ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА В АНСАМБЛЕ ПЛОЩАДИ ИМ. ГОРОДА ПЛЕВЕН В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современное стремление к уплотнению городской ткани (продиктованное в первую очередь экономическими соображениями, изменившими представления о ценности городской застройки) приводит к постепенному уничтожению одной из важнейших характеристик архитектуры советского модернизма – эстетической и функциональной связи архитектурного объекта и природной среды. За последние десятилетия в регионах (в том числе на Юге России) наблюдается утрата не только отдельных обладающих художественной ценностью сооружений, но и целых градостроительных решений. Примером является ансамбль площади им. города Плевен в Ростове-на-Дону, исследованию которого посвящена статья. В работе проведен ретроспективный анализ поэтапного формирования плевенского ансамбля. Выявлены характерные для советского зодчества 1960–1980-х гг. архитектурно-художественные и объемно-композиционные особенности формирующих ансамбль сооружений: площади, парка им. города Плевен, бульвара Дружбы, музея интернациональной дружбы, кинотеатра «Плевен», универсама. Установлены пространственные взаимосвязи между изучаемыми объектами и окружающей средой. В ходе натурных исследований определено современное состояние входящих в ансамбль сооружений, а также зафиксирована существующая градостроительная ситуация, отражающая потери пространственных связей и особенностей формирования городской среды, характерных для советского модернизма.

Ключевые слова:
советский модернизм, Ростов-на-Дону, архитектура 1960–1980-х гг., парк им. города Плевен, ансамбль площади им. города Плевен, музей интернациональной дружбы, кинотеатр «Плевен»
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Утвержденный в 1955 г. указ ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» обозначил начало новой эпохи в зодчестве Советского Союза, которая только спустя полвека, в 2010-х гг., получила свое название – «советский модернизм». Перемены коснулись не только архитектурного облика сооружений, где на первое место вышли характерные для мирового зодчества еще в 1930–1940-х гг. качества: отсутствие декора, геометризм объемов, витражное остекление, плоские кровли и т.д.; – но и принципов градостроительного проектирования, в которых к 1960-м гг. «стал обнаруживаться, отрыв от изменившихся экономических и экологических условий развития народного хозяйства» [1, с.10]. Городская планировка требовала структурированности, наиболее рационально распределяющей функциональные зоны жизнедеятельности горожан, среди которых одно из важнейших мест выделялось рекреационным территориям. Благоустройство озелененных зон рассматривалось как часть архитектурного решения городской среды и являлось ответом на поставленные перед архитекторами вопросы экологии, охраны природы, эстетического визуального облика застройки. Подходы зодчих к градостроительному планированию в период 1960–1980-х гг., с точки зрения вовлечения природной среды в архитектурное решение, частично рассматриваются в некоторых работах, посвященных советскому модернизму [1–4], но на региональном уровне этот вопрос остается практически неосвещенным. В результате под влиянием социально-экономических ориентиров развивающаяся тенденция к уплотнению городской застройки ведет к утрате градостроительных решений, которые обладают художественной ценностью, воплощая важную характеристику советского модернизма. В качестве объекта исследования выступает ансамбль площади им. города Плевен в г. Ростове-на-Дону, являющийся ярким примером потери эстетической и функциональной взаимосвязи архитектуры и природного окружения. Основная цель работы заключается в выявлении характерных для советского модернизма принципов, получивших отражение при формировании плевенского ансамбля. Актуальность исследования определяют сразу несколько задач: проведение градостроительного анализа фрагмента среды, включающей ансамбль площади им. города Плевен, с выявлением композиционных принципов; определение архитектурно-художественных особенностей объектов, входящих в плевенский ансамбль; фиксация существующего состояния как отдельных сооружений, так и в целом комплекса изучаемой территории.

Материалы и методы. Изучены архивные источники, научно-публицистические и графические материалы по теме исследования. Проведены натурные обследования и многоаспектный анализ сооружений, входящих в архитектурный ансамбль площади Плевена в Ростове-на-Дону: парка им. города Плевен, бульвара Дружбы, здания музея интернациональной дружбы, кинотеатра «Плевен» и универсама.

Основная часть. Необходимость обеспечить население здоровыми условиями, соответствующими нормам полноценной жизнедеятельности современного горожанина, стала первоочередной задачей для зодчих 1960–1980-х гг. «Солнце, зелень, пространство» еще в 1933 г. были провозглашены основными элементами оздоровления городской среды согласно манифесту «Афинской Хартии», текст которой был составлен общепризнанным мировым мастером модернизма Ле Корбюзье [5]. Закон об охране природы 1972 г. и регламентация озеленения жилых территорий позволили проектировщикам рассматривать природную составляющую как полноценную часть комплексного формирования архитектурной среды. При таком подходе, как отмечал японский архитектор-проектировщик Фумихико Маки, «отдельное здание теряет свое значение по сравнению с коллективной общей формой» [6].

Новый подход к градостроительству определил важнейшее направление в архитектурно-строительной деятельности Советского Союза – разработка современных схем районных планировок и генеральных схем расселения на территории СССР в промышленных, курортных, торговых, административных городах и т.д. Так, в 1971 г. был утвержден Новый Генеральный план Москвы, который предполагал расчленение территории города на восемь относительно автономных жилых образований, разделяемых между собой большими лесопарковыми зонами, где размещались места отдыха для москвичей. Генеральный план Ленинграда 1966 г. предусматривал развитие города на основе ансамблевости исторического центра, важнейшей составляющей которого являются набережные, дворцовые сады и парки. В основу разработанного в 1968 г. генерального плана Тольятти легла система укрупненных планировочных модулей (от 1 до 10 км.), соразмерных окружающему ландшафту [1]. Рекреационные зоны играли ведущую роль при разработке генеральных планов Киева 1966 г., Челябинска 1967 г., Днепропетровска 1967 г. и многих других городов бывших республик Советского Союза.

Генеральный план Ростова-на-Дону, одобренный правительством в 1971 г. [7], предполагал строительство Западного Жилого Массива (ЗЖМ) как самого передового района города, в основу которого заложены новые прогрессивные приемы планировки, предполагающие зонирование территории на кварталы площадью 40–50 гектар [8]. Такие размеры позволили архитекторам предусмотреть в каждой жилой зоне размещение необходимого комплекса объектов различных функциональных сфер, удовлетворяющих потребности жителей: бытовые, культурные, рекреационные, учебные, детские, спортивные, лечебные. Отличительной чертой ЗЖМ стало обильное количество скверов-садов, парков и бульваров (рис. 1).

Рис. 1. Строительство ЗЖМ, г. Ростов-на-Дону,
1970-е гг. [9]

Авторами проекта детальной планировки Западного жилого района были Адамкович Л.П., Бельченко Б.Г., Занис Я.С. и Пушкова Л.П. под руководством главного архитектора проектного института «Ростовгражданпроект» Симоновича В.И. Ядром территории с плотной многоэтажной жилой застройкой между проспектами Стачки и Коммунистическим, а также между улицами Зорге и Малиновского стала зона парка им. города Плевен, с одной стороны граничащая со студенческим парком Ростовского Государственного Университета (РГУ), а с другой – продолжающаяся бульваром Дружбы, который поддерживал заданную главной трехчастной аллеей парка ось, проходящую перпендикулярно наиболее загруженным транспортным магистралям района по проспектам Стачки и Коммунистическому. Парк, на территории которого разместился музей интернациональной дружбы, с примыкающими к нему площадью им. города Плевен, студенческим парком РГУ, бульваром Дружбы, а также фрагментом широкой озелененной пешеходной зоны вдоль проспекта Коммунистического, являющейся благоустройством территории кинотеатра «Плевен» и здания универсама, формируют главную рекреационную зону района с необходимым культурно-бытовым обслуживанием населения (рис. 2).

Рис. 2. Схема генерального плана фрагмента ЗЖМ, г. Ростов-на-Дону, 1970-е гг. Автор Сидоренко Н.

Бульвар Дружбы протянулся узкой полосой между пятиэтажными жилыми домами, соединяя площадь им. города Плевен с Краснодарской улицей (рис. 3). В 1970 г. жители Плевна сделали ростовчанам подарок: привезли в Ростов-на-Дону 5000 саженцев болгарских роз [10], которые были использованы для благоустройства территории плевенского ансамбля, благодаря чему на бульваре Дружбы появилась Аллея Роз. Ограниченный с двух сторон транспортными проездами бульвар стал своеобразным аналогом «парковой дороги».

Рис. 3. Бульвар Дружбы (Аллея Роз),
г. Ростов-на-Дону, 1974 г. [11]

Частично существующая еще к моменту разработки нового генплана жилая застройка квартала создала необходимость переноса центральной оси рекреационной зоны: три широкие аллеи парка им. города Плевен смещены относительно линии бульвара Дружбы (см. рис. 2). Пространственно этот перенос зафиксирован с помощью расположенного в центре площади монумента советско-болгарской дружбы, открытого 10 сентября 1974 г. (рис. 4). Авторами памятника стали болгарский скульптор Цонков Д. и ростовский архитектор Бельченко Б.Г. [12].

 Рис. 4. Памятник советско-болгарской дружбе,
площадь им. города Плевен,
г. Ростов-на-Дону, 1981 г. [13]

Практически в центральной части парка на пересечении основных аллей и диагональных пешеходных троп расположена небольшая площадь, вытянутая прямоугольная форма которой образует второстепенную ось, перпендикулярную главной (см. рис. 2). Такое решение разбивает монотонность продольного движения вдоль проспектов и становится визуальным акцентом среди зелени деревьев. Формируется площадь тремя элементами: музеем интернациональной дружбы, цветочной клумбой (рис. 5) и памятником деятелю коммунистического движения Димитрову Г.М. Характерные для советского модернизма цилиндрические формы белых стен здания музея, декорированных скульптурными вставками, в сочетании с плоской остекленной кровлей противопоставлены сложной геометризированной в плане цветочной клумбе. Она расположена непосредственно на пересечении главной и второстепенной осей парка, фиксируя планировочный центр территории. В настоящее время пространственная организация парковой площади утеряна: музей стал частью ресторанного комплекса, к которому со стороны парка примыкает сцена; на месте клумбы расположен овалообразный фонтан; вместо памятника размещены торговые киоски (рис. 6).

Рис. 5. Музей интернациональной дружбы, парк им. города Плевен, г. Ростов-на-Дону, 1970-е гг. [14]

Рис. 6. Центральная площадь парка им. города Плевен, г. Ростов-на-Дону, 2020 г. Фото Сидоренко Н.

Озелененная пешеходная зона, примыкающая к парку вдоль Коммунистического проспекта, сформирована 4 элементами: зданиями кинотеатра и универсама, площадью с фонтаном между ними и пешеходным бульваром вдоль дороги (см. рис. 2). Первый универсам в Ростове-на-Дону площадью 1200 кв.м. открылся в ЗЖМ в декабре 1973 г. и стал самым передовым торговым предприятием города: здесь использовались новейшая система самообслуживания, лучшее отечественное и зарубежное оборудование и производственная техника [15]. Двухэтажный объем, в основе которого заложена типичная для унифицированного проектирования 1970-х гг. каркасная конструктивная система, представляет собой строгий параллелепипед, сочетающий легкое витражное остекление первого уровня и массивную светлую облицовку второго, которые разделены мощным нависающим над входной зоной по всей длине здания козырьком, что характерно для приемов советского модернизма (рис. 7). В 1973 г. также началось строительство кинотеатра «Плевен», который от универсама был отделен озелененной площадью с фонтаном, занимающей территорию, модульно соизмеримую с планировочными пятнами окружающих ее зданий. Таким образом два объекта притяжения посетителей не создавали скопления людей высокой плотности, а органично сочетались друг с другом, не уплотняя пространство города. Реализация кинотеатра из-за экономических проблем была окончена только в 1977 г. Построенный по индивидуальному проекту, разработанному сотрудниками «Ростовгражданпроекта» Бельченко Б.Г. и Люледжан А.А. [16], кинотеатр стал не только завершением плевенского ансамбля, но и его украшением: сочетание различных геометрических объемов, облицованных светлыми плитами; витражное остекление холлов; плоские кровли; монолитные бетонные конструкции входной группы являются яркими признаками советского модернизма (рис. 8). Над оформлением интерьеров кинотеатра с помощью мозаичных панно и керамических деталей трудились работники Ростовского Художественного фонда, что в целом являлось одним из аспектов совершенствования архитектуры отдельных зданий в 1970–1980-е гг. [17, 18].

Рис. 7. Универсам в ЗЖМ, г. Ростов-на-Дону,
1980-е гг. [14]

Рис. 8. Кинотеатр «Плевен», г. Ростов-на-Дону,
1980-е гг. [19]

В настоящее время в здании универсама расположился супермаркет «Перекресток», а также ряд небольших торговых павильонов. Второй этаж облицован пластиковыми панелями, козырек закрыт рекламой (рис. 9). Кинотеатр «Плевен» практически невозможно узнать. Теперь это часть торгово-развлекательного центра, включающего не только кинотеатр, но и предприятия торгово-бытовой сферы. Чистые формы старого здания закрыты кассетными панелями различных цветов, витражи увешаны рекламой, появилась надстройка третьего этажа (рис. 10). Кардинально поменялась внутренняя структура сооружения, где вместо двух зрительных залов на 300 и 800 мест и просторных холлов теперь размещены 5 небольших кинозалов и множество маленьких помещений кафе и торговых магазинов.

Рис. 9. Бывшее здание универсама в ЗЖМ,
 г. Ростов-на-Дону, 2020 г. Фото Сидоренко Н.

Рис. 10. Бывшее здание кинотеатра «Плевен»,
г. Ростов-на-Дону, 2020 г. Фото Сидоренко Н.

Современное состояние плевенского ансамбля характеризуется отсутствием пространственных связей между его основными составляющими и, как следствие, утратой эстетической ценности городской среды. Форма парковой площади изменена, т.к. утрачен один из ее важнейших элементов – здание музея; потеряны второстепенные осевые направления; нарушено соотношение плотность – разрежённость в рекреационной зоне. Парк перестал быть местом скопления горожан, а превратился в транзитную зону между проспектами. В 1996 г. у входа в парк со стороны проспекта Стачки был установлен памятник воинам, погибшим в локальных конфликтах, а в 2015 г. – у основания Аллеи Роз, выходящему к Коммунистическому проспекту, открыли памятник солдатам Победы. Вместе с монументом советско-болгарской дружбы они расположены на одной оси, параллельной главной аллее парка (рис. 11). Однако утерянный центральный элемент пространственной организации не позволяет проследить эту связь.

На месте площади между зданиями универсама и кинотеатра, целью которой было уравновесить за счет природных элементов наличие массивных построек, сегодня размещается двухэтажный торговый центр. С другой стороны универсама, на месте озелененной зоны, построен крытый рынок. Территория бульвара стала местом расположения многочисленных торговых киосков (рис. 11). Высокая плотность застройки привела к потере природной составляющей среды. Обладающие художественной ценностью сооружения стали рядовыми постройками, утратив не только свой архитектурный облик, но и пространственную значимость в формировании градостроительного решения. Это приводит к разрушению эстетики городской застройки, характерной для периода советского модернизма, притом, что, как отмечал Гутнов А.Э., «пространственная среда, создаваемая человеком, оказывает обратное воздействие на человека и общество, формирует новые потребности, во многом предопределяет характер деятельности, влияет на выработку мировоззрения» [20, с. 19].

Рис. 11. Схема генерального плана фрагмента ЗЖМ, г. Ростов-на-Дону, 2020 г. Автор Сидоренко Н.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования ансамбля площади им. города Плевен в г. Ростове-на-Дону дают возможность сделать следующие выводы.

  1. Плевенский ансамбль Западного Жилого Массива в Ростове-на-Дону представляет собой яркий пример советской архитектуры
    1960–1980-х гг., в котором нашел отражение ряд характерных для стиля принципов.
  2. В основу формирования ансамбля был заложен один из основных подходов мирового и советского модернизма к созданию городской среды, в результате которого природное окружение становится важной эстетической составляющей архитектурного решения. Главные аллеи парка и бульвара, площадь с расположенным в центре памятником, озелененная пешеходная зона вдоль Коммунистического проспекта создают пространственную связь между зданиями, являющимися основой культурно-досуговой и бытовой жизни жителей Западного Жилого массива: музеем, кинотеатром, универсамом. Органично вписанная в строгую сетку структуры квартала рекреационная зона, разбавляя высокую плотность жилой застройки, повышает не только уровень художественного облика района, но и его экологическое состояние.
  3. Сооружения, входящие в плевенский ансамбль, являются трансляторами архитектурно-художественных тенденций советского модернизма на региональном уровне: лаконичные формы музея с использованием плоской остекленной кровли и сочетанием с произведениями монументального искусства; геометризированные объемы кинотеатра в витражным освещением холлов; каркасная конструктивная система универсама; художественное решение элементов благоустройства (цветочной клумбы, фонтана, стенда для афиш) с учетом общей стилевой направленности основных зданий.
  4. Современное состояние сооружений ансамбля площади им. города Плевен и в целом фрагмента застройки района подтверждает тенденцию к уплотнению городской ткани, что приводит к потере художественно-эстетической ценности городской среды и ее отдельных составляющих; к утрате целостного ансамбля эпохи модернизма, игравшего некогда роль культурно-общественного центра района.
Список литературы

1. Былинкин Н.П., Журавлев А.М., Шишкина А.М., и др. Современная советская архитектура 1955 - 1980 гг.: Учебник для вузов / ред. Былинкина Н.П., Рябушина А.В. М.: Стройиздат, 1985. 224 с.

2. Бондаренко И.А., Волчок Ю.П., и др. Эстетика "оттепели". Новое в архитектуре, искусстве, культуре / ред. Казакова О.В. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 494 c.

3. Meuser Ph., Zadornin D., Sheina K. Towards a Typology of Soviet Mass Housing Prefabrication in the USSR 1955-1991. Berlin: Dom Publishers, 2015. 456 p.

4. Ritter K., Shapiro-Obermair E., Wachter A. Soviet Modernism 1955-1991. Unknown History. Zürich: Park books, 2012. 358 p.

5. Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. Современная архитектура. М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2001. 195 с.

6. Гидион З. Пространство, время, архитектура / перевод Леонене М., Черня И. М.: Стройиздат, 1984. 456 с.

7. Развитие градостроительных систем Северного Кавказа: Сборник научных трудов / ред. Бояринова А.М. Ростов н/Д: Ростовский инженерно-строительный институт, 1988. 172 с.

8. Ребайн Я. А. Завтра нашего города. Ростов в семилетии 1959-1965. Р.н/Д: Ростовское книжное издательство, 1960. 60 с

9. Ростов Главный - новости Ростова-на-Дону. Строительство ЗЖМ, середина 70-х годов. [Электронный ресурс] // Интересное.ME. 11.12.2018. URL: https://interesnoe.me/content (дата обращения: 16 февраля 2020).

10. Грачева К. Площадь имени Плевена // Молот. 1970. №94 (14448). 4 с.

11. Рахманова Н., Иванова Р. Ростов-на-Дону. Комплект из 18 цветных открыток. М.: Планета, 1974.

12. Сидоренко Н.Р. Утраченные объекты модернизма в Ростове-на-Дону. Здание музея интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2019. №10. С. 101-110.

13. Панов В. Фото. Ростов-на-Дону. Комплект из 15 цветных открыток. М.: Планета, 1981.

14. Абидова Е.А. В годы первых пятилеток. [Электронный ресурс] // История и культура Ростовской области. URL: http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000083/st013.shtml (дата обращения: 16 февраля 2020).

15. Навозов В. Донской «Универсам» // Молот. 1973. №296 (15563). С. 2.

16. Варавин Н.Я. Строится Плевен // Вечерний Ростов. 1977. №38 (5679). С. 2.

17. Иванова-Ильичева А.М., Орехов Н.В. Монументальное искусство в декоре зданий Ростова-на-Дону эпохи советского модернизма // Сб. тезисов Международной научно-практической конференции «Архитектура и искусство: от теории к практике». Ростов н/Д - Таганрог: Изд-во: Южный федеральный университет, 2018. С. 45-50.

18. Иванова-Ильичева А.М., Стушняя И.А., Орехов Н.В. Мозаика в декоративном убранстве зданий эпохи советского модернизма (на примере города Ростова-на-Дону) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. С. 100-103.

19. Кинотеатр «Плевен». [Электронный ресурс] // Retro View of Mankind's Habitat. 14.06.2018. URL: https://pastvu.com/p/785494 (дата обращения: 16 февраля 2020).

20. Гутнов А.Э. Градостроительный проект и фактор времени // Сборник Союза архитекторов СССР «Зодчество». М.: Стройиздат, 1975. Вып. 1(20). С. 19-20.


Войти или Создать
* Забыли пароль?