Современные государства активно ищут новые средства побуждения налогоплательщиков к соблюдению законодательства. В статье анализируются основные направления реформирования систем налоговых санкций в зарубежных странах. Отмечается, что все активнее обсуждаются и предлагаются к применению меры, которые по своей правовой природе не являются правовыми санкциями в налоговой сфере в узком смысле, а скорее являются косвенными мерами, опосредованно воздействующими на нарушителей налоговых норм. Подобные меры фактически охватывают неблагоприятные для налогоплательщика последствия в виде ограничений реализации его прав не только в налоговой, но и в иных сферах. Обращается внимание на значимость для эффективности реализации косвенных мер информированности налогоплательщиков, поскольку осведомленность субъекта способствует превенции нарушений, побуждает к законопослушному поведению. Правовая информация о налоговых санкциях делает предсказуемыми для налогоплательщика последствия его деяний. С учетом выявленных мировых тенденций проведено исследование национальной системы налоговых санкций. В результате анализа определены особенности отечественной системы налоговых санкций и существующие проблемы, предложены пути их преодоления. В заключение сделан вывод о необходимости совершенствования российской системы на основе принципов законности, справедливости, равенства.
Принципы, налоговая санкция, система налоговых санкций, коллатеральные санкции, штраф, справедливость, определенность, равенство.
Необходимость сокращения бюджетных расходов остро ставит вопрос об эффективности налогового администрирования, включая и осуществление принуждения. При этом, несмотря на то что современные налоговые администрации обладают достаточным арсеналом средств для эффективного сбора налогов, в том числе мер принуждения, процесс их ревизии носит перманентный характер. Изменение национальных систем налоговых санкций происходит на фоне более общих процессов, охватывающих все сферы государственного регулирования и направленных на поиск оптимальной модели. В то же время кризисные явления в экономике выводят на первый план не только эффективность, но и справедливость налоговой системы. Известно, что «несправедливость санкций порождает нарушение баланса частных и публичных интересов». Во-первых, возникающее искажение налоговыми средствами конкурентных условий не способствует многообразию хозяйствующих субъектов и создает предпосылки для коррупции.
Во-вторых, излишняя суровость санкций, равно как и их мягкость, может оказать пагубное влияние на соблюдение налогоплательщиками требований налогового законодательства, а как следствие, снизить бюджетную обеспеченность отдельных территорий и государства в целом.
Таким образом, с одной стороны, санкции не должны быть чрезмерными, с другой — они не должны быть незначительными для субъекта. В связи с этим Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание правоприменителей и законодателей на то, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны соответствовать двум базовым принципам, лежащим в основе системы налоговых санкций, — справедливости и соразмерности.
Следует отметить, что понятие санкции не только в правовой науке, но и в политологии, социологии, философии имеет несколько значений: ответная реакция одного субъекта на деяние другого; последствие социальной нормы; практическая реакция людей на определенные факты; элемент юридической нормы; согласие (дозволение); мера принуждения; инструмент превентивного влияния, меры оперативного воздействия. В зарубежных исследованиях обращается внимание на необходимость рассмотрения санкций как фактора, влияющего на соблюдение законодательства, при этом встречаются критические оценки возможности обеспечения надежного прогноза последствий введения предлагаемых моделей правового регулирования и правовых инструментов исключительно на основе распространенной в последние десятилетия в праве и экономике теории необихевиоризма, поскольку таковая фактически допускает самые разные отклонения от правовых моделей.
В связи с этим следует согласиться, что хотя психологический аспект является достаточно важным для понимания поведения налогообязанных лиц и принятия решения о введении налогового стимулирования, но не стоит его абсолютизировать. Во-первых, налогоплательщики не всегда действуют рационально; во-вторых, изменения правового, социального и экономического контекстов приводят к изменению общественной оценки различных социальных явлений, в том числе общественной опасности нарушений законодательства, а также приемлемых практик и моделей поведения.
1. American Institute оf Certified Public Accountants. Report on Civil Tax Penalties: The Need for Reform. April 2013. Р. 1. URL: http://www.aicpa.org/advocacy/tax/taxlegislationpolicy/downloadabledocuments/aicpa-report-civil-tax-penalty-reform-2013.pdf.
2. Blank J. Collateral Compliance. Preliminary Draft 11/13/12. URL: http://web.law.columbia.edu/sites/default/files/microsites/tax-policy/files/2012/Blank_CollateralCompliance.pdf.
3. Buchanan N. H. Has Behavioral Law and Economics Jumped the Shark? Understanding When a Promising Research Agenda Has Run Its Course - And Why It Matters in the Real World. URL: http://verdict.justia.com/2013/08/05/has-behavioral-law-and-economics-jumpedthe-shark#sthash.8nGUkSGe.dpuf.
4. Tax Law Design and Drafting. Vol. 1 / ed. by V. Thuronyi. Washington, 1996.
5. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 2001.
6. Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2013.
7. Журавлева О. О. Принцип сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков // Журнал российского права. 2013. № 3.
8. Журавлева О. О., Исмаилова Л. Ю., Подшибякин А. С. Принцип справедливости и критерии дифференциации ответственности за налоговые правонарушения // Финансовое право. 2013. № 1.
9. Зулета Х. К, Лейтон А., Иванович Э. Ф. Практика возмещения НДС в Боливии // Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне сектора экономики и государственного управления. Пер. с англ. / под ред. Э. Кампоса, С. Прадхана. М., 2010.
10. Исаев А. А. Очерк теории и политики налогов. М., 2004.
11. Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993.
12. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд. М., 2003.
13. Налоговое право России /отв. ред. Ю. А. Крохина. 3-е изд. М., 2007.
14. Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю. А. Крохина. 3-е изд. М., 2007.
15. Соловьев И. Н. О штрафах, взимаемых за нарушения законодательства о налогах и сборах // Финансовое право. 2002. № 3.
16. Старилов Ю. Н. Нарушения налогового законодательства и юридическая ответственность. Воронеж, 1995.
17. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 172.