This article is devoted to the dissemination of experience of specialists of preschool educational institutions for children with disabilities: psychological and defectological services, the organization of effective work with parents of children of early age with disorders of the musculoskeletal system, including them in the work of DOU as a full-fledged, competent participants of educational process; the questions of increase of level of pedagogical and psychological literacy of parents in the sensorimotor and cognitive development of young children through practical methods and technologies in accordance with the requirements of the GEF TO the following categories preschoolers: children with disorders of the musculo-skeletal system
learner with disabilities, musculoskeletal disorders, cognitive development, sensorimotor development, didactic game, finger games, fine motor skills, methods of collective learning.
Проблема нарушенного детского развития актуальна для педагогов нашего детского сада: в ДОУ «Аленький цветочек» м. о. г. Ноябрьск воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Имеющиеся изменения двигательной сферы влияют на состояние психики ребёнка в целом и на своевременное познавательное развитие в частности. Количество детей, имеющих отставание, задержку психоречевого развития, постоянно увеличивается. Стабильно у таких дошкольников отмечаются нарушения общей и мелкой моторики, несоответствие уровня актуального развития возрасту, задержка развития речи.
Важнейшими задачами, стоящими перед специалистами детского сада, являются раннее выявление проблемы и активное вовлечение родителей в процесс формирования и развития всесторонне развитой детской личности. Эффективным методом решения указанных выше задач стала организация познавательной мастерской для родителей детей раннего возраста «Умелые руки – помощники науке!» силами учителей-дефектологов и педагога-психолога.
Воспитатели группы раннего возраста отметили значительное количество детей с задержкой психоречевого развития. Педагог-психолог, осуществляющая сопровождение адаптационного процесса, также отметила, что дети демонстрируют слабый уровень вербализации, нарушения сенсомоторной сферы и низкий уровень моторной ловкости. В процессе игрового взаимодействия с малышами были использованы пальчиковые пробы, которые не смогли повторить большинство детей в возрасте от 2,5 до 3 лет: «Покажи, какие у козы рожки? Какие у зайчика ушки? А сколько тебе годиков?». Кроме этого, у всех детей отмечены нарушения походки, неуклюжесть, нарушение парного взаимодействия рук, точных тонких соотносящихся движений. Учитель-логопед, отслеживающая динамику речевого развития у детей раннего возраста, выявила значительное количество воспитанников с задержкой темпов речевого развития. А учитель-дефектолог, приглашённая педагогами на супервизию, диагностировала нарушение понимания обращённой речи у неговорящих детей, задержку формирования понятийного аппарата.
Для того чтобы заинтересовать родителей воспитанников вопросами профилактики детского развития, решено было комплексно осветить проблему, объяснить причины её возникновения и обучить способам её решения.
Педагоги 1 младшей группы активно подготовили родителей к предстоящей встрече. Специалисты – педагог-психолог и два учителя-дефектолога – разработали план действий, в котором предусмотрели смену видов деятельности и активное участие родителей в изготовлении дидактического пособия для детей, которое они передадут в группу для групповых и индивидуальных занятий и по которому смогут дома совместно с детьми повторять упражнения.
Использовались следующие формы работы:
- Интерактивная выставка учителя-дефектолога «Игры-помощники в развитии малыша».
Войдя в зал, родители попадали сразу на интерактивную выставку, на которой были представлены во всём многообразии как классические средства сенсомоторного развития детей раннего возраста, так и современные технологии: кинетический песок, игрушки-мякиши с наполнителями из натуральных природных материалов, мини-бассейн с морской водой и камушками и многое другое.
Учитель-дефектолог Ксения Павловна предлагала родителям самим взять заинтересовавшую их игру и попробовать узнать, что именно она будет развивать! А затем дополняла их версии, показывала новые способы их применения для того, чтобы разнообразить сенсорный опыт ребёнка и совершенствовать его ручные умения, стимулируя его речевое развитие.
Также учитель-дефектолог ответила на один из самых животрепещущих вопросов родителей о возрастных нормативах развития и о том, когда и на что нужно обратить пристальное внимание, к кому обратиться за помощью. В то же время некоторые родители продемонстрировали свои опасения в отношении медикаментозной терапии врача-невролога. Учитель-дефектолог обратила особое внимание на то, что коррекция любых нарушений органического характера осуществляется только на фоне лечебно-консультативной помощи психоневролога
- Мастер-класс педагога-психолога с элементами тренинга «Ласковушки и порастушки: связь слова и движения в психоречевом развитии малыша».
С опорой на видеопрезентацию педагог-психолог Вероника Ивановна решала задачу: родители должны осознанно подходить к развитию моторных умений малыша, понимая причины и следствия своего воздействия, отслеживая результат по изменению качества речи и движений ребёнка в условиях обычной повседневной жизни. Она отметила важнейшую роль формирования обратной связи с ребёнком с самого его рождения, организации активного освоения им окружающего пространства. Проведённые психодиагностические исследования в отечественной дошкольной психологии показали наибольшую эффективность воспитания и обучения детей посредством игровой деятельности [4, с. 25]. Что этому помогает? Что мешает? Каким образом долгое использование памперсов влияет на формирование разных сторон личности и коммуникацию ребёнка с мамой и папой? Вредны или полезны гаджеты? Дискуссия была активной и продуктивной!
Родители узнали, как огромна роль движений в формировании всей психической деятельности малыша [3, с. 125]. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не владеет навыком его использования. Таким образом, речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, под влиянием социального окружения. Ее возникновение и развитие обусловлено потребностью в общении. Важно эту потребность организовать и удовлетворить. Развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Чем раньше начнется работу с пальчиками, тем быстрее появятся у ребенка первые слова.
Вместе с психологом родители вспомнили народные игры-потешки («Коза-рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки») и поиграли в них
- Технология коллективного способа обучения учителя-дефектолога «Игра своими руками».
Учитель-дефектолог Наталья Сергеевна обратила внимание родителей на то, как влияет развитие речи на формирование мыслительных процессов. Особую важность в раннем возрасте имеет развитие восприятия как основы для развития наглядно-действенного мышления. Чем разнообразнее будут сенсорные стимулы, тем лучше будут созревать предпосылки к мыслительным операциям, таким как сличение слова и образа, сравнение, формирование понятийного аппарата [2, с. 116].
Специалист продемонстрировала простое в изготовлении пособие «Кто в домике живёт?», которое с минимальными затратами может изготовить каждый родитель. Вместе с родителями были определены цели игры: умение выполнять простую классификацию на основании ведущего признака – «игрушки», «посуда», «одежда», «животные». Для развития и укрепления мелкой моторики используются бытовые прищепки. Кроме этого, нужен круг из плотного картона и небольшие рисунки разных животных и предметов окружающего мира. В центре круга нужно приклеить один рисунок-подсказку, на зажим прищепки – остальные, подходящие по общему признаку. И игра готова! Все атрибуты были подготовлены специалистами заранее. Родители использовали двусторонний скотч, ножницы, наклейки с заданной тематикой. Мамы и папы дружно выполняли кропотливую работу, не отвлекаясь даже на телефонные звонки! Специалисты помогали и поддерживали участников мастерской. По окончании работы все пособия были собраны в большую нарядную коробку и переданы педагогу группы.
После практической части встречи родители получили индивидуальные консультации специалистов по актуальным вопросам познавательного, сенсомоторного, речевого развития детей. Кроме того, учителя-дефектологи и педагог-психолог предложили индивидуальные буклеты и памятки «Игры с пальчиками для развития мышления и речи», «Что должен знать и уметь ребёнок от 2 до 3 лет».
В заключение хотелось бы добавить об обратной связи после этой встречи. Во-первых, сразу после завершения работы несколько мам посетили торговый центр и приобрели не только деревянные, но и крупные пластиковые прищепки, маркированные разным цветом! И к ним добавили прозрачные контейнеры, чтобы детям легко было находить прищепки нужного цвета. И эти мамы самостоятельно изготовили цветные круги, формируя практическую ориентировку на цвет предмета.
Во-вторых, уже на следующее утро в группе раннего возраста все ребята с увлечением играли с прищепками, старательно пробовали удержать их, прикрепить в нужном месте. Воспитатель стимулировала их называть фигурки, а тем, у кого пока не получается, повторить звукоподражание или хотя бы интонационную окрашенность слова.
В-третьих, применив полученные знания в домашних играх с ребёнком, родители сами увидели, как тяжело малышу выполнить такое, казалось бы, несложное действие! Их житейская установка, что ребёнок вырастет и его проблемы сами собой пройдут, пошатнулась. Вместе с тем выросло доверие к мнению специалистов ДОУ, повысилось внимание к их рекомендациям и готовность совершать дальнейшие шаги по преодолению нарушений в развитии своего ребёнка, будучи более компетентным и осознанным участником воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, поставленные специалистами задачи были выполнены, цель достигнута, что позволяет говорить о целесообразности дальнейшего применения формы познавательной родительской мастерской на следующих возрастных этапах.
1. Kislinskaya T.A. Igry-skazki dlya ladoshek, razvivayuschie igry dlya detey ot 3 do 7 let. - M.: Genezis, 2015.
2. Lubovskiy V.I. Special'naya psihologiya / V.I. Lubovskiy, E.M. Mastyukova [i dr.]; pod red. V.I. Lubovskogo. - M.: Akademiya, 2016.
3. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya stud. vuzov. - 7-e izd., stereotip. - M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2003.
4. Novotorceva N.V. Razvivayuschie igry dlya doshkol'nikov. - Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2016.
5. Shipicina L.M. Psihologiya detey s narusheniyami funkciy oporno-dvigatel'nogo apparata / L.M/ Shipicina, I.I/ Mamaychuk. - M.: VLADOS, 2014.