В статье рассматриваются особенности международной концепции подготовки технических специалистов CDIO, основанной на стандартах двенадцати этапов деятельности образовательного учреждения: контекст инженерного образования, планируемые результаты обучения, интегрированный учебный план, введение в инженерную деятельность, опыт ведения проектно-внедренческой деятельности, рабочее пространство инженерной деятельности, опыт интегрированного обучения, активное обучение, совершенствование CDIO-компетенций преподавателей, совершенствование педагогических компетенций преподавателей, оценка CDIO навыков, оценка CDIO программы. Показано, что данная концепция имеет общую направленность с известной концепцией международного и российского национального стандарта менеджмента образовательной деятельности IWA 2 и ГОСТ Р 52614.2. Проведено сравнение основных аспектов рассматриваемых стандартов. Показана аналогия структуры указанных стандартов с типовой структурой международных стандартов менеджмента, отмечено, что стандарты CDIO детализируют методику выполнения процессов в техническом образовательном учреждении. Рекомендуется совместное применение стандартов CDIO и ГОСТ Р 52614.2 в российских технических вузах.
концепция CDIO, цикл PDCA, стандарты IWA 2 и ГОСТ Р 52614.2, подготовка специалистов технических профессий.
Уже более 20 лет различные организации по стандартизации, прежде всего Международная организация по стандартизации (ISO), разрабатывают международные стандарты в области менеджмента (МСМ). Сегодня опубликованы и используются десятки такого рода стандартов, посвященных менеджменту в самых разных областях, в том числе в образовании [1, 2]1.
Значение стандартов менеджмента трудно переоценить. Они позволяют организациям не тратить время на поиски вариантов реформирования своих систем управления в соответствии с меняющейся внешней средой, а использовать вариант, основанный на достижениях современной теории управления и опробованный на практике множеством лучших компаний во всех странах — именно такова концепция международной стандартизации менеджмента [3].
Сама идея стандартизации менеджмента достаточно проста. Она состоит в том, что в мире существует немало успешных организаций, принципы и методы управления которыми известны специалистам и многократно описаны. Кибернетика давно установила, что все системы управления сложными объектами изоморфны. Поэтому известные принципы успешного менеджмента любой организации вполне могут и должны быть описаны в стандарте или ряде стандартов.
________________
1 Стандарт [2] является российским аналогом [1].
1. IWA 2:2003 Quality management systems - Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education.
2. ГОСТ Р 52614.2-2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования.
3. Крюков И.Э., Шадрин А.Д. Типовая форма стандарта на системы менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 11. С. 91-99.
4. ИСО 9001:2000 (2008). Международный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования.
5. ISO/IEC Directives, Part 1. Consolidated ISO Supplement - Procedures specific to ISO. Third edition, 2012.
6. ISO/IEC Directives, Part 1. Consolidated ISO Supplement - Procedures specific to ISO. Third edition, 2012. Annex SL. 8 (normative). Guidance on the development process and structure of an MSS. Appendix 3 (normative). High level structure, identical core text, common terms and core definitions.
7. The CDIO™ Initiative: www.cdio.org
8. Шадрин А.Д. О кибернетических основах стандартизации менеджмента // Научно-технические ведомости СПбГПУ. № 3 (178). СПб.: Издательство Политехнического университета. 2013. С. 73-81.
9. ГОСТ 1.1. Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.