В статье рассматриваются вопросы создания системы действенной профориентации учащихся 9-х классов, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенно- стями каждой личности и с учетом ситуации на рынке труда в городе и области. Факультативный курс разработан для учащихся 9-х классов.
профориентация, профессиональное самоопределение старшеклассников, профильная школа, внеучебная деятельность старшеклассников.
Профессиональная ориентация учащихся в современных экономических условиях становится частью образовательного процесса, способствует формированию индивидуальной траектории личного и профессионального становления человека с учетом его психофизических особенностей и реальных потребностей общества. Поэтому, в современной школе уделяется большое внимание профориентации молодежи, что в свою очередь способствует формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.
Значимость работы по профессиональной ориентации учащихся отмечалась в поручении Президента Российской Федерации от 19.03.2011 № ПР 634 п. 2 «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования на 2012–2015 гг.».
Введение факультативного курса «Отрасли общественного производства» для профильной горно-металлургической средней образовательной школы г. Нижний Тагил является визитной карточкой, соединяющей ее тесными узами сотрудничества с Нижнетагильским горно-металлургическим колледжем имени Е.А. и М.Е. Черепановых.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.02.1998 № 322;
- Обязательный минимум содержания среднего (полного)образования. Приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56;
Поручение Президента Российской Федерации от 19.03.2011 № ПР634, п.п. «а», п. 2 «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования на 2012–2015 гг.».
1. Новак М. Профориентационная методика «Ради» // Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2010. № 19. С. 40-41.
2. Косогоров В. Выбор жизненного пути // Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2010. № 10. С. 27-29.
3. Сухарева Е. Без ошибок: Занятия по профориентации для старшеклассников //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2010. № 5. С. 20-21.
4. Резапкина Г. Профориентация школьников // Классное руководство. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2007. № 21. С. 39-43.
5. Программа модуля «Мои профессиональные намерения» // Профильная школа. 2007. № 4. С. 58-59.
6. Обработка металлов давлением: производственно-практическое издание / Ю.Ф. Шевакин. М.: Интермет Инжиниринг, 2005.
7. Воронкин Ю.Н. Методы профилактики и ремонта промышленного оборудования. М.: Академия, 2008.
8. Темлянцев М.В. Металлургия черных металлов и теплотехника. История развития науки и техники с древних времен до наших дней. М.: Теплотехник, 2010.
9. Черноусов П.И. Металлургия железа в истории цивилизации. М.: МИСиС, 2006.
10. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Академия, 2010.
11. Поляков В.Ф. Гордая профессия - шахтер. М.: Недра, 1984.
12. Сибикин Ю.Д. Справочник молодого рабочего по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий. М.: Высшая школа, 1990.
13. Организационные вопросы деятельности психологической службы. URL: http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html
14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: http://edu.rin.ru/html/775.html
15. Металлургический портал: информационное пространство металлургов. URL: WWW.METALSPACE.RU