ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования условий формирования профессионально-этических компетенций и освоения стейкхолдер-анализа как метода принятия этичных управленческих решений. Объектом рассмотрения выступает одна из базовых этических компетенций — способность выносить этическую оценку и осуществлять выбор в модусе управленческого решения требуемой степени этичности.

Ключевые слова:
этическое образование, уровни этического образования, этические компетенции, стейкхолдер-анализ, принятие этичных управленческих решений, этико-образовательные технологии, case-study, этика управленческих решений, моральный выбор.
Текст

Поиск, развитие и внедрение новых образовательных технологий является актуальной задачей современного этического образования [1; 2], поскольку неэффективное, «нетехнологичное» образование сегодня стало «непозволительной роскошью». Понимание этого стимулировало изучение форм, методов и технологий формирования этических компетенций на кафедре философии Сибирского государственного технологического университета в рамках научно-образовательного проекта «Лаборатория прикладной и практической этики». В образовательных стандартах нового поколения содержится широкий перечень профессиональных компетенций с солидной этической составляющей. Особенно четко они видны в учебных программах по деловой, профессиональной и общей этике: способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; демонстрация уважения к людям; владение правилами речевого этикета и приемами убеждения; выстраивание и реализация перспективных линий нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки и сделать необходимые выводы и др.

Перечисление этических компетенций будущего специалиста можно продолжать, но важно не на словах, а на практике сформировать эти профессионально и личностно необходимые качества. Представляется, что формирование профессиональноэти ческих компетенций эффективно как технологичный процесс, когда освоение конкретной компетенции происходит не в единичном или слу чайном опыте, а перерастает уровень «ремесла» и приобретает технологичность. В технологичном образовательном процессе решающую роль играет «изготовление», стоящее выше «ознакомления» (лекционно-семинарская форма) и даже «освоения», проходящего в форме тренингов, и практических занятий всех типов. «Изготовление» осуществляется в образовательных формах проектной мастерской, аналитической сессии, организационно-деятельностной игры и т.п.

Список литературы

1. Апресян Р.Г. Этика в высшем образовании // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 26: Этика образования / под ред. В.И. Бакштановского и Н.Н. Карнаухова. - Тюмень: НИИПЭ, 2005.

2. Бакштановский В.И. Введение в прикладную этику - Тюмень, 2006.

3. Беспалко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

4. Викторук Е.Н. Этика науки в курсе для аспирантов и соискателей // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири (СИБРЕСУРС-13-2007): Доклады (материалы) 13-й Междунар. науч-практ. конф. Кемерово, 1-3 окт. 2007 г. / отв. ред. В.Н. Масленников. - Томск: САН ВШ; В. Спектр, 2007. - С. 211-214.

5. Викторук Е.Н. Этика и мораль глобального мира: пути к «Человеку воспитанному» // Культура и этика нового мира / отв. ред. Москвич Ю.Н. [Серия: библиотека актуальной философии] Вып. 6. - Красноярск: Литера-принт, 2009.

6. Викторук Е.Н. Этика и аксиология науки для аспирантов и соискателей (опыт работы в Сибирском государственном технологическом университете) // Эпистемология и философия науки. Ежеквартальный журнал. 2009. Т. XXI, № 3 / Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. - Институт философии Российской Академии наук. - Москва: Канон+, 2009. - С. 95-106.

7. Де Джордж Р.Т. Деловая этика / пер. с англ. - М.: ИГ «Прогресс»; ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2003.

8. Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива / пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?