КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИМЕР РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье отражено современное состояние русского языка на фоне изменений, происходящих в стране и обществе, представлена позиция Правительства Российской Федерации (Указ Президента РФ от 22 апреля 2014 г. № 375) и приведены меры, проводимые правительством с целью привлечения внимания общества к русскому языку и культуре в целом (Год культуры). Приведен анализ образовательной системы Финляндии и даны методические рекомендации по использованию положительного опыта Финляндии в создании информационно-библиотечного пространства с целью повышения интереса к чтению и литературному наследию с учетом национальных особенностей нашей страны.

Ключевые слова:
русский язык, культура, культурология, год культуры, библиотека, библиотечная среда, библиотечно-информационная среда.
Текст

Русский язык, отражая духовную жизнь российского народа, является одним из важнейших инструментов формирования духовной личности и обеспечивает приобретение человеком жизненных ориентиров, которые, в свою очередь, помогают понять и принять национальную культуру и способствуют приобщению к духовным богатствам. Исследования истории и практического опыта свидетельствуют о том, что изменения, происходящие в стране, приводят к тому, что возрастает духовная, социальная и экономическая дифференциация общества. На фоне таких постоянных изменений возрастает значение национальной культуры и русского языка как его основной культурной составляющей. Руководящие органы Российской Федерации констатируют недостаток внимания к российской культуре — важнейший компонент обновления страны. В связи с этим 2014 г. объявлен Годом культуры в России. В Указе Президента РФ от 22 апреля 2014 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» говорится, что это мероприятие проводится с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире» [1]. Одна из приоритетных задач Года культуры — повышение роли русского языка и литературы, так как язык — это основа любой национальной культуры. Русский язык отражает духовную жизнь русского народа и помогает понять и принять национальную общемировую культуру. В связи с этим именно отличное владение русским языком российских школьников — это визитная карточка российского образования. Среди намеченных мероприятий в рамках Года культуры можно отметить обеспечение охраны культурного наследия, проведение просветительских акций, направленных на повышение значимости русского языка и сохранение литературного наследия, как, например, конкурс «Библиотекарь-2014».

Список литературы

1. О проведении в Российской Федерации Года культуры: Указ Президента РФ 22 апреля 2014 г. № 375. http://mkrf.ru/

2. Снижение минимального балла на ЕГЭ по русскому языку спасло 20 % аттестатов. http://ria.ru/abitura/20140619/1012696068.html

3. Голодец: ЕГЭ-2014 выявил серьезные проблемы с русским языком. http://ria.ru/

4. Основные итоги единого государственного экзамена по русскому языку в 2013 году в Санкт-Петербурге: Аналитический отчет предметной комиссии. СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб. «РЦОКОиИТ», 2013. 29 с.

5. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001. 203 с.

6. Степина О.Г., Маркова Е.М. Публичные библиотеки России и Финляндии: факторы развития и успеха // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2013. № 1-2.

7. Программа международной оценки обучающихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии. www.centeroko.ru/pisa/pisa.htm

8. Программа ЮНЕСКО. http://www.pcpi.ru

9. Будущее в просвещении. www.minedu.fi

Войти или Создать
* Забыли пароль?