В работе рассматривается взаимосвязь диагностической функции нулевого контроля знаний студентов 1-го курса по геометрии и черчению с методикой обучения дисциплинам геометро-графического профиля. Предлагаются методические приёмы и разработки для адаптации традиционной системы обучения к существующему уровню подготовки студентов путем использования учебных тестов, позволяющих увязывать базовые геометрические знания с изучаемым материалом, персонификации содержательной части всего спектра графических заданий, использования специфических дистанционных курсов, ориентированных на обучение студентов дневной формы обучения.
нулевой контроль, геометрия, инженерная графика, методические разработки, геометро-графические дисциплины, уровень знаний, дистанционное обучение.
Постановка проблемы
Уровень знаний по фундаментальным дисциплинам, изучаемым студентами втузов, фактически определяет уровень подготовки будущих специалистов в целом, а следовательно, нуждается в постоянном мониторинге с учетом быстро меняющихся условий их получения.
Стремительное развитие информационных технологий обеспечивает в настоящее время создание новых технологий и обучения и контроля его качества, в частности, по фундаментальным дисциплинам, имеющим дело с графической информацией.
Качество усвоения студентами учебной дисциплины (уровень знаний), в том числе начертательной геометрии, являющейся основой геометрического моделирования инженерных объектов, напрямую зависит от целого ряда факторов. К основным факторам можно отнести:
- уровень школьной подготовки абитуриентовстудентов 1-го курса;
- качество используемых методик обучения и учебно-методических материалов;
- уровень квалификации преподавателей;
- личностная мотивация.
Если на три последних фактора преподаватель может оказывать воздействие, то первая причина выступает априори и во многих случаях при получении низкого конечного результата является основной.
Краткий анализ состояния вопроса
Причинам слабой геометрической подготовки абитуриентов, вопросам заметного сокращения учебных часов по геометрии в средней школе, аудиторных часов по курсу начертательной геометрии и инженерной графики в настоящее время уделяется большое внимание [1; 5; 6; 9].
К сожалению, преподавание предмета «Черчение» во многих средних школах нашего региона факультативно. Невысокие школьные знания по математике, геометрии ставят преподавателей в несколько затруднительное положение: в короткие сроки подготовить «среднестатистического» студента к усвоению понятийного аппарата начертательной геометрии — базы пространственного мышления в целом. По мнению преподавателей средних и высших учебных заведений, а также психологов и педагогов-исследователей, именно задача обучения пространственному мышлению зачастую становится «неподъемной» для студентов младших курсов.
1. Бабенко В.М., Мухина О.В., Шаповалова Г.Я. Входной контроль как метод проверки уровня школьной геометро-графической подготовки студентов // Материалы Всеукраинской науч.-метод. конференции «Инновационные аспекты геометро-графического образования». Севастополь, 2012. С. 31-37.
2. Буда А.Г. Методи покращення знань нарисної геометрії студентами машинобудівних спеціальностей // Материалы Всеукраинской науч.-метод. конференции «Инновационные аспекты геометро-графического образования». Севастополь, 2012. С. 28-30.
3. Буда А.Г. Оптимизация знаний студентов машиностроительного профиля // Материалы 2-й международной науч.-практ. интернет-конференции КГП-2011. URL: conf2011@kig.pstu/ac/ru//papers/120/
4. Буда А.Г., Слободянюк О.В. Підхід до активізації знань студентів з інженерної та комп’ютерної графіки // Міжвідомчий наук.-техн. збірник «Технічна естетика і дизайн». Вип. 8. Київ, 2011. С. 50-54.
5. Варушкин В.П., Крайнова М.Н. Входной контроль и управление качеством обучения бакалавров // Материалы 3-й междунар. науч.-практ. интернет-конференции КГП-2012. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/63/
6. Козлова И.В. Мониторинг качества графической подготовки студентов // Материалы 1-й междунар. науч.-практ. интернет-конференции КГП-2010. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2010/papers/42/
7. Мельник О.П., Скорюкова Я.Г., Слободянюк О.В. Інженерна графіка. Дистанційний практикум. Ч. 1. Прямокутні зображення тривимірних об’єктів: Навч. посібник. Вінниця: ВНТУ, 2010.
8. Мельник О.П., Скорюкова Я.Г., Слободянюк О.В. Інженерна графіка. Дистанційний практикум. Ч. 2. Виконання та оформлення технічних зображень: Навч. посібник. Вінниця: ВНТУ, 2013.
9. Тихонов-Бугров Д.Е. Оценка результатов геометро-графической подготовки первокурсников // Материалы 3-й междунар. науч.-практ. интернет-конференции КГП-2012. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/21/