В программной среде «КОМПАС-3D» выполнена курсовая работа по проектированию 3D-модели и сборочного чертежа. Индивидуальное задание типового станочного приспособления выдается обучающимся в электронном виде. Электронный кейс задания содержит: справочную информацию, описание устройства конструкции, соединения и эскизы оригинальных деталей. Курсовая работа выполняется по этапам: поиск эскизного проекта с расчетом крепежных стандартных изделий, 3D-эскиз моделей деталей, 3D-сборочный эскиз модели изделия, сборочный чертеж и спецификация к сборочному чертежу. Для успешно выполняющих курсовую работу дополнительно может быть выдан чертеж детали сконструированного изделия. Выполненная зачетная курсовая работа сдается преподавателю в электронном виде.
эскизный проект, «КОМПАС-3D», 3D-эскиз моделей деталей, 3D-сборочный эскиз модели изделия, сборочный чертеж, спецификация.
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и массовое введение бакалавриата в техническом университете потребовали пересмотра традиционной методики геометро-графической подготовки студентов [3]. При этом преподавание в рамках дисциплин геометро-графической подготовки электронных технологий пока, по разным причинам, находится на переходной стадии. Есть разные мнения, тенденции и практика традиционных подходов в сочетании с различными вариантами применения РС-технологий в рамках геометро-графической подготовки [2; 4; 6; 11; 13].
При этом обучаемые должны погружаться в специфику данного специально ориентированного ПО (для инженерной графики СAD/CAE/CАМ-системы). Решение учебных задач на основе моделей их будущей предметной области должно вызывать у обучающихся больше желания самостоятельно углубляться, по мере необходимости, в нюансы соответствующего программного обеспечения, чем при работе с «безликим» материалом [7]. В обучении выполнения курсового проектирования использован «Справочник конструктора машиностроителя» В.И. Анурьева, отражающий требования нормативно-технической документации, действующей на 1 июля 2000 г. По всему изданию отмечены международные стандарты ИСО, с которыми гармонизированы межгосударственные и российские стандарты [5], и курс учебника В.С. Корсакова «Основы конструирования приспособлений» при курсовом проектировании. Опыт преподавания курса «Основы конструирования приспособлений» в МВТУ им. Н.Э. Баумана и других вузах показал, что материал лучше усваивается при выполнении домашних заданий и лабораторных работ. Последние должны подтверждать основные положения курса и иметь преимущественно исследовательский характер [10].
В учебной программе ряда вузов предусмотрены курсовые работы [12], в частности в Пермском национальном исследовательском политехническом университете, для второго курса бакалавриата – курсовая работапо инженерной графике. По индивидуальному заданию студенты выполняют конструкцию типового станочного приспособления и сборочного чертежа. На аудиторные практические занятия отведено 16 академических часов. При выполнении проекта выполняется электронное документирование 3D-эскизов моделей деталей, 3D-сборочного эскиза модели приспособления и сборочного чертежа в программном продукте группы компаний «АСКОН» «КОМПАС-3D», с библиотекой стандартных изделий и интерактивной справочной информацией по использованию [1]. Для изучения нового программного продукта «КОМПАС-3D V15» созданы видеоролики специалистами «АСКОН», пользователями в промышленности и образовании, статьи и книги в электронном виде [8]. При окончательном оформлении сборочного чертежа и спецификации использован учебник для вузов под редакцией Ю.И. Королева, С.Ю. Устюжаниной «Инженерная графика» [9].
1. Азбука КОМПАС-3D V14/Азбука КОМПАС - График V14 Машиностроительная конфигурация / Всесторонняя помощь пользователям систем КОМПАС, ЛОЦМАН, ВЕРТИКАЛЬ, Корпоративных Справочников и прикладных библиотек / АСКОН. URL: support@astrastudio.ru
2. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Инновационные подходы при обучении геометрическому моделированию // Проблемы качества графической подготовки в условиях ФГОС ВПО: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/
3. Альшакова Е.Л. Применение информационных технологий в учебном процессе на кафедре начертательной геометрии и инженерной графики // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 42-46.
4. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. М.: Машиностроение, 2001.
5. Асекритова С.В. Методика преподавания курса «Графические редакторы САПР» // Геометрия и графика: Научно-методический журнал. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 46-48.
6. Горнов А.О., Захарова Л.В., Усанова Е.В., Шацилло Л.А. Базовая инженерная геометро-графическая подготовка на основе 3D-моделирования // Проблемы качества графической подготовки в условиях ФГОС ВПО: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/
7. Горнов А.О., Захарова Л.В., Усанова Е.В., Шацилло Л.А. Базовая инженерная геометро-графическая подготовка на основе 3D-моделирования (к инструментально-технологической части программы [1] // Проблемы качества графической подготовки в условиях ФГОС ВПО: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/
8. КОМПАС-3D V15, видеоролики, статьи, книги. URL: http://kompas.ru/
9. Королев Ю.И., Устюжанина С.Ю. Инженерная графика. СПб.: Питер, 2013.
10. Корсаков В.С. Основы конструирования приспособлений: Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1983.
11. Лепаров М.Н., Попов М.Х. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. Вып. 1. С. 22-29.
12. Парвулюсов Ю.Б. Применение компьютерной графики при курсовом проектировании оптических приборов // Геометрия и графика: Научно-методический журнал. 2014. Т. 2. Вып. 1. С. 42-45.
13. Фокина Н.И., Бощенко Т.В. Поиск эффективной методической системы обучения студентов компьютерной графике // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 68-69.