Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объект. Учения св. Томмазо: социальное учение, теология добродетелей и морали, учение о духовном совершенствовании личности, учение о социальной справедливости, экономическое учение, учение о человеке и обществе, политическое учение. Предмет. Социальное учение св. Томмазо. Моральные нормы регулирования поведения людей. Духовное совершенствование личности посредством благих деяний проявления природных способностей. В моральных действиях человека направляет его натура. Теологические добродетели: вера, надежда и милосердие. Милосердие как высшая теологическая добродетель. Учение св. Томмазо о социальной справедливости. Принцип верховенства общего блага над благом частных лиц. Справедливость как высшая добродетель. Средство обеспечения справедливости – право. Справедливость в законодательной сфере – ее формализованный вариант. Частная собственность как основа порядка и ответственности. Свободный человек – кто отдает то, что имеет в избытке, и это основа благотворительности. Богатство как источник ложных представлений человека о его влиянии и авторитете. Расточительность как порок непридания материальным благам должного значения. Св. Томмазо об обязанности государства создавать в социальной, экономической и политической областях благоприятные условия для добродетельной жизни граждан. Принцип справедливого распределения в экономических отношениях. Ростовщичество как аморальная деятельность. Мир – результат милосердия. Христианский реформизм св. Томмазо: общество – иерархически построенное единство общественных и профессиональных организаций; корпоративизм – альтернатива индивидуализма; наилучшая форма политического устройства и благочестивой жизни, конституционная монархия. Цель. Систематизация духовного наследия св. Томмазо в соотнесении с проблемами современного общества, системы образования, социального, экономического и политического устройства общества и общественных отношений.

Ключевые слова:
рациональное развитие, мудрость, образованность, благоразумие, теологические добродетели, социальная справедливость, позитивные права, справедливая цена, либеральные экономические концепции, ростовщичество, финансовый капитал, конституционная монархия.
Текст

Социальное учение св. Томмазо имеет всеобъемлющий характер, поскольку моральные нормы, регулирующие поведение людей, согласно этому учению должны быть регуляторами в области экономики и политики, а также в социальной сфере. Сложившийся в Средние века общественный строй был разрушен в XVIII—XIX вв., в качестве разрушительных сил следует назвать национализм, капит ализм, промышленную революцию, а также Французскую революцию.

В результате повсеместно усилились эксплуатация рабочих и крестьян, были подорваны устои семьи и политическая стабильность, возникли острые социальные проблемы. Церковь, озабоченная обострением этих проблем и поисками адекватных решений, обратилась к св. Томмазо. В период с конца XIX в. вплоть до II Ватиканского собора его идеи служили нам в качестве ориентиров. Как и «ангельский наставник» (так называли Томмазо его современники), папы нового времени считают, что социальные проблемы относятся к духовной сфере.

Список литературы

1. Aquinas Thomas. Catena aurea in quatuor evangelia. Ed. 7. Т. II. Taurini, 1915.

2. Aquinas Thomas. Opuscula omnia / Ed. P. Mandonnet. Т. 1. Opuscula genuina philosophica. P., 1927.

3. Аквинский Фома. Сумма теологии. Ч. I / Пер. С.И. Еремеева, А.А. Юдина. Киев, 2002. 559 с.

4. Аквинский Фома. Сумма теологии. Часть вторая. Вопросы LXXVII-LXXVIII / Пер. Н.В. Калмычковой // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5 т. Т. 1. От зари цивилизации до капитализма. М., 2004.

5. Аквинский Фома. Сумма против язычников. Кн. 1 / Пер. и прим. Т.Ю. Бородай. М., 2004.

6. Аквинский Фома. Сумма против язычников. Кн. 2 / Пер. и прим. Т.Ю. Бородай. М., 2004.

7. Аквинский Фома. Учение о душе / Пер. с лат. К.В. Бандуровского, М. Гейде. СПб., 2004.

8. Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1997. № 9. С. 156-162.

9. Бородай Т.Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010.

10. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.: Наука, 1989.

11. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.

12. Грецкий С.В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. Душанбе, 1990.

13. Дзикевич Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. М., 1986.

14. Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского / Пер. с франц. Г.В. Вдовиной. М.; СПб., 2000. 495 с.

15. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995.

16. История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

17. Калмычкова Е.Н. Фома Аквинский // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5 т. Т. 1. От зари цивилизации до капитализма. М., 2004. С. 114-120.

18. Коплстон Ф.-Ч. Аквинат: Введение в философию великого средневекового мыслителя / Пер. с англ. В.П. Гайденко. Долгопрудный, 1999.

19. Лупандин И.В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. 1989. № 2.

20. Лященко В.П. Философия. М., 2007.

21. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

22. Неретина С. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. - СПб.: Амфора, 2008.

23. Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Вып. I. М., 1989.

24. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. 1995. № 33.

25. Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. М., 1979.

26. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей» // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII вв.) Л., 1990.

Войти или Создать
* Забыли пароль?