ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена диссеминации опыта взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения для детей с ОВЗ – психологической и дефектологической служб – при организации эффективной работы с родителями детей раннего возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, по включению их в работу ДОУ как полноправных, компетентных участников воспитательно-образовательного процесса; освещены вопросы повышения уровня педагогической и психологической грамотности родителей в вопросах сенсомоторного и познавательного развития ребёнка раннего возраста с помощью практических методов и технологий, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, для такой категории дошкольников, как дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, нарушение опорно-двигательного аппарата, познавательное развитие, сенсомоторное развитие, дидактическая игра, пальчиковые игры, мелкая моторика, методы коллективного обучения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема нарушенного детского развития актуальна для педагогов нашего детского сада: в ДОУ «Аленький цветочек» м. о. г. Ноябрьск воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Имеющиеся изменения двигательной сферы влияют на состояние психики ребёнка в целом и на своевременное познавательное развитие в частности. Количество детей, имеющих отставание, задержку психоречевого развития, постоянно увеличивается. Стабильно у таких дошкольников отмечаются нарушения общей и мелкой моторики, несоответствие уровня актуального развития возрасту, задержка развития речи.

Важнейшими задачами, стоящими перед специалистами детского сада, являются раннее выявление проблемы и активное вовлечение родителей в процесс формирования и развития всесторонне развитой детской личности. Эффективным методом решения указанных выше задач стала организация познавательной мастерской для родителей детей раннего возраста «Умелые руки – помощники науке!» силами учителей-дефектологов и педагога-психолога.

Воспитатели группы раннего возраста отметили значительное количество детей с задержкой психоречевого развития. Педагог-психолог, осуществляющая сопровождение адаптационного процесса, также отметила, что дети демонстрируют слабый уровень вербализации, нарушения сенсомоторной сферы и низкий уровень моторной ловкости. В процессе игрового взаимодействия с малышами были использованы пальчиковые пробы, которые не смогли повторить большинство детей в возрасте от 2,5 до 3 лет: «Покажи, какие у козы рожки? Какие у зайчика ушки? А сколько тебе годиков?». Кроме этого, у всех детей отмечены нарушения походки, неуклюжесть, нарушение парного взаимодействия рук, точных тонких соотносящихся движений. Учитель-логопед, отслеживающая динамику речевого развития у детей раннего возраста, выявила значительное количество воспитанников с задержкой темпов речевого развития. А учитель-дефектолог, приглашённая педагогами на супервизию, диагностировала нарушение понимания обращённой речи у неговорящих детей, задержку формирования понятийного аппарата.

Для того чтобы заинтересовать родителей воспитанников вопросами профилактики детского развития, решено было комплексно осветить проблему, объяснить причины её возникновения и обучить способам её решения.

Педагоги 1 младшей группы активно подготовили родителей к предстоящей встрече. Специалисты – педагог-психолог и два учителя-дефектолога – разработали план действий, в котором предусмотрели смену видов деятельности и активное участие родителей в изготовлении дидактического пособия для детей, которое они передадут в группу для групповых и индивидуальных занятий и по которому смогут дома совместно с детьми повторять упражнения.

Использовались следующие формы работы:

  1.  Интерактивная выставка учителя-дефектолога «Игры-помощники в развитии малыша».

Войдя в зал, родители попадали сразу на интерактивную выставку, на которой были представлены во всём многообразии как классические средства сенсомоторного развития детей раннего возраста, так и современные технологии: кинетический песок, игрушки-мякиши с наполнителями из натуральных природных материалов, мини-бассейн с морской водой и камушками и многое другое.

         Учитель-дефектолог Ксения Павловна предлагала родителям самим взять заинтересовавшую их игру и попробовать узнать, что именно она будет развивать! А затем дополняла их версии, показывала новые способы их применения для того, чтобы разнообразить сенсорный опыт ребёнка и совершенствовать его ручные умения, стимулируя его речевое развитие.

         Также учитель-дефектолог ответила на один из самых животрепещущих вопросов родителей о возрастных нормативах развития и о том, когда и на что нужно обратить пристальное внимание, к кому обратиться за помощью. В то же время некоторые родители продемонстрировали свои опасения в отношении медикаментозной терапии врача-невролога. Учитель-дефектолог обратила особое внимание на то, что коррекция любых нарушений органического характера осуществляется только на фоне лечебно-консультативной помощи психоневролога  [5, с. 78]. Главное, чтобы доктор вызывал доверие у родителей, мог установить продуктивный контакт с ребёнком и подбирал адекватное лечение.

  1.  Мастер-класс педагога-психолога с элементами тренинга «Ласковушки и порастушки: связь слова и движения в психоречевом развитии малыша».

С опорой на видеопрезентацию педагог-психолог Вероника Ивановна решала задачу: родители должны осознанно подходить к развитию моторных умений малыша, понимая причины и следствия своего воздействия, отслеживая результат по изменению качества речи и движений ребёнка в условиях обычной повседневной жизни. Она отметила важнейшую роль формирования обратной связи с ребёнком с самого его рождения, организации активного освоения им окружающего пространства. Проведённые психодиагностические исследования в отечественной дошкольной психологии показали наибольшую эффективность воспитания и обучения детей посредством игровой деятельности [4, с. 25]. Что этому помогает? Что мешает? Каким образом долгое использование памперсов влияет на формирование разных сторон личности и коммуникацию ребёнка с мамой и папой? Вредны или полезны гаджеты? Дискуссия была активной и продуктивной!

Родители узнали, как огромна роль движений в формировании всей психической деятельности малыша [3, с. 125]. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не владеет навыком его использования. Таким образом, речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, под влиянием социального окружения. Ее возникновение и развитие обусловлено потребностью в общении. Важно эту потребность организовать и удовлетворить. Развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Чем раньше начнется работу с пальчиками, тем быстрее появятся у ребенка первые слова.

Вместе с психологом родители вспомнили народные игры-потешки («Коза-рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки») и поиграли в них [1, с. 38]. В процессе выполнения игровых действий родители узнали, какой участок мозга и внутренних органов активизируется при массаже пальцев, как стимулируется работа иммунной системы малыша, как закрепляется тесная связь малыша и его семьи.

  1.  Технология коллективного способа обучения учителя-дефектолога «Игра своими руками».

Учитель-дефектолог Наталья Сергеевна обратила внимание родителей на то, как влияет развитие речи на формирование мыслительных процессов. Особую важность в раннем возрасте имеет развитие восприятия как основы для развития наглядно-действенного мышления. Чем разнообразнее будут сенсорные стимулы, тем лучше будут созревать предпосылки к мыслительным операциям, таким как сличение слова и образа, сравнение, формирование понятийного аппарата [2, с. 116].

Специалист продемонстрировала простое в изготовлении пособие «Кто в домике живёт?», которое с минимальными затратами может изготовить каждый родитель. Вместе с родителями были определены цели игры: умение выполнять простую классификацию на основании ведущего признака – «игрушки», «посуда», «одежда», «животные». Для развития и укрепления мелкой моторики используются бытовые прищепки. Кроме этого, нужен круг из плотного картона и небольшие рисунки разных животных и предметов окружающего мира. В центре круга нужно приклеить один рисунок-подсказку, на зажим прищепки – остальные, подходящие по общему признаку. И игра готова! Все атрибуты были подготовлены специалистами заранее. Родители использовали двусторонний скотч, ножницы, наклейки с заданной тематикой. Мамы и папы дружно выполняли кропотливую работу, не отвлекаясь даже на телефонные звонки! Специалисты помогали и поддерживали участников мастерской. По окончании работы все пособия были собраны в большую нарядную коробку и переданы педагогу группы.

После практической части встречи родители получили индивидуальные консультации специалистов по актуальным вопросам познавательного, сенсомоторного, речевого развития детей. Кроме того, учителя-дефектологи и педагог-психолог предложили индивидуальные буклеты и памятки «Игры с пальчиками для развития мышления и речи», «Что должен знать и уметь ребёнок от 2 до 3 лет».

В заключение хотелось бы добавить об обратной связи после этой встречи. Во-первых, сразу после завершения работы несколько мам посетили торговый центр и приобрели не только деревянные, но и крупные пластиковые прищепки, маркированные разным цветом! И к ним добавили прозрачные контейнеры, чтобы детям легко было находить прищепки нужного цвета. И эти мамы самостоятельно изготовили цветные круги, формируя практическую ориентировку на цвет предмета.

Во-вторых, уже на следующее утро в группе раннего возраста все ребята с увлечением играли с прищепками, старательно пробовали удержать их, прикрепить в нужном месте. Воспитатель стимулировала их называть фигурки, а тем, у кого пока не получается, повторить звукоподражание или хотя бы интонационную окрашенность слова.

В-третьих, применив полученные знания в домашних играх с ребёнком, родители сами увидели, как тяжело малышу выполнить такое, казалось бы, несложное действие! Их житейская установка, что ребёнок вырастет и его проблемы сами собой пройдут, пошатнулась. Вместе с тем выросло доверие к мнению специалистов ДОУ, повысилось внимание к их рекомендациям и готовность совершать дальнейшие шаги по преодолению нарушений в развитии своего ребёнка, будучи более компетентным и осознанным участником воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, поставленные специалистами задачи были выполнены, цель достигнута, что позволяет говорить о целесообразности дальнейшего применения формы познавательной родительской мастерской на следующих возрастных этапах.

Список литературы

1. Кислинская Т.А. Игры-сказки для ладошек, развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. - М.: Генезис, 2015.

2. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2016.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2016.

5. Шипицина Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Л.М/ Шипицина, И.И/ Мамайчук. - М.: ВЛАДОС, 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?