалистов. «Сопровождение как процесс – это совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание. Сопровождение как метод – это способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях взаимодействия. Как система профессиональной деятельности сопровождение нацелено на создание условий для естественного развития детей и помощи в решении задач, обучения, воспитания и социализации…» [12].

Необходимо отметить при этом, что социально-педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности, по мнению В.Г. Бочаровой, «представляет собой интегративный, государственно-общественный (полисубъектный) механизм влияния социальной педагогики на практику социальной деятельности и социальных отношений посредством наполнения его содержанием, соответствующим как интересам, потребностям конкретного индивида, группы, так и социальному заказу, и обеспечения адекватными (интегративными, а не односторонними – с позиции лишь какого-либо одного ведомства, либо института) такой задаче педагогическими технологиями» [11].

Т.Е. Быковская рассматривает социально-педагогическое сопровождение как «тип педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, а также в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта растущего человека» [2].

Л.В. Мардахаев в своих работах трактует понятие «социально-педагогическое сопровождение» как «совместное движение (взаимодействие) социального педагога…и воспитанника, его родителей, направленное на создание условий и обеспечение ему (им) наиболее целесообразной помощи (поддержки)…» [6].

Создание условий для развития ребенка можно также трактовать через понятие «содействие». По мнению Ф.И. Кевля, содействие развитию ребенка заключается в комплексном наущении его способам поведения в затруднительной ситуации с тем, чтобы он приобрел опыт самостоятельного решения собственных проблем и формирования умения справляться с повседневными трудностями в познании себя, окружающей среды, в установлении взаимоотношений с другими людьми в различных сферах деятельности.

Кроме того, многие современные исследователи (О.Н. Рощина, Т.Н. Поддубная и О.В. Агошкова) связывают социально-педагогическое сопровождение с понятием «социально-педагогическая поддержка», а некоторые из них (А.А. Архипова) считают социально-педагогическое сопровождение одним из ее компонентов.

Рассматривая социально-педагогическое сопровождение детей, другие исследователи (Н.Ф. Басов, О.Н. Веричева, Е.Е. Смирнова) определяют его как целенаправленный, поэтапный процесс, осуществляемый полидисциплинарной командой специалистов, проводимый в несколько этапов и базирующийся на объективной системе знаний об индивидуальных особенностях клиента [15].

Однако ближе всех, на наш взгляд, определение понятия «социально-педагогическое сопровождение», данное Ж.А. Захаровой, которая рассматривает его, во-первых, как систему взаимосвязанных целей, задач, субъектов, направлений деятельности, технологий содействия взрослым и детям в предупреждении и преодолении жизненных затруднений, во-вторых, как решение двуединой цели: поддержка ребенка в социализации, индивидуальном развитии, и содействие семье, родителям, специалистам в выстраивании отношений с ребенком [4].

Цель социально-педагогического сопровождения, по мнению Г.И. Гайсиной, заключается в поддержке социального становления ребенка, помощи ребенку, находящемуся в проблемной жизненной ситуации или ситуации риска, в социализации, а также оздоровлении окружающей его социальной среды. По мнению исследователя, в социальной жизни детей и подростков сегодня выделяются:

– проблемы социальной адаптации – трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни;

– проблемы социальной интеграции – трудности воссоединения со здоровой социальной средой, в расширении социальных связей;

– проблемы свободы выбора и социального творчества – трудности на пути реализации ребенком его интересов и его потребностей в уже сложившихся нормах социальной жизни [3].

Все перечисленные выше проблемы в полной мере актуальны и для детей, имеющих различные нарушения в развитии, т.к. появление в семье ребенка с ОВЗ со временем формирует в ней комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования [1, 13].

Так, Е.В. Камышова, О.А. Ульмова, Е.А. Чапаева в своем исследовании отмечают наличие у семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, проблем, связанных с архитектурной недоступностью окружающей среды, сложностями получения ребенком качественного дошкольного, школьного средне-специального и высшего образования, конфликтами во взаимодействии со специалистами и окружающими людьми и т.п. [5].

В.В. Ткачева в своих исследованиях отмечает, что факт появления в семье ребенка с нарушениями в развитии во многих случаях оказывает разрушительное воздействие, как на личностные особенности родителей, так и на семейную атмосферу вообще.

Кроме того, по данным автора, изменяется и характер отношений семьи с социумом: она сужает круг своих знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страх, стыд) [14].

С другой стороны, различные нарушения в развитии негативно сказываются на становлении личности самого ребенка, на социальной ситуации его развития.

Рассматривая формирование и становление личности больного ребенка, В.В. Ткачева отмечает, что базовая составляющая структуры их личности (конституциональные особенности) преломляется через первичный дефект. «…Так, у слепых в результате воздействия первичного дефекта в личностных контактах доминирует неуверенность, робость, тревога. Следствием сенсорного нарушения в личностной сфере глухих является импульсивность, истеричность, агрессия...».

Кроме того, у детей, имеющих различные нарушения в развитии, в раннем возрасте практически не формируются необходимые социальные компетенции, т.е. готовность решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми, совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющие выбор способов поведения и взаимодействия с социумом [10].

Деятельность социального педагога по сопровождению особого ребенка и его семьи уже на этапе получения им дошкольного образования, с одной стороны, позволяет предупредить и / или преодолеть трудности, связанные с материальным обеспечением и социальной защитой семьи, а, с другой стороны, – содействует индивидуальному развитию ребенка с ОВЗ, формированию необходимых социальных компетенций, профилактике возникновения вторичных отклонений и нежелательных личностных установок, а также его социальной интеграции в общество.

Социально-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ, по мнению А.Н. Смолонской, должно быть направлено на выявление, определение и разрешение проблем детей с ОВЗ с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание.  Оно предполагает кропотливую работу социального педагога с особым ребенком, направленную на развитие позитивных сторон его личности, укрепление самооценки, уверенности в себе, своих возможностях и способностях, развитие социальных навыков и умений, способствующих социальной адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в обществе [8].

Вместе с тем деятельность социального педагога по сопровождению детей с нарушениями в развитии должна быть направлена на создание такого образовательного пространства, в котором обеспечивается формирование личности особенного ребенка, развитие у него социальных компетенций, включение ребенка в детское сообщество и его дальнейшая социализация в обществе.

По мнению Содномовой Н.Б.-Ц., создание такого образовательного пространства возможно при:

– создании образовательного пространства, характеризующегося гибкостью и трансформированностью образовательной среды;

– реализации образовательных программ, направленных на создание социальной ситуации развития дошкольников с ОВЗ;

– разработке индивидуального образовательного маршрута, способствующего выравниванию стартовых возможностей для успешного вхождения в детско-взрослое сообщество и социализации как в условиях образовательной среды ДОО, так и в открытом социуме;

– обеспечении педагогической подготовки кадров, способствующей продуктивному взаимодействию субъектов образовательных отношений [9].

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации включает в себя следующие направления деятельности социального педагога:

– индивидуальное сопровождение воспитанников с ОВЗ и их семей;

– работа с педагогическим коллективом;

– формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и их семьям у всех участников образовательных отношений.

Сопровождение воспитанников с ОВЗ всегда должно носить адресный характер, т.е. направлено на решение проблем конкретного ребенка и его семьи. Так, наиболее частой проблемой для семей, имеющих особенных детей, является отсутствие информации, которая могла бы помочь решить проблемы семьи, связанные с воспитанием, обучением и развитием ребенка. Многие семьи нуждаются в одновременной помощи нескольких организаций или специалистов в таких областях, как медицина, юриспруденция, образование, денежные пособия, индивидуальные программы развития, психиатрическая помощь, социальные услуги.

Кроме того, очень часто родители нуждаются в информации о том, как развивать и оздоравливать своего ребенка в домашних условиях с учетом его психофизических особенностей, о том, каким образом регулировать поведение ребенка и свое эмоциональное состояние и т.д.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях детского дошкольного учреждения заключается в изучении наряду с другими специалистами личностных особенностей ребенка и ситуации его развития, участии в разработке комплексной программы поддержки, ориентированной на развитие способностей ребенка в реализации собственного потенциала во взаимодействии с окружением.

Работа с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации предполагает оказание помощи педагогам дошкольного образования в работе с ребенком по освоению социально-коммуникативной области образовательной программы, а также его родителями. Содействие социального педагога в работе с родителями может выражаться в:

– подготовке для них различных информационных материалов, размещаемых педагогами на информационных стендах, папках-передвижках, родительских уголках в группах;

– проведении совместно с педагогами групповых консультаций по актуальным для родителей вопросам воспитания, обучения и развития детей, культурных, познавательных, развлекательных мероприятий, а также вовлечении семей в образовательную деятельность дошкольной организации посредством реализации совместных образовательных проектов [7].

Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ и их семьям заключается в организации различных мероприятий с участием всех детей и педагогов, приуроченных к Международному дню толерантности, Международному дню инвалида, дням распространения информации об аутизме, синдроме Дауна и т.д.

Для родителей, имеющих детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей, социальным педагогом совместно с другими специалистами дошкольного учреждения также могут быть организованы совместные мероприятия (субботники, познавательные квесты, родительские конференции и т.д.), направленные с одной стороны на повышение социальной активности семей, имеющих детей с ОВЗ, а также уровня готовности к конструктивному взаимодействию, как с педагогическим коллективом учреждения, так и с родителями других детей.

С другой стороны, отметим необходимость организации социально-педагогических мероприятий, целями которых являются формирование толерантного отношения родителей нормативно развивающихся детей к психофизическим особенностям детей с нарушениями в развитии, а также проблемам их семей.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Сегодня в детских дошкольных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих статус «инвалид» и / или «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Такие дети и их семьи испытывают множество трудностей при социальной адаптации и интеграции в общество, связанных с дефицитом объективной информации о заболевании ребенка, его перспективах развития, архитектурной недоступностью среды, значительными материальными затратами, социальной изоляцией семей, внутрисемейными конфликтами, появлением вторичных отклонений у ребенка и т.д.

Для решения данных проблем детям с ОВЗ и их семьям уже в дошкольном возрасте необходима комплексная помощь, включающая, в том числе и социально-педагогическое сопровождение.

Социально-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как систему взаимосвязанных целей, задач, субъектов, направлений деятельности, технологий содействия взрослым и детям в предупреждении и преодолении жизненных затруднений. Оно направлено на поддержку ребенка в социализации, индивидуальном развитии и содействии семье, родителям, специалистам в выстраивании отношений с ребенком.

Деятельность социального педагога по сопровождению дошкольника с ОВЗ предполагает выявление, определение и разрешение проблем детей с ОВЗ с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание, и включает в себя индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи, работу с педагогическим коллективом образовательной организации, а также формирование толерантного отношения к детям с нарушениями в развитии и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений.

 

Список литературы

1. Аникеева О.А., Жимаева Е.М. Диагностическая работа социального педагога с семьями детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 1 (57). – С. 42–54.

2. Быковская Т.Е. Социально-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения // Социально-педагогическая поддержка ребенка: матер. междун. научно-практ. конф. – М.: АПКиППРО, 2009. С. 282.

3. Гайсина Г.И. Мир детства как социально-педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. – 2011. – №5. – С. 124–128.

4. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. – Кострома, 2009. – 428 с.

5. Камышова Е.В., Ульмова О.А., Чапаева Е.А. Инвалидность ребенка как фактор риска семейного благополучия: аспекты социальной работы: коллективная монография. Саранск: Афанасьев В.С. – 2013. – С. 10–12.

6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. — 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 817 с.

7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). / [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

8. Смолонская А.Н. Сущность социально-педагогической поддержки особых детей // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/suschnost-sotsialno-pedagogicheskoy-podderzhki-osobyh-detey

9. Содномова Н.Б.-Ц. Из опыта формирования социальных компетенций старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. – Вып. 4. – С. 162–166.

10. Содномова Н.Б.-Ц. Педагогические условия формирования социальных компетенция старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дисс. канд. пед. наук. – М.,2015. – 175 с.

11. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: ВЛАДОС, 2004. С. 52.

12. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект [Текст]: моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: ООО «Издательский дом „Ажур“», 2015. – 224 с.

13. Социально-педагогическое сопровождение детей разных категорий: учебно-методическое пособие. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2011. с. 53.

14. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с.

15. Эффективность социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи: информационное издание / сост. Н.Ф. Басов, О.Н. Веричева, Е.Е. Смирнова. – Кострома: КГУ, 2017. – 120 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?