Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе дан анализ основных этапов развития системы начального образования в России в XVIII—XIX вв., выявлены основные проблемы, стоявшие перед начальной школой в исследуемый период.

Ключевые слова:
система начального образования, педагогические кадры, всеобщее образование.
Текст

В настоящее время, когда наша страна стоит на пути реформирования образовательной системы, актуальным становится изучение истории российской начальной школы, которая была фундаментом системы среднего и высшего образования и основополагающим элементом модернизации страны. Изучение основных проблем, стоявших перед реформаторами начальной школы в XVIII—XIX вв., исследование передового опыта европейских стран и его влияния на процесс реформирования отечественного образования представляются чрезвычайно важными на современном этапе.

Изучение истории становления начальной школы в России традиционно привлекало особое внимание историков. Первые работы по этой теме появились на рубеже XIX—XX вв. [1; 6]. Значительное место среди них занимает исследование С.В. Рождественского, в котором формирование системы начальной школы анализируется в контексте развития системы среднего и высшего образования в России [9; 10]. В советский период интерес историков к изучению начальной школы в дореволюционной России также был очень высоким, что проявилось в издании цикла работ по этой тематике [7; 14]. В современной историографии основная часть работ посвящена исследованию системы начального образования в различных регионах России [2; 8]. Целый ряд работ посвящен исследованию процесса подготовки педагогических кадров для начальных школ, их социального и материального положения [5; 12]. К фундаментальным современным исследованиям по истории начального образования следует отнести работу Т.В. Филоненко. В своем труде автор выявляет специфику развития средней и начальной школы в контексте государственной политики России в сфере образования XIX — начала XX в. [13].

До XVIII в. системы светского начального образования в России не было. Начальные школы действовали только при монастырях и церквях, где детей обучали чтению церковных книг и пению. Учебных пособий было немного, в основном рукописных. Печатные книги были недоступны основной части общества и предназначались для царской семьи и знатного боярства. Учебные занятия в начальных школах проводили священнослужители, для которых преподавательская работа была второстепенной деятельностью. Допускались частные учебные занятия, их проводили выпускники церковных школ, не нашедшие для себя другого источника заработка. Качество обучения при этом было крайне низким, а отношение учителей к своей работе — формальным.

Список литературы

1. Белявский А. Исторический очерк развития элементарной школы в биографиях замечательнейших педагогов и по уставам правительств. - СПб., 1905.

2. Белякова Е.Ю. Начальная школа на Дону в 60-70-е годы XIX века: состояние и реформирование. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Новочеркасск, 2004.

3. Галахов А.Д. Записки человека. - М., 1999.

4. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. - М., 1900.

5. Зубков И.В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916. - М., 2010.

6. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования до эпохи реформ Александра II. - М., 1910.

7. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. - М., 1953.

8. Оторочкина А.Е. Народное образование в губерниях Верхней Волги в первой половине XIX века. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Ярославль, 2005.

9. Рождественский С.В. Из истории идеи народного просвещения в Александровскую эпоху. // Сб. ст. по русской истории, посвященных С.Ф. Платонову. - Пг., 1922. - С. 382-396.

10. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802-1902. - СПб., 1902.

11. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. - СПб., 1875. - Т. 1-5.

12. Слотин В.Е. Провинциальное училищное чиновничество России в XIX в.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Киров, 2010.

13. Филоненко Т.В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX - первой трети XX вв.: Дисс. ... д-ра ист. наук. - Воронеж. 2004.

14. Шабаева М.Ф. Школа и учительство в России в I четверти XIX века (от начала века до восстания декабристов): Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1955.

Войти или Создать
* Забыли пароль?