Россия
В статье впервые проведен системный анализ полномочий органов государственной власти на местах в сфере экологии, представленный в конституциях около 150 зарубежных стран, среди них выделено пять направлений, а также разработаны научно обоснованные предложения и рекомендации по применению позитивного зарубежного опыта при совершенствовании национального законодательства.
Конституция, органы государственной власти на местах, экологические полномочия, вопросы местного характера, управление, охрана
За прошедший период в нашей стране были осуществлены масштабные меры по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти на местах, обеспечению комплексного развития территорий, рациональному использованию природно-климатического, производственного и трудового потенциала территорий, дальнейшему повышению ответственности хокимиятов в последовательном повышении уровня и качества жизни населения.
В частности, была создана система отчетности хокимов всех уровней на заседаниях Кенгашей народных депутатов, а также пленарных сессиях Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также внедрена практика открытого общения хокима и его заместителей с народом, в том числе проведения выездных встреч с широкими слоями населения.
Так же на основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2016 г. №ПП–2691 «О дальнейшем совершенствовании деятельности местных исполнительных органов власти» была учреждена должность первого заместителя хокима по экономическим вопросам и предпринимательству, а также заместителя по вопросам молодежной политики, социального развития и духовно-просветительских дел, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2017 г. №ПП–3407 «О совершенствовании деятельности местных исполнительных органов властипо привлечению инвестиций и внедрению инноваций», учреждена должность заместителя хокима по вопросам инвестиций, инноваций, оказания содействия приватизированным предприятиям, развития свободных экономических и малых промышленных зон и туризма, а также Указом Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2018 г. №УП–5515 «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте» учреждены должности первого заместителя хокима г. Ташкента по вопросам архитектуры, капитального строительства и развития коммуникаций, заместителя хокима г. Ташкента – начальника Главного управления жилищно-коммунального обслуживания, а также заместителя хокима г. Ташкента – начальника Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий г. Ташкента.
Важно особо отметить, что в условиях данных реформ была повышена независимость и ответственность хокимов за реализацию мер по устойчивому развитию соответствующих территорий. Это, в свою очередь, наряду с другими вопросами общественной жизниставит на повестку дня вопрос о совершенствовании деятельности хокимиятов в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Под деятельностью органов государственной власти на местах по охране окружающей среды понимается определенная актами законодательства совокупность прав и обязанностей данных органов, направленная на сохранение, восстановление окружающей среды, предупреждение воздействия на эту среду хозяйственной и иной деятельности, а также ликвидацию последствий такой деятельности [1].
органов государственной власти на местах охватывает [2].
Деятельность органов государственной власти на местах в сфере охраны окружающей среды, имея практический характер, направлена на непосредственную реализацию государственной экологической политики на соответствующих территориях [3] Деятельность органов государственной власти на местах в сфере охраны окружающей среды является одной из основных, постоянных и важных функций этих органов, это связано с актуальностью решения экологических проблем на соответствующей территории [4].
В этой связи, мы можем выделить следующие приоритетные направления совершенствования деятельности органов государственной власти на местах касательно охраны окружающей среды:
Во-первых, предлагается распределить обязанности и полномочия органов государственной власти на местах, указаные в законах Республики Узбекистан «Об органах государственной власти на местах» и «Об охране природы» по вертикали и горизонтали. То есть, необходимо четко разграничить основные задачи и функции областных и районных (городских) хокимиятов и местных кенгашей народных депутатов.
Во-вторых, экологические полномочия органов государственной власти на местах разбросаны в различных статьях законов Республики Узбекистан «Об охране атмосферного воздуха», «Об охраняемых природных территориях». В будущем в целях повышения эффективности применения данных законов, а также обеспечения единой законодательной техники, повышения эффективности правоприменительной практики, целесообразно закрепить полномочия данных органов в отдельных статьях указанных законов.
В-третьих, для полноценной реализации полномочий органов государственной власти на местах по обеспечению экологической безопасности на своей территории, следует ввести в закон «Об охране природы» специальный раздел, посвященный обеспечению экологической безопасности, определив в нем следующие полномочия органов государственной власти на местах: обеспечение реализации актов законодательства в сфере экологической безопасности на соответствующей территории; установление на соответствующей территории дополнительных требований к общим требованиям об экологической безопасности, установленным действующим законодательством; координация деятельности органов и учреждений государственного управления, осуществляющих мероприятия по обеспечению экологической безопасности; ведение учета экологически опасных объектов; проведение среди населения общественных обсуждений и опросов, а осуществление также других форм участия граждан в принятии решений по обеспечению экологической безопасности на соответствующей территории; разработка, реализация и определение источников финансирования местных целевых программ.
В-четвертых, целесообразно закрепить в актах действующего законодательства следующие вопросы охраны окружающей среды, относящиеся к ведению органов государственной власти на местах: порядок рассмотрения результатов общественного экологического надзора со стороны органов государственной власти на местах; введение нормы, устанавливающей обязательность обсуждения территориальных экологических программ населением, проживающим на соответствующей административно-территориальной единице; порядок получения органами государственной власти на местах информации о чрезвычайных ситуациях и их последствиях от органов государственного и хозяйственного управления, а также ответственность за несвоевременное предоставление такой информации;правовое регулирование органами государственной власти на местах размещения отходов, включая их хранение, захоронение, обезвреживание и переработку.
В-пятых, основываясь на опыте таких стран, как Латвия, Польша, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Кыргызстан, целесообразно расширить полномочия органов государственной власти на местах за счет следующих функций:
– отходы, городской транспорт, коммунальное хозяйство, благоустройство, охрана чистоты и порядка на административно-территориальной единице, формирование экологической культуры населения, экономический механизм охраны окружающей среды, экологическая безопасность природных объектов, экологическая безопасность хозяйственной деятельности;
– взыскание платежей за неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а также регулирование использования широко распространенными полезными ископаемыми;
– мониторинг осуществления работ, связанных с отходами, совместно с территориальными подразделениями Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды;
– разработка документов, включающих в себя государственный учет работ, связанных с отходами, технологический порядок, акты особого учета отходообразующих участков, акты договорных отношений по материальному балансу сырьевых ресурсов и вывозу, обезвреживанию и утилизации отходов;
– паспортизация отходов, поощрение осуществления сертификации отходов;
– обеспечение соблюдения норм озеленения, которое должно приходить на душу населения;
– контроль за устранением нарушений, выявленных уполномоченным органом в сфере экологии и охраны окружающей среды;
– проведение конкурсов, связанных с утилизацией отходов с целью привлечения субъектов предпринимательства и научных кругов, а также поиска инновационных решений в этой области, в том числе проведение конкурсов по предоставлению земель для долгосрочного использования при условии очисткии рекультивации территорий, загрязненных несанкционированным размещением отходов;
– озеленение и благоустройство территорий, особенно оплачиваемые общественные рабты по уборке территорий промышленных предприятий, а также поощрение безвозмездной волонтерской деятельности;
– налаживание организации местных внебюджетных экологических фондов для финансирования местных природоохранных мероприятий;
– альтернативные источники энергии, улучшение земель и обеспечение эффективности земельных реформ;
– очистка сточных вод, обеспечение санитарных условий, охрана здоровья, озеленение, охрана лесов, утилизация отходов;
– переработка отходов, контроль над промышленными отходами, организация парков, аллей и зеленых парков, утверждение планов по охране окружающей среды;
– осуществление государственного экологического надзора в сфере земель, вод, леса, охраняемых природных территорий, обеспечение радиационной безопасности;
– содействие развитию сельскохозяйственного производства, организация общественных дискуссий по актуальным проблемам территорий, информирование юридических и физических лиц об экологическом положении и ситуации территорий;
– реализация мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, обеспечение населения питьевой водой.
В заключение можно сказать, что природно-климатический и ресурсный потенциал территории играет важную роль в реализации со стороны органов исполнительной власти на местах мер по последовательному социально-экономическому развитию территорий. Иными словами, посредством рационального и эффективного использования природных ресурсов органы исполнительной власти на местах могут выполнять свои обязательства по развитию территорий. В связи с этим, внедрение в практику вышеуказанных предложений также будет способствовать совершенствованию организационно-правовых механизмов деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды.
1. Бурцев В.И. Роль органов местного самоуправления в системеэкологической безопасности окружающей природной среды // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология иискусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 2 (8): в 3-х ч. Ч. I. - C. 34-36.
2. Прошина К.Ю. Правовые основы природоохранной деятельности органов местного самоуправления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 4(42): в 2-х ч. Ч. I. - C. 146.
3. Муртазалиев Р.А. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: на материалах Республики Дагестан: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. 12.00.02 - Конституционное право; Муниципальное право. - Махачкала, 2003. - С. 17.
4. Белов В.Г., Смольков В.Г. Местное самоуправление (Социально-экономический анализ). - М., 2001. - С. 37.