ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА (ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье с позиций символического анализа раскрывается модель оценки индивидуальной профессиональной квалификации, а также технология идентификации профессиональной квалификации сотрудника квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой им должности.

Ключевые слова:
свойства феномен символического, атрибутно-статусные признаки индивидуумов, социальный логос (социальная стратификация), модель оценки индивидуальной профессиональной квалификации, индивидуальный квалификационный потенциал.
Текст

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

При формировании кадровой службой кадрового состава государственного органа (организация, учреждение) основное внимание уделяется качественным характеристикам персонала.

Согласно определению профессора А.И. Турчинова, персонал - это состав работников организации, предприятия, учреждения, который посредством своей квалификации должен обеспечить достижение их целей [7, с. 230].

В практической деятельности кадровыми службами государственных органов при отборе и подборе персонала успешно применяются деловая оценка персонала и личностно-профессиональное тестирование, в основе которого оценка профессионально важных (для соответствующего вида профессиональной деятельности) качеств и характеристик. Однако многие практики при проведении ротации и аттестации сталкиваются с отсутствием универсального инструментария, который отвечал бы реалиям современных требований.

В современной специальной (отечественной) литературе представлено значительное число методик, разработанных в рамках психолого-акмеологического подхода к анализу личности и ее деятельности, а также в рамках личностно ориентированного и ресурсного подходов, в том числе в контексте концепции формирования эффективных управленческих команд [3].

Вместе с тем кадровые практики требуют конкретных методических процедур, эффективных и функциональных, а также полезных при проведении анализа качественных характеристик персонала.

В качестве одной из таких универсальных методических процедур предлагается инструментально-символическая модель диагностики профессиональной квалификации персонала.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮШАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

Очевидно, что «измерить» профессиональную квалификацию персонала - не менее сложная задача, чем сформировать объективное представление о ней.

Однако, как свидетельствует практика, и по первой, и по второй позиции можно достичь позитивного результата посредством мысленных или условных (символических) образов квалификационных требований, формализованной теории, на основе которой может быть сделан ряд предположений об их качественной составляющей, а также проведения соответствующих измерений отклонений полученных результатов от требуемых (установленных) критериев. По своей сути и содержанию представленный инструментарий предлагаемых оценочных процедур адекватен основным положениям, раскрывающим социологическую трактовку понятия «модель». Модель - это мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их типические черты; формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений; символическое изображение структуры, типов поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах; стандарт или измерения отклонений в реальных процессах от предполагаемых [5, с. 186].

Нетрудно заметить, что в основе социологической трактовки понятия «модель» присутствует символическая составляющая. И это очевидно, так как модель и процессы моделирования органически связаны со специфическим формализованным пространством, в котором происходит их фиксация как объективной реальности, конструируется система смыслов происходящих процессов и их результатов.

Список литературы

1. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проспект Триста, 2010. - С. 37, 38.

2. Кармадонов О.А. Социология символа. - М.: Academia, 2004. - С. 6, 7.

3. Методики диагностики управленческого персонала и латентной структуры организации: методическое пособие / под общ. ред. Ю.В. Синягина. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

4. Социально-трудовые отношения на государственной службе: Учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Е.Д. Катульского, Ю.М. Забродина, А.Ф. Зубковой. - М.: Ин-т труда Минтруда России, 1997.

5. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор академик РАН Г.В. Осипов - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000.

6. Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - С. 47.

7. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М.: Флинта, 1998.

8. Управление персоналом: энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С. 289.

9. Федеральный закон: Выпуск 1(485). О государственной гражданской службе Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2003.

Войти или Создать
* Забыли пароль?