Конструирование сборочного чертежа изделия методом 3D-моделирования как завершающий этап изучения инженерной и компьютерной графики
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается конструирование сборочного чертежа изделия методом 3D-моделирования по описанию устройства, производственным рабочим чертежам и аксонометрическому изображению как завершающий этап изучения инженерной и компьютерной графики. Такой подход позволяет реализовать единое учебное задание по инженерной и компьютерной графике, что способствует решению такой важной задачи, как обеспечение разумного сочетания ручного и компьютерного черчения при обучении студентов геометро-графическим дисциплинам.

Ключевые слова:
инженерная графика, сборочный чертеж, компьютерная графика, 3D-моделирование.
Текст

Для разработки и создания различных машин и агрегатов нужны талантливые инженеры-конструкторы. Нужно изучить много дисциплин, чтобы стать подготовленным конструктором. Но прежде всего нужно постичь «азбуку конструирования», которая начинается с изучения языка техники – чертежа и грамматики этого языка – начертательной геометрии. Без развитого пространственного воображения и творческого мышления хорошего конструктора не получится [5; 6].

В настоящее время практически вся конструкторская документация выполняется с помощью компьютерных программ. Однако конструкторам в силу различных обстоятельств иногда приходится чертить вручную. Поэтому, по нашему мнению, в вузе должно быть разумное сочетание ручного и компьютерного черчения [3; 10; 11; 12]. Продемонстрируем это на примере календарного плана преподавания геометро-графических дисциплин в Астраханском государственном техническом университете для студентов механических направлений подготовки, рассчитанного на три семестра. Трудоемкость в аудиторных часах и содержание курса по семестрам следующая.

В первом семестре преподается начертательная геометрия в объеме 72 ч, в том числе 18 ч лекций. За время обучения студенты выполняют различные задания по решению позиционных и метрических задач на плоскости и поверхностях.

Список литературы

1. Азбука Компас-3DV14. М.: АСКОН, 2013.

2. Альбом заданий для выполнения сборочных чертежей / Под ред. В.В. Рассохина. М.: Машиностроение, 1974.

3. Альшакова Е.Л. Применение информационных технологий в учебном процессе на кафедре начертательной геометрии и нженерной графики // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 42-45. DOI:https://doi.org/10.12737/471.

4. Асекритова С.В. Методика преподавания курса «Графические редакторы САПР» // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 46-48. DOI:https://doi.org/10.12737/473.

5. Вышнепольский В.И., Сальков Н.А. Цели и методы обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 2. С. 8-9. DOI:https://doi.org/10.12737/777.

6. Ищенко А.А. К вопросу о необходимости преподавания начертательной геометрии и графики для химиков и химиков-технологов // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 2. С. 6-7. DOI:https://doi.org/10.12737/776.

7. Козлова И.А. Аспекты симметрии при выполнении простых разрезов и сечений (ГОСТ 2. 305-2008) // Симметрии: теоретический и методический аспекты: Сб. научных трудов IV Междунар. симпозиума / Науч. ред. Н.В. Амосова, Б.Б. Коваленко. Астрахань: Изд-во АИПКП, 2012. С. 81-83.

8. Козлова И.А. Применение КОМПАС-3D при изучении «Инженерной графики» в вузе: Информационно-коммуникационные технологии учителя физики и учителя технологии: Сб. материалов шестой Всероссийской науч.-практ. конференции: В 3 ч. Ч. 3. / Отв. ред. А.А. Богуславский. Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013. С. 138-141.

9. Козлова И.А., Харах М.М. Аспекты инновационного подхода для активизации познавательной деятельности студентов: Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: Материалы III науч.-практ. интернет-конференции с международным участием (г. Пермь, сентябрь-ноябрь 2012 г.). Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2013. С. 26-28.

10. Лепаров М.Н., Попов М.Х. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 22-29. DOI:https://doi.org/10.12737/3845.

11. Столбова И.Д. Обзор актуальных проблем графической подготовки в высшей школе / Сб. трудов 3-й Междунар. науч.-метод. конференции по инженерной геометрии и комп. графике. М.: Изд-во МИТХТ, 2010. C. 118-135.

12. Фокина Н.И., Бощенко Т.В. Поиск эффективной методической системы обучения студентов компьютерной графике // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 68-69.

13. Харах М.М., Козлова И.А. Выполнение сборочного чертежа по 3D-моделям в КОМПАС-3D / Научно-методические проблемы графической подготовки в техническом вузе на современном этапе: Материалы Междунар. науч.-метод. конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 15-17 сентября 2010 г. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. С. 185-188.

14. Хейфец А.Л., Васильева В.Н. Компьютерное 3D-моделирование узлов в курсе инженерной графики / Материалы Междунар. науч.-метод. конференции. СПб.: Изд-во ПГУПСа, 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?