НОВЫЕ ФОРМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изменение организационно-правовых форм государственных и муниципальных учреждений обусловило трансформацию государственного сектора. Наделение учреждений экономической самостоятельностью изменило их экономическое поведение. Исследование позволило установить, что экономическими целями учреждений являются рост и прибыль. Экономическое поведение учреждений может быть описано в рамках менеджерских моделей фирм. Приближенно поведение учреждения на рынках может быть представлено с использованием неоклассической теории фирмы. Использование теории фирмы позволяет прогнозировать поведение учреждений. Учреждения могут использовать для достижения своих целей планирование на основе маржинального подхода. Это позволяет ожидать увеличения разнообразия услуг и изменения ценовой политики. Ценовая политика будет ориентирована на спрос потребителей услуг и рост цен. Следует ожидать увеличения норм труда персонала, что может быть сопряжено со снижением качества услуг.

Ключевые слова:
государственные учреждения, экономическая самостоятельность, рост, прибыль, теория фирмы, разнообразие услуг, рост цен, увеличение норм труда персонала.
Текст

В государственном секторе экономики России к 2011 г. произошла трансформация, которая явилась результатом изменения организационно-правовых форм государственных и муниципальных учреждений [1, 2]. Абсолютное большинство государственных и муниципальных учреждений до 2011 г. функционировало в форме бюджетных учреждений, которые оказывали государственные, муниципальные услуги по планам учредителей — государственных и муниципальных органов власти. Исполнение услуг обеспечивалось путем финансирования из средств соответствующих бюджетов по утверждавшимся учредителями сметам [2, 3]. В 2011 г. для государственных и муниципальных учреждений были определены новые организационно-правовые формы казенных, бюджетных и автономных учреждений. Бюджетные и автономные учреждения получали хозяйственную самостоятельность и обретали способность определять свою экономическую стратегию [2, 3]. В 2011 г. большинство государственных и муниципальных учреждений выбрали и получили статус бюджетных и автономных учреждений, как это следует из оценок, которые основаны на данных Росстата и представлены в табл. 1. Данные таблицы показывают, что автономные и бюджетные учреждения составили около 90% учреждений.

Таблица 1

Распределение учреждений по организационно-правовым формам
Собственность  Распределение учреждений по формам, %
казенные  бюджетные  автономные
Государственная  15,0  80,7  4,3
Муниципальная  8,9  87,0  4,1

Государственная и муниципальная

10,4  85,4  4,2

Автономные и «новые» бюджетные учреждения обладают хозяйственной самостоятельностью. Государство, муниципалитеты заказывают этим учреждениям выполнение услуг с оплатой по единым нормам [3, 4, 5]. Автономные и «новые» бюджетные учреждения могут по собственной инициативе оказывать услуги гражданам и организациям на договорной основе по рыночным ценам [3, 4, 5]. Казенные учреждения оказывают государственные, муниципальные услуги по планам учредителей — государственных и муниципальных органов власти [3, 4, 5].

Список литературы

1. Колосов Б.В., Богданов М.Л. Реформа бюджетных учреждений в рамках социально-ориентированной бюджетной политики // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 4. - С. 4-11.

2. Литвинова В.В. Правовые основы и неоднозначные положения реформы бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. - 2012. - № 5. - С. 128-135.

3. Малиновская О.В., Скобелева И.П. Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития реформы бюджетного процесса в России // Дайджест-финансы. - 2011. - № 3. - С. 10-16.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. - М.: Росстат, 2012.

5. Бескровный П.В. Совершенствование управления общественными финансами в регионе: переход от сметного бюджетного финансирования к программному методу финансирования // Финансы и бизнес. - 2012. - № 1. - С. 106-110.

6. Bertelli A.M. The Political Economy of Public Sector Governance. Cambridge University Press, 2012.

7. Howard M.C. Public Sector Economics For Developing Countries. University Press of the West Indies, 2001.

8. Stiglitz J.E. Economics of the Public Sector. W.W. Norton Company, 2000.

9. Wallis J.L. Reform and leadership in the public sector: a political economy approach. Edward Elgar Publishing, 2007.

10. Панин В.А., Дьячков М.В. Анализ состояния и развития автономных и бюджетных образовательных учреждений Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2012. - № 6. - С. 123-129.

11. Жилина Е.А. Концептуальные подходы к определению содержания экономики общественного сектора в условиях бюджетных реформ России // Вопросы управления. - 2012. - № 1. - С. 64-68.

12. Российский статистический ежегодник 2012. Стат. сб. - М.: Росстат, 2012.

13. Финансы России 2012. Стат. сб. - М.: Росстат, 2012.

14. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2 т. / Пер. с англ. Т. 2. - СПб.: Экономическая школа, 1999.

15. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009.

16. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2008.

17. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: ИНФРА-М, 2010.

18. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. - М.: Дело, 1997.

Войти или Создать
* Забыли пароль?