В данной статье рассмотрены проблемы профориентации молодежи в современном обществе. Проанализированы ее характерные особенности в среде школьников и студентов. Выявлена и обоснована необходимость формирования новой модели профориентации, соответствующей рыночным условиям развития государства.
career-guidance, labor market, specialist, education, human resources, profession, training, youth, problems, production, policy, strategy, specialty, study, employment.
Одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать развитие системы профессиональной ориентации. Профориентацию необходимо рассматривать как комплекс мероприятий различных государственных, негосударственных и общественных организаций, направленных на формирование устойчивых потребностей к тем или иным профессиям и желания трудиться по ним. В этом процессе должны участвовать и рыночные структуры, что поможет вывести профессиональную ориентацию на соответствующий уровень для развития экономики страны.
В постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» выделяются следующие цели профориентации:
- обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Решать вопросы профориентации молодежи в России призвано Федеральное агентство по делам молодежи. Главную свою задачу оно видит в том, чтобы изменить структуру занятости молодежи Российской Федерации сообразно потребностям экономики, посредством внедрения современной федеральной системы профориентации школьников и формирования эффективной модели взаимодействия по данному вопросу институтов образования, работодателей и органов государственного управления.
Однако сегодня, к сожалению, проблема профессиональной ориентации молодежи не решается или предпринимаются слабые попытки ее решения.
1. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
2. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 годы.
3. Туманова И.П., Анисимова Л.Н. Учебно-воспитательная среда как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов при подготовке к профориентационной работе со школьниками // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (ч. 1).
4. Власов В. Профориентация в школе: быть или не быть? // Человек и закон. - 2005. - № 11.