МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА-МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.К. РЕРИХА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещаются возможности музейной педагогики согласно ФГОС ООО (на примере деятельности Центра-Музея имени Н.К. Рериха) в контексте культуросозидающей парадигмы образования, направленной на формирование человека культуры, осознающего ответственность за общечеловеческие (общекультурные) универсальные ценности, которые обеспечивают существование, единство и эволюцию всего человечества, осуществляют диалог культур между эпохами, народами и людьми. Раскрывается значимость творческого наследия (художественного, литературного, эпистолярного) выдающегося русского художника, мыслителя, историка культуры и общественного деятеля Н.К. Рериха. Художественное творчество Н.К. Рериха является особенно актуальным для современного образования, так как выявляет духовное единство священных образов и символов Востока и Запада, утверждает межнациональные общечеловеческие духовно-нравственные ценности, помогает осмыслить уникальность русской культуры и культуры народов Востока. Культурно-образовательное пространство Центра-Музея имени Н.К. Рериха рассматривается автором в контексте создания комплексной педагогической модели – музейно-педагогической программы «Диалог культур "Восток-Запад"», освоение которой будет способствовать: формированию основ музейной культуры, развитию потребности общения, взаимодействия с произведениями искусства, артефактами в образовательном пространстве музея; воспитанию эмоционально-ценностного отношения к художественному наследию Н.К. Рериха; накоплению индивидуального культурного опыта, основанного на осознании универсальных общечеловеческих ценностей и культурных символов; формированию исторического сознания в контексте понимания определённых культурно-исторических вех в истории человечества, обладающих эволюционным значением для созидания будущего единства человечества, уважительного и бережного отношения к религиозным и культурным традициям народов России и стран Востока; формированию мировоззрения как системы универсальных общекультурных духовно-нравственных ценностей.

Ключевые слова:
музей, творчество Н.К. Рериха, музейная педагогика, государственный стандарт, диалог культур Востока и Запада, универсальные общечеловеческие ценности.
Текст

На рубеже XX–XXI вв. наблюдался поиск новой образовательной парадигмы, осмысление культуросозидающей функции образования, осознание необходимости принятия феномена культуры в качестве основополагающего в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов. Анализ научной литературы показывает, что культурологический подход к образованию, призванный создавать условия для развития человека культуры и обеспечивать ассимиляцию общезначимых ценностей мировой культуры, основывается в работах Б.М. БимБада, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского, Н.Б. Крыловой, Л.Я. Хоронько и других ученых. 

По мысли А.А. Поляковой, новая парадигма образования, имеющая аксиологическую направленность, должна быть ориентирована на формирование человека культуры [6], осознающего ответственность за общезначимые ценности — добро, справедливость, красоту, знание. 

Мы согласны с А.А. Поляковой в том, что главной задачей системы образования в настоящее время является «…формирование нового типа мышления — мышления аксиологического, и также нового типа сознания — сознания ответственности» [6]. Именно познание всеобщего, универсального, философии культуры приведет к созданию универсальной системы познания, призванной решить проблему самосознания человека в современном мире, т.е. проблему выбора в мире ценностей, проблему мировоззрения.

Список литературы

1. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 272.

2. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. 351 с.

3. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: изд-во «Фолио», 1997. 624 с.

4. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

5. Орлова О.В. Культурологический подход в образовании как путь формирования целостной картины мира у учащихся и проблема культурологической подготовки педагогических кадров // Образование в пространстве культуры: сб. науч. тр. Вып. 2. М.: РИК, 2005. С. 406-411.

6. Полякова А.А. Аксиологический диалог культур: учебное пособие. Ч. I. М.: РУДН, 2008. 83 с.

7. Рерих Н.K. Берегите старину. М.: МЦР, 1993. 72 с.

8. Рерих Н.К. Восток-Запад. М.: МЦР, 1994. 104 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М., 2012. http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408.

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619.

Войти или Создать
* Забыли пароль?