О ТЕМАТИЧЕСКОМ НОМЕРЕ «ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО PR И ПРОПАГАНДЫ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Тематический номер «Технологии политического PR и пропаганды в цифровом обществе» охватывает широкий спектр проблем, которые можно разделить на три блока. В первом блоке рассматриваются теоретические проблемы трансформаций политической коммуникации в цифровом обществе. В первую очередь речь идет о появлении новых игроков в информационном пространстве, а также трансформации старых, что ставит вопросы в области адаптации политических элит к изменившейся реальности. Второй блок статей посвящен анализу зарубежного опыта современных политических коммуникаций, включая страны Северной Америки, а также Западной и Восточной Европы. В третьем блоке статей акцент делается на исследовании прикладных технологий интернет-коммуникаций. Речь идет об анализе таких технологий, как управление виртуальными сообществами, повышение политической мобилизации в социальных сетях и использования фрейминга в политических блогах для формирования имиджа страны. Номер ориентирован на специалистов в области политической коммуникации и прикладной политологии.

Ключевые слова:
политический PR, политическая пропаганда, политическая элита, связи с общественностью, политическая коммуникация, цифровое общество
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

«Журнал политических исследований» предлагает читателям свой второй тематический выпуск, состоящий из статей преимущественно одной тематики. Собственно, сама идея тематического выпуска «Журнала политических исследований» появилась благодаря устойчивому интересу к проблемам политического PR и пропаганды в современном обществе. Этот интерес, в частности, был подтверждён работой секции «Современные элиты и политикумы: стратегии и тактики коммуникации», которая состоялась в рамках ежегодного форума «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» в Санкт-Петербургском государственном университете (апрель 2019 г.). Секция была организована кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении СПбГУ — одним из первых специализированных учебно-научных подразделений в России, фокусирующимся на проблемах государственно-политического PR. По итогам интересной дискуссии было предложено сформировать тематический выпуск «Журнала политических исследований», в котором были бы представлены результаты исследований участников секции с учетом состоявшейся в ходе работы апробации. Расширенные и доработанные версии докладов сформировали костяк тематического выпуска. Для подтверждения тезиса о значительном интересе к теме можно указать на широкую географию авторов статей, которая охватывает не только города России (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Владимир), но и зарубежные страны — Францию и Беларусь.

Первоначально предполагалось, что секция «Современные элиты и политикумы: стратегии и тактики коммуникации» будет преимущественно посвящена исследованию роли политических элит и в политическом PR. Но уже в ходе подготовки к секции и по мере поступления докладов стало понятно, что тема политических элит и современных связей с общественностью сильнейшим образом связана с основными тенденциями развития цифрового общества. Отсюда наметились основные направления расширения тематики специального номера в сторону проблем политического PR и пропаганды в цифровом обществе. Любопытно, что первый тематический выпуск журнала также был связан с цифровой повесткой. В первом тематическом номере «Big Data в политическом универсуме» авторы сконцентрировались на проблематике использования больших данных в политическом процессе. Очевидно, что большие данные — это продукт жизнедеятельности современного цифрового общества. Так или иначе, текущий тематический выпуск журнала не мог обойтись без анализа проблем политической коммуникации в цифровом обществе.

Структура тематического выпуска распадается на три больших блока. В первом блоке рассматриваются теоретические проблемы трансформаций политической коммуникации в цифровом обществе. В первую очередь речь идет о появлении новых игроков в информационном пространстве, а также трансформации старых, что ставит вопросы в области адаптации политических элит к изменившейся реальности. В статье Ю.В. Клюева и Д.В. Зубко «Элиты и политикумы в пространстве коммуникации: актуализация элитологического дискурса» раскрывается проблема появления новых акторов в политическом пространстве, которые «представляют собой активные социальные группы, обособившиеся от большинства и проявляющие интерес к управлению обществом. В коммуникативном плане их деятельность основана на максимальной открытости и публичности, которая включает широкое присутствие в повестке дня СМИ и активную самопрезентацию в интернете» [1]. Ранее в специальной литературе для обозначения похожего феномена широко использовался термин лидеров общественного мнения. Мы предлагаем читателям ознакомиться с авторской позицией по данному вопросу. В статье И.А. Быкова «Государственный PR и политическая элита в современной России» анализируются причины и следствия «силового фактора» в современном государственном PR России [2]. Автор указывает, что поворот к патриотической повестке и силовому отстаиванию политических интересов легко предсказывался исследователями политической элиты России уже два десятилетия назад. Фактически, политическая элита России выступила в качестве трендсеттера в области политического и государственного PR. В статье С.Н. Федорченко «Легитимность политического режима и PR: актуальны ли советы Макиавелли?» творчество Никколо Макиавелли изучается с точки зрения его значимости для современных приемов связей с общественностью [3]. Тогда как связи с общественностью рассмотрены как составные элементы достижения и упрочнения легитимности политического режима. В статье М.Г. Бреслера, Р.Р. Мурзагулова и А.Р. Сулейманова «Трансформация политической коммуникации и PR-деятельности в цифровом обществе» предлагает новую теоретическую модель PR-коммуникаций – «сетевую» модель, которая помещает субъекта PR – актора – в систему коммуникаций сетевого сообщества [4].

Второй блок статей посвящен анализу зарубежного опыта современных политических коммуникаций, включая страны Северной Америки, Европы, а также Западной и Восточной Европы. В статье М.Н. Грачева и Р.В. Евстифеева «Политический язык и жанры политической коммуникации в современном Интернете (опыт стран Северной Америки и Западной Европы)» систематически изучаются и обобщаются результаты современных зарубежных исследований политического языка и жанров политической коммуникации в Интернете [5]. В статье В.В. Косова «Дискурсивные стратегии и тактики президентов России и Франции в формате прямого общения с аудиторией: модели коммуникации для управления конфликтными ситуациями» проводится сравнительный анализ двух коммуникативных форматов – «Прямая линия с Президентом» в России и «Большие национальные дебаты» во Франции, которыми предусматривается прямой контакт глав государств с представителями различных социальных групп [6]. Статья А.В. Потребина «Мониторинги российских медиа в информационном пространстве Республики Беларусь: интерпретация в целях пропаганды» исходит из предположения о том, что одни и те же данные о присутствии российского контента и российских медиа в медиапространстве Беларуси получают диаметрально противоположные оценки и используются в политической полемике и политической пропаганде [7].

В третьем блоке статей акцент делается на исследование прикладных технологий интернет-коммуникаций. Речь идет об анализе таких технологий, как управление виртуальными сообществами, повышение политической мобилизации в социальных сетях и использования фрейминга в политических блогах для формирования имиджа страны. В этом блоке мы бы хотели выделить статью Д.С. Мартьянова и Н.А. Мартьяновой «Управляемость виртуальных сообществ: сравнительный анализ политизированных групп Вконтакте» [8]. Авторами было проведено прикладное исследование 115 популярных виртуальных сообществ социальной сети «Вконтакте», в ходе которого произведен сравнительный анализ коммуникативных стратегий и поведения администрации, участников сообществ и критиков доминирующего в сообществе дискурса. Делается вывод, что для российских виртуальных сообществ характерна субъект-объектная модель управляемости, когда солидаризация подписчиков достигается там, где последовательно демонстрируется активное управление сообществом со стороны администрации.

Таким образом, тематический номер «Технологии политического PR и пропаганды в цифровом обществе» получился довольно насыщенным, отражающим современные тенденции в исследованиях, посвященных трансформации политического PR в современных условиях. Авторы исследуют самые разные аспекты проблемы. Показательно, что в совокупности статьи номера приобретают системный характер не только из-за того, что затрагивают общую проблематику политических коммуникаций, но и по той причине, что вместе формируют определенную симфонию самых различных уровней знания – теоретического, методологического и эмпирического.

Список литературы

1. Клюев Ю.В. Элиты и политикумы в пространстве коммуникации: актуализация элитологического дискурса // Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3.

2. Быков И.А. Государственный PR и политическая элита в современной России // Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3.

3. Федорченко С.Н. Легитимность политического режима и PR: актуальны ли советы Макиавелли? // Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3.

4. Бреслер М.Г., Мурзагулов Р.Р., Сулейманов А.Р. Трансформация политической коммуникации и PR-деятельности в цифровом обществе // Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3.

5. Грачев М.Н., Евстифеев Р.В. Политический язык и жанры политической коммуникации в современном Интернете (опыт стран Северной Америки и Западной Европы) // Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3.

6. Косов В.В. Дискурсивные стратегии и тактики президентов России и Франции в формате прямого общения с аудиторией: модели коммуникации для управления конфликтными ситуациями // Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3.

7. Потребин А.В. Мониторинги российских медиа в информационном пространстве Республики Беларусь: интерпретация в целях пропаганды // Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3.

8. Мартьянов Д.С., Мартьянова Н.А. Управляемость виртуальных сообществ: сравнительный анализ политизированных групп Вконтакте // Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 3.

Войти или Создать
* Забыли пароль?