Россия
В статье дается обоснование интеграции развернутого, духовно-религиозного компонента в систему культурологического и религиоведческого образования высшей школы. Актуальность данного подхода обусловлена необходимостью реализации программы изучения основ религиозной культуры и духовной этики как необходимого компонента всестороннего гуманитарного образования учащихся, повышения культуро-философской и психолого-педагогической компетентности будущих преподавателей гуманитарных дисциплин, а также оптимизации нравственного воспитания современной молодежи в целом. В качестве аргументации избранной позиции автор предлагает фактологический материал, способствующий лучшему пониманию значимости и более объективной оценке роли духовно-религиоведческой составляющей в образовательном процессе.
духовная культура, религиозная культура, гуманитарное образование, гуманитарная компетентность, духовное просветительство, этический образец, нравственное воспитание.
Актуальность проблемы духовного развития и всестороннего, гармоничного образования обусловлена насущными для современного российского общества задачами сохранить национальное наследие и духовные традиции отечественной культуры, повысить морально-этический уровень граждан, их социально-психологическую зрелость, религиозно-философскую и историко-культурную компетентность. Осуществление столь важной стратегической задачи имеет особое значение в контексте обучения и воспитания молодого поколения России, ее духовного и интеллектуального потенциала.
В условиях негативного воздействия на нравственное воспитание вопросом национального выживания становится приобщение детей и юношества к основам отечественной духовно-нравственной и культурно-исторической традиции. Очевидно, что для полноценного гуманитарного образования необходимо религиозное просвещение, поскольку корни гуманитарного знания уходят в глубь истории, которая не только в России, но и в других странах неразрывно связана с духовными ценностями. Несмотря на то, что понятие духовности достаточно широко представлено и в области гуманитарной науки, и на уровне обыденного сознания, следует упомянуть, что оно шире понятия религиозности. В условиях образовательной деятельности мы считаем важным разделить данные категории для учащихся, поскольку в их представлениях они зачастую идентифицируются.
Духовность в академической гуманитарной сфере представлена как особое человеческое свойство, характеризующее и определяющее мотивацию и смысл поведения субъекта. Исходя из данной позиции, духовность правомерно представить в качестве явления целостного сознания, включающего нравственный, религиозный, психологический, художественно-эстетический и иные аспекты. В социальном плане духовность — это продукт и основа культуры, проявление «человеческого в человеке», мировоззрения и личностной философии субъекта. Интерпретируя понятие религиозности, важно уточнить, что это качество личности выражается в интеграции религиозных представлений, переживаний сакрального характера и эмоционально-чувственных состояний индивида, включенного в различные религиозные практики (таинства, обряды, ритуалы, приобщение к аскетическому религиозному опыту) конкретной религии.
1. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1992.
2. Служение делу христианского просвещения. Выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Международных Рождественских образовательных чтениях (1994-2007). - М., 2007. - С. 50.
3. Денисов П.В. Никита Яковлевич Бичурин. - Чебоксары, 1997. С. 135.
4. Павлович Н.А. Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай. Жизнеописание. - М.: ПСТГУ, 2007. - С. 27.
5. Медицинское наследие священном ученика митр. Серафима (Чичагова). История и современность. Издание Сретенского монастыря. - М., 2007. - С. 9-14.
6. Архиепископ Крымский, святитель Лука Войно-Ясенецкий. «Я полюбил страдание…» Автобиография. - М., 2003.
7. Красота спасающая. Мать Мария (Скобцова). Живопись. Графика. Вышивка / Автор-составитель К.И. Кривошеина. - СПб.: Искусство, 2004.
8. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: Международные Рождественские Чтения. - М., 2010.