PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM OF ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES IN THE FIELD REGARDING ENVIRONMENTAL PROTECTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article first time analyzed ecological authorities of local government bodies in constitutions of about 150 foreign countries, and defined five directions in this sphere, also developed some scientifically proved recommendations and offers on using foreign practice for improving national legislation.

Keywords:
Constitution, local government bodies, ecological authorities, local questions, govern, protection
Text
Publication text (PDF): Read Download

За прошедший период в нашей стране были осуществлены масштабные меры по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти на местах, обеспечению комплексного развития территорий, рациональному использованию природно-климатического, производственного и трудового потенциала территорий, дальнейшему повышению ответственности хокимиятов в последовательном повышении уровня и качества жизни населения.

В частности, была создана система отчетности хокимов всех уровней на заседаниях Кенгашей народных депутатов, а также пленарных сессиях Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также внедрена практика открытого общения хокима и его заместителей с народом, в том числе проведения выездных встреч с широкими слоями населения.

Так же на основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2016 г. №ПП–2691 «О дальнейшем совершенствовании деятельности местных исполнительных органов власти» была учреждена должность первого заместителя хокима по экономическим вопросам и предпринимательству, а также заместителя по вопросам молодежной политики, социального развития и духовно-просветительских дел, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2017 г. №ПП–3407 «О совершенствовании деятельности местных исполнительных органов властипо привлечению инвестиций и внедрению инноваций», учреждена должность заместителя хокима по вопросам инвестиций, инноваций, оказания содействия приватизированным предприятиям, развития свободных экономических и малых промышленных зон и туризма, а также Указом Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2018 г. №УП–5515 «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте» учреждены должности первого заместителя хокима г. Ташкента по вопросам архитектуры, капитального строительства и развития коммуникаций, заместителя хокима г. Ташкента – начальника Главного управления жилищно-коммунального обслуживания, а также заместителя хокима г. Ташкента – начальника Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий г. Ташкента.

Важно особо отметить, что в условиях данных реформ была повышена независимость и ответственность хокимов за реализацию мер по устойчивому развитию соответствующих территорий. Это, в свою очередь, наряду с другими вопросами общественной жизниставит на повестку дня вопрос о совершенствовании деятельности хокимиятов в сфере экологии и охраны окружающей среды.

Под деятельностью органов государственной власти на местах по охране окружающей среды понимается определенная актами законодательства совокупность прав и обязанностей данных органов, направленная на сохранение, восстановление окружающей среды, предупреждение воздействия на эту среду хозяйственной и иной деятельности, а также ликвидацию последствий такой деятельности [1].

органов государственной власти на местах охватывает [2].

Деятельность органов государственной власти на местах в сфере охраны окружающей среды, имея практический характер, направлена на непосредственную реализацию государственной экологической политики на соответствующих территориях [3]Деятельность органов государственной власти на местах в сфере охраны окружающей среды является одной из основных, постоянных и важных функций этих органов, это связано с актуальностью решения экологических проблем на соответствующей территории [4].

В этой связи, мы можем выделить следующие приоритетные направления совершенствования деятельности органов государственной власти на местах касательно охраны окружающей среды:

Во-первых, предлагается распределить обязанности и полномочия органов государственной власти на местах, указаные в законах Республики Узбекистан «Об органах государственной власти на местах» и «Об охране природы» по вертикали и горизонтали. То есть, необходимо четко разграничить основные задачи и функции областных и районных (городских) хокимиятов и местных кенгашей народных депутатов.

Во-вторых, экологические полномочия органов государственной власти на местах разбросаны в различных статьях законов Республики Узбекистан «Об охране атмосферного воздуха», «Об охраняемых природных территориях». В будущем в целях повышения эффективности применения данных законов, а также обеспечения единой законодательной техники, повышения эффективности правоприменительной практики, целесообразно закрепить полномочия данных органов в отдельных статьях указанных законов.

В-третьих, для полноценной реализации полномочий органов государственной власти на местах по обеспечению экологической безопасности на своей территории, следует ввести в закон «Об охране природы» специальный раздел, посвященный обеспечению экологической безопасности, определив в нем следующие полномочия органов государственной власти на местах: обеспечение реализации актов законодательства в сфере экологической безопасности на соответствующей территории; установление на соответствующей территории дополнительных требований к общим требованиям об экологической безопасности, установленным действующим законодательством; координация деятельности органов и учреждений государственного управления, осуществляющих мероприятия по обеспечению экологической безопасности; ведение учета экологически опасных объектов; проведение среди населения общественных обсуждений и опросов, а осуществление также других форм участия граждан в принятии решений по обеспечению экологической безопасности на соответствующей территории; разработка, реализация и определение источников финансирования местных целевых программ.

В-четвертых, целесообразно закрепить в актах действующего законодательства следующие вопросы охраны окружающей среды, относящиеся к ведению органов государственной власти на местах: порядок рассмотрения результатов общественного экологического надзора со стороны органов государственной власти на местах; введение нормы, устанавливающей обязательность обсуждения территориальных экологических программ населением, проживающим на соответствующей административно-территориальной единице; порядок получения органами государственной власти на местах информации о чрезвычайных ситуациях и их последствиях от органов государственного и хозяйственного управления, а также ответственность за несвоевременное предоставление такой информации;правовое регулирование органами государственной власти на местах размещения отходов, включая их хранение, захоронение, обезвреживание и переработку.

В-пятых, основываясь на опыте таких стран, как Латвия, Польша, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Кыргызстан, целесообразно расширить полномочия органов государственной власти на местах за счет следующих функций:

– отходы, городской транспорт, коммунальное хозяйство, благоустройство, охрана чистоты и порядка на административно-территориальной единице, формирование экологической культуры населения, экономический механизм охраны окружающей среды, экологическая безопасность природных объектов, экологическая безопасность хозяйственной деятельности;

– взыскание платежей за неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а также регулирование использования широко распространенными полезными ископаемыми;

– мониторинг осуществления работ, связанных с отходами, совместно с территориальными подразделениями Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды;

– разработка документов, включающих в себя государственный учет работ, связанных с отходами, технологический порядок, акты особого учета отходообразующих участков, акты договорных отношений по материальному балансу сырьевых ресурсов и вывозу, обезвреживанию и утилизации отходов;

– паспортизация отходов, поощрение осуществления сертификации отходов;

– обеспечение соблюдения норм озеленения, которое должно приходить на душу населения;

– контроль за устранением нарушений, выявленных уполномоченным органом в сфере экологии и охраны окружающей среды;

– проведение конкурсов, связанных с утилизацией отходов с целью привлечения субъектов предпринимательства и научных кругов, а также поиска инновационных решений в этой области, в том числе проведение конкурсов по предоставлению земель для долгосрочного использования при условии очисткии рекультивации территорий, загрязненных несанкционированным размещением отходов;

– озеленение и благоустройство территорий, особенно оплачиваемые общественные рабты по уборке территорий промышленных предприятий, а также поощрение безвозмездной волонтерской деятельности;

– налаживание организации местных внебюджетных экологических фондов для финансирования местных природоохранных мероприятий;

– альтернативные источники энергии, улучшение земель и обеспечение эффективности земельных реформ;

– очистка сточных вод, обеспечение санитарных условий, охрана здоровья, озеленение, охрана лесов, утилизация отходов;

– переработка отходов, контроль над промышленными отходами, организация парков, аллей и зеленых парков, утверждение планов по охране окружающей среды;

– осуществление государственного экологического надзора в сфере земель, вод, леса, охраняемых природных территорий, обеспечение радиационной безопасности;

– содействие развитию сельскохозяйственного производства, организация общественных дискуссий по актуальным проблемам территорий, информирование юридических и физических лиц об экологическом положении и ситуации территорий;

– реализация мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, обеспечение населения питьевой водой.

В заключение можно сказать, что природно-климатический и ресурсный потенциал территории играет важную роль в реализации со стороны органов исполнительной власти на местах мер по последовательному социально-экономическому развитию территорий. Иными словами, посредством рационального и эффективного использования природных ресурсов органы исполнительной власти на местах могут выполнять свои обязательства по развитию территорий. В связи с этим, внедрение в практику вышеуказанных предложений также будет способствовать совершенствованию организационно-правовых механизмов деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды.

References

1. Burcev V.I. Rol' organov mestnogo samoupravleniya v sistemeekologicheskoy bezopasnosti okruzhayuschey prirodnoy sredy // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya iiskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2011. - № 2 (8): v 3-h ch. Ch. I. - C. 34-36.

2. Proshina K.Yu. Pravovye osnovy prirodoohrannoy deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2014. - № 4(42): v 2-h ch. Ch. I. - C. 146.

3. Murtazaliev R.A. Polnomochiya organov mestnogo samoupravleniya v oblasti ohrany okruzhayuschey sredy: na materialah Respubliki Dagestan: Avtoref. diss.... kand. yurid. nauk. 12.00.02 - Konstitucionnoe pravo; Municipal'noe pravo. - Mahachkala, 2003. - S. 17.

4. Belov V.G., Smol'kov V.G. Mestnoe samoupravlenie (Social'no-ekonomicheskiy analiz). - M., 2001. - S. 37.

Login or Create
* Forgot password?