В статье представлены основные составляющие процесса формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках математики. Описана разработанная автором модель, направленная на формирование исследовательской компетентности учащихся, основывающаяся на принципах выбора, управляемости и целенаправленности, образовательной рефлексии, доверия и поддержки. Осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности осуществляется в ходе учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования, отбора и конструирования личностно-значимого содержания исследовательской деятельности. Модель предполагает формирование умений работать с различными источниками информации. Представлены основные условия проведения современного урока в условиях реализации разработанной модели. Показано, что организация информационно-познавательной деятельности, включающая этапы конструирования, проектирования и моделирования, а также разработанное и внедренное педагогическое обеспечение, способствует повышению уровня сформированности исследовательской компетентности учащихся.
компетентность, модель формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках математики
С вступлением России в век информатизации становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска не- обходимы каждому человеку. Хотя человек по своей природе исследователь, сегодня исследовательских задатков, данных ему от рождения, недостаточно, людям необходимо учиться исследовательской деятельности. Это актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения исследовательских навыков, исследовательских умений, без которых невозможно формирование исследовательской компетентности.
Под исследовательской компетентностью учащихся мы понимаем интегральную характеристику личности, проявляющуюся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений. Известно, что самостоятельно освоить и построить системы новых знаний школьник может лишь тогда, когда является субъектом своего образования, четко осознающим смысл и значение исследовательской компетентности в учебной деятельности, заин-тересованным в получении исследовательских результатов. При этом инициативное, самостоятельное, исследовательское отношение учащихся к действительности, другим людям и самому себе как исследователю является одним из важ-
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 43-48.
2. Аюбашева С.И., Давыдова Н.Н., Ивонин А.О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3. С. 19-23.
3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. №10. С. 51-55.
4. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в пракатике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. с. 66-85
5. Давыдова Н.Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. 2010. № 11. С. 23-33.
6. Давыдова Н.Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. С. 98-105.
7. Давыдова Н.Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С. 240-246.
8. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3-12.
9. Зворыгина Л.Ю., Давыдова Н.Н., Штейнберг О.Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3. С. 47-53.
10. Капитонова Г.Г. Опыт реализации технологий углубленного изучения математики. URL: http://s99-omsk.narod.ru/teachers/kgg/otkritie_uroki.htm.
11. Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. М.: Прометей, 1995. С. 166.
12. Непомнящая Т.А., Давыдова Н.Н., Мангилева Н.Н. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6. С. 121-125.
13. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1. С. 56-65.
14. Сиденко А.С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 1.
15. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С. 5-14.
16. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С. 40-47.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
18. Федоров В.А., Давыдова Н.Н. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С. 49-54.