В статье рассмотрены дидактические условия обучения сотрудников подразделений специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в процессе профессиональной служебной подготовки. Целью статьи является контент-анализ профессиональной служебной подготовки кадров МВД России и перспективы организации служебно-боевой подготовки сотрудников подразделений МВД России. Актуальность статьи определяется констатацией необходимости усиления естественнонаучной составляющей всех видов профессиональной служебной подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России. Служебно-боевая подготовка выделяется как важнейшее условие повышения профессиональной подготовленности сотрудников специальных подразделений, поддержания высокой боевой готовности личного состава к действиям в сложной оперативной обстановке и как основа успешного решения оперативно-служебных задач. Кроме того, статья содержит предложения по дидактической оптимизации профессиональной служебной подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России в целом и служебно-боевой подготовки в частности.
дидактические условия, сотрудники подразделений специального назначения МВД России, профессиональная подготовка, естественнонаучное содержание.
Структура МВД России включает подразделения специального назначения:
- специальные отряды быстрого реагирования (СОБР);
- отряды мобильные оперативного назначения (ОМОН), которые участвуют в мероприятиях по обеспечению правопорядка в местах постоянной дислокации, а также в зоне ответственности Временной оперативной группировки органов и подразделений (ВОГОиП) МВД России на территории Северо-Кавказского региона (СКР).
Эффективное осуществление служебной деятельности сотрудников подразделений специального назначения МВД России как в местах постоянной дислокации, так и в условиях СКР является актуальной проблемой профессиональной подготовки сотрудников СОБР и ОМОН.
Раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения, а также исследующий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, называется дидактикой. Общие закономерности дидактики не всегда касаются частных особенностей обучения конкретным учебным предметам.
Дидактические условия профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России — это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения, способствующих эффективному решению поставленных задач.
1. Ипакян А.П. Оперативная обстановка: методологические вопросы моделирования: учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1982.
2. Кузнецов А.И., Дудко А.С. Особенности горного рельефа: учебное пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013.
3. Полынов Б.Б. Роль географии почв и учения о ландшафтах в тактике и оперативном искусстве. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1944.
4. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ МВД России от 10 января 2006 г. № 2 «О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
6. Приказ МВД России от 26 сентября 2007 г. № 828 «Об утверждении Инструкции по организации служебно-боевой подготовки специальных подразделений милиции».
7. Приложение к приказу МВД России № 2 от 6 июня 2012 г. № 563.
8. Примерный тематический план профессиональной служебной и физической подготовки подразделений специального назначения территориальных органов МВД России на 2013 год.
9. Псарев А.А., Коваленко А.Н., Куприн А.М., Пирнак Б.И. Военная топография: учебник. М.: Воениздат, 1986.
10. Рабочая программа первоначальной подготовки бойцов отрядов мобильного особого назначения МВД России ЦПП ГУ МВД России по Московской области (г. Видное) им. Героя России майора милиции В.А. Тинькова. Видное-2, 2012.
11. Учебно-методический комплекс по тактико-специальной подготовке Пермского филиала Нижегородской академии МВД России / авторы-составители: Э.Б. Карпинский, А.П. Андруник. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, 2009.
12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
13. Рабочая учебная программа профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 031001.65 «Правоохранительная деятельность», специализация - деятельность специальных подразделений.