РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо и возможности ее использования на уроках русского языка и математики в начальной школе. Даны рекомендации по применению описанных приемов, алгоритм их применения. Приводятся разработки фрагментов соответствующих уроков по русскому языку и математике.

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, технология критического мышления, вызов, осмысление, рефлексия, приемы развития критического мышления.
Текст

Работа проводилась при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (проект 2.1.1. «Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе научно-образовательных центров и научно-исследовательских лабораторий»).

Система российского начального общего образования в начале ХХI в. предполагает приведение его содержания в соответствие с основными требованиями, изложенными в государственных документах. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками <…> в познавательной деятельности» [14, с. 3]. Кроме того, в материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одними из ценностных ориентиров являются: «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера», «развитие навыков сотрудничества», «освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии», «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»[14, с. 8–9].

Ребенок, который к окончанию начальной школы не приобрел этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять работу [8, с. 48].

Список литературы

1. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: дис. … канд. пед. наук. - М., 2010. - 245 с.

2. Бакулин С.В., Замкин П.В. Педагогическая поддержка как технология формирования готовности учащихся к личностным достижениям // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 3 (11). - С. 7-10.

3. Бакулина И.В. Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - № 2 (82). - С. 104-106.

4. Водолазов Г.Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - 2005. - № 5. - С. 109-117.

5. Водолазов Г.Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - 2005. - № 6. - С. 128-134.

6. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе: учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Нижний Новгород: ОНС «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение», 2007. - 182 с.

7. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика: учебник. 1 кл. Ч 2. - М.: Изд. дом РАО Баласс, 2005. - 80 с.

8. Дубова М.В. Компетентность и компетенция как педагогические категории: определение, структура, классификация // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2. - С. 17-22.

9. Дубова М.В., Ковтаенкова Е.В. Формирование учебной самостоятельности младших школьников средствами математики // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 5. - С. 48-51.

10. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.

11. Зейналов Г.Г. Философское значение концепции устойчивого развития // Гуманитарные науки и образование, 2011, № 1. - С. 51-56.

12. Зыкова Т.В., Шерихова И.Е., Храмова Ю.Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2013. - № 3. - С. 89-95.

13. Королёва А.В. Философские аспекты критического мышления // Гаудеамус. - 2011. - № 1. - С. 16-22.

14. Медведев А.Ф. Добро и зло в воззрениях софиста // Вестник Русского христианского гуманитарного института. Вып. 4. - СПб., 2001. - С. 372-397.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010). - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

16. Хакимов Р.З. «Разум» как детерминирующий фактор в философской системе Анаксагора // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. - 1993. - № 3. - С. 56-64.

17. Шалина О.Н. К вопросу о реализации эвристического метода обучения на занятиях по геометрии // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2 (6). - С. 133-135.

Войти или Создать
* Забыли пароль?