ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СВОЕГО ТЕЛА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
По данным Всемирной организации здравоохранения, около пятой части от общего числа инвалидов – это лица с поражением опорно-двигательного аппарата, которое наступило вследствие разнообразных травм в возрасте старше 23 лет. По своей психологической сути, они являются причиной серьезного и тяжело переживаемого ненормативного кризиса развития личности, требующего огромных внутренних усилий для восстановления оптимального взаимодействия с другими людьми и с обществом в целом. Поражение опорно-двигательного аппарата часто приводит к нарушению морфологических и функциональных характеристик человека, что обусловливает и изменение у человека восприятия своего тела. В этой связи основой коррекции психологического статуса лиц с ограничениями возможности здоровья (ОВЗ) выступает устранение искаженности представлений о своем теле, обеспечение принятия им своего внешнего облика, развитие стремления к компенсации физических ограничений, возникших после травмы и нейтрализации чувства неполноценности. Формирование позитивного отношения к восприятию личностью своего тела позволяет обеспечить снижение уровня депрессии, тревожности, чувства безнадежности, активизацию жизненный планов личности и ее способности к преодолению жизненных трудностей. Достижение состояния адаптированности зависит от ресурсов самой личности, ставшей инвалидом в результате физической травмы и от эффективности специально организованных психологических воздействий, осуществляемых в процессе реализации тренингов, направленных на формирование позитивного отношения к восприятию личностью своего тела. Показана высокая эффективность комплекса тренингов: тренинг развития компенсаторных способностей, «временная перспектива», тренинг арт-терапии.

Ключевые слова:
адаптационные механизмы, восприятие своего тела, инвалиды, личность, поражение опорно-двигательного аппарата, ОВЗ, самовосприятие, травмы, физическое состояние
Список литературы

1. Каминская Н.А., Айламазян А.М. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3(19). - С.45-55.

2. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. - Белгород, 2002. -200 с.

3. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рас¬сказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного по-тенциала // Психологическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 8-31.

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика. Воронеж, 1997. - 316с.

5. Лукашенко Д.В. Системный подход к адаптации личности // Человеческий капитал. - 2016. - № 1 (85). - С. 71-72.

6. Лукашенко Д.В. Адаптивный потенциал как способность личности // Человеческий капитал. - 2015. - №. 10 (82). - С. 88-90.

7. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. Москва, 1977. - 110 с.

8. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.

9. Bonkalo T.I., Shmeleva S.V., Zavarzina O.O., Dubrovinskaya Ye.I., Orlova Yu.L. Peculiarities of interactions within sibling subsystem of a family raising a child with disabilities. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016; 7(1): 1929-1937.

10. Makhov A.S., Stepanova O.N., Shmeleva S.V., Petrova E.A., Dubrovinskaya E.I. Planning and Organization of Sports Competitions for Disabled People: Russian Experience. Biosciences biotechnology research Asia. 2015. Vol. 12(1) pp. 34-44.

11. Strelkov V.I., Zavarzina O.O., Shmeleva S.V., Kartashev V.P., Savchenko D.V. Psychological barriers in college teacherʼs career «Helping professions». Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016; 7(1):1938-1945.

Войти или Создать
* Забыли пароль?