НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современные государства активно ищут новые средства побуждения налогоплательщиков к соблюдению законодательства. В статье анализируются основные направления реформирования систем налоговых санкций в зарубежных странах. Отмечается, что все активнее обсуждаются и предлагаются к применению меры, которые по своей правовой природе не являются правовыми санкциями в налоговой сфере в узком смысле, а скорее являются косвенными мерами, опосредованно воздействующими на нарушителей налоговых норм. Подобные меры фактически охватывают неблагоприятные для налогоплательщика последствия в виде ограничений реализации его прав не только в налоговой, но и в иных сферах. Обращается внимание на значимость для эффективности реализации косвенных мер информированности налогоплательщиков, поскольку осведомленность субъекта способствует превенции нарушений, побуждает к законопослушному поведению. Правовая информация о налоговых санкциях делает предсказуемыми для налогоплательщика последствия его деяний. С учетом выявленных мировых тенденций проведено исследование национальной системы налоговых санкций. В результате анализа определены особенности отечественной системы налоговых санкций и существующие проблемы, предложены пути их преодоления. В заключение сделан вывод о необходимости совершенствования российской системы на основе принципов законности, справедливости, равенства.

Ключевые слова:
Принципы, налоговая санкция, система налоговых санкций, коллатеральные санкции, штраф, справедливость, определенность, равенство.
Текст

Необходимость сокращения бюджетных расходов остро ставит вопрос об эффективности налогового администрирования, включая и осуществление принуждения. При этом, несмотря на то что современные налоговые администрации обладают достаточным арсеналом средств для эффективного сбора налогов, в том числе мер принуждения, процесс их ревизии носит перманентный характер. Изменение национальных систем налоговых санкций происходит на фоне более общих процессов, охватывающих все сферы государственного регулирования и направленных на поиск оптимальной модели. В то же время кризисные явления в экономике выводят на первый план не только эффективность, но и справедливость налоговой системы. Известно, что «несправедливость санкций порождает нарушение баланса частных и публичных интересов». Во-первых, возникающее искажение налоговыми средствами конкурентных условий не способствует многообразию хозяйствующих субъектов и создает предпосылки для коррупции. 

Во-вторых, излишняя суровость санкций, равно как и их мягкость, может оказать пагубное влияние на соблюдение налогоплательщиками требований налогового законодательства, а как следствие, снизить бюджетную обеспеченность отдельных территорий и государства в целом. 

Таким образом, с одной стороны, санкции не должны быть чрезмерными, с другой — они не должны быть незначительными для субъекта. В связи с этим Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание правоприменителей и законодателей на то, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны соответствовать двум базовым принципам, лежащим в основе системы налоговых санкций, — справедливости и соразмерности.

Следует отметить, что понятие санкции не только в правовой науке, но и в политологии, социологии, философии имеет несколько значений: ответная реакция одного субъекта на деяние другого; последствие социальной нормы; практическая реакция людей на определенные факты; элемент юридической нормы; согласие (дозволение); мера принуждения; инструмент превентивного влияния, меры оперативного воздействия. В зарубежных исследованиях обращается внимание на необходимость рассмотрения санкций как фактора, влияющего на соблюдение законодательства, при этом встречаются критические оценки возможности обеспечения надежного прогноза последствий введения предлагаемых моделей правового регулирования и правовых инструментов исключительно на основе распространенной в последние десятилетия в праве и экономике теории необихевиоризма, поскольку таковая фактически допускает самые разные отклонения от правовых моделей. 

В связи с этим следует согласиться, что хотя психологический аспект является достаточно важным для понимания поведения налогообязанных лиц и принятия решения о введении налогового стимулирования, но не стоит его абсолютизировать. Во-первых, налогоплательщики не всегда действуют рационально; во-вторых, изменения правового, социального и экономического контекстов приводят к изменению общественной оценки различных социальных явлений, в том числе общественной опасности нарушений законодательства, а также приемлемых практик и моделей поведения.

Список литературы

1. American Institute оf Certified Public Accountants. Report on Civil Tax Penalties: The Need for Reform. April 2013. Р. 1. URL: http://www.aicpa.org/advocacy/tax/taxlegislationpolicy/downloadabledocuments/aicpa-report-civil-tax-penalty-reform-2013.pdf.

2. Blank J. Collateral Compliance. Preliminary Draft 11/13/12. URL: http://web.law.columbia.edu/sites/default/files/microsites/tax-policy/files/2012/Blank_CollateralCompliance.pdf.

3. Buchanan N. H. Has Behavioral Law and Economics Jumped the Shark? Understanding When a Promising Research Agenda Has Run Its Course — And Why It Matters in the Real World. URL: http://verdict.justia.com/2013/08/05/has-behavioral-law-and-economics-jumpedthe-shark#sthash.8nGUkSGe.dpuf.

4. Tax Law Design and Drafting. Vol. 1 / ed. by V. Thuronyi. Washington, 1996.

5. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 2001.

6. Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2013.

7. Журавлева О. О. Принцип сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков // Журнал российского права. 2013. № 3.

8. Журавлева О. О., Исмаилова Л. Ю., Подшибякин А. С. Принцип справедливости и критерии дифференциации ответственности за налоговые правонарушения // Финансовое право. 2013. № 1.

9. Зулета Х. К, Лейтон А., Иванович Э. Ф. Практика возмещения НДС в Боливии // Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне сектора экономики и государственного управления. Пер. с англ. / под ред. Э. Кампоса, С. Прадхана. М., 2010.

10. Исаев А. А. Очерк теории и политики налогов. М., 2004.

11. Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993.

12. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд. М., 2003.

13. Налоговое право России /отв. ред. Ю. А. Крохина. 3-е изд. М., 2007.

14. Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю. А. Крохина. 3-е изд. М., 2007.

15. Соловьев И. Н. О штрафах, взимаемых за нарушения законодательства о налогах и сборах // Финансовое право. 2002. № 3.

16. Старилов Ю. Н. Нарушения налогового законодательства и юридическая ответственность. Воронеж, 1995.

17. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 172.

Войти или Создать
* Забыли пароль?