FORMATION OF PUPILS’ RESEARCH COMPETENCE AT MATHEMATICS LESSONS IN REGULAR SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main components of pupils’ research competence formation process at mathematics lessons have been presented in this paper. Developed by the author model, based on principles of choice, controllability and focus, educational reflection, trust and support, directed on formation of pupils’ research competence has been described. Sensibleness and motivation to the concrete content of research activity is carried out during educational and informative games, educational discussions, emotional stimulation methods, selection and designing of research activity’s personal and significant content. The model assumes formation of abilities to work with various sources of information. The main conditions of carrying out a modern lesson in the developed model realization conditions have been presented. It has been shown that the organization of information and cognitive activity including stages of designing, projecting and modeling, as well as developed and introduced pedagogical providing, promotes an increase of pupils’ research competence formation level.

Keywords:
competence, model of pupils’ research competence formation at mathematics lessons
Text

С вступлением России в век информатизации становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска не- обходимы каждому человеку. Хотя человек по своей природе исследователь, сегодня исследовательских задатков, данных ему от рождения, недостаточно, людям необходимо учиться исследовательской деятельности. Это актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения исследовательских навыков, исследовательских умений, без которых невозможно формирование исследовательской компетентности.

Под исследовательской компетентностью учащихся мы понимаем интегральную характеристику личности, проявляющуюся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений. Известно, что самостоятельно освоить и построить системы новых знаний школьник может лишь тогда, когда является субъектом своего образования, четко осознающим смысл и значение исследовательской компетентности в учебной деятельности, заин-тересованным в получении исследовательских результатов. При этом инициативное, самостоятельное, исследовательское отношение учащихся к действительности, другим людям и самому себе как исследователю является одним из важ-

References

1. Alekseev N.G. Proektirovanie i refleksivnoe myshlenie. Razvitie lichnosti. 2002. № 2. S. 43-48.

2. Ayubasheva S.I., Davydova N.N., Ivonin A.O. Organizatsiya obrazovatel´nogo protsessa v nachal´noy shkole na osnove proektno-issledovatel´skikh i individualizirovannykh form uchebnoy deyatel´nosti. Munitsipal´noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. 2010. № 3. S. 19-23.

3. Vvedenskiy V.N. Modelirovanie professional´noy kompetentnosti pedagoga. Pedagogika. 2003. №10. S. 51-55.

4. Davydova N.N. Realizatsiya sistemno-sinergeticheskogo podkhoda v prakatike upravleniya razvitiem nauchno-obrazovatel´noy seti. Obrazovanie i nauka. 2013. № 7. s. 66-85

5. Davydova N.N. Upravlenie protsessami samoorganizatsii obshcheobrazovatel´nogo uchrezhdeniya. Obrazovanie i nauka. 2010. № 11. S. 23-33.

6. Davydova N.N. Formirovanie sistemy upravleniya innovatsionnoy deyatel´nost´yu uchrezhdeniy sovremennoy nauchno-obrazovatel´noy seti. Voprosy upravleniya. 2012. № 1. S. 98-105.

7. Davydova N.N. Formirovanie innovatsionnoy politiki obrazovatel´nykh organizatsiy v ramkakh nauchno-obrazovatel´noy seti. Voprosy upravleniya. 2013. № 6. S. 240-246.

8. Zagvyazinskiy V.I. Strategicheskie orientiry razvitiya otechestvennogo obrazovaniya i puti ikh realizatsii. Obrazovanie i nauka. 2012. № 4. S. 3-12.

9. Zvorygina L.Yu., Davydova N.N., Shteynberg O.B. Organizatsiya monitoringa klyuchevykh kompetentnostey v gimnazii. Munitsipal´noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. 2010. № 3. S. 47-53.

10. Kapitonova G.G. Opyt realizatsii tekhnologiy uglublennogo izucheniya matematiki. URL: http://s99-omsk.narod.ru/teachers/kgg/otkritie_uroki.htm.

11. Krupich V.I. Teoreticheskie osnovy obucheniya resheniyu shkol´nykh matematicheskikh zadach. M.: Prometey, 1995. S. 166.

12. Nepomnyashchaya T.A., Davydova N.N., Mangileva N.N. Ozhidaniya i vozmozhnosti uchastnikov obrazovatel´nogo protsessa: sostoyanie i perspektivy razvitiya obrazovatel´nogo soobshchestva. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2003. № 5-6. S. 121-125.

13. Sidenko A.S. O modeli podgotovki shkol k realizatsii FGOS vtorogo pokoleniya. Obrazovanie i nauka. 2012. № 1. S. 56-65.

14. Sidenko A.S. Kontseptual´nye podkhody deyatel´nosti Shkoly pedagoga-issledovatelya. Eksperiment i innovatsii v shkole. 2008. № 1.

15. Sidenko E.A. Professional´noe razvitie pedagoga v usloviyakh vvedeniya FGOS novogo pokoleniya. Obrazovanie i nauka. 2012. № 8. S. 5-14.

16. Sidenko A.S., Sidenko E.A. O nachale eksperimenta po obucheniyu universal´nym uchebnym deystviyam pri vvedenii FGOS. Eksperiment i innovatsii v shkole. 2013. № 1. S. 40-47.

17. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 «Ob utverzhdenii federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya».

18. Fedorov V.A., Davydova N.N. Modelirovanie razvitiya obrazovatel´nykh uchrezhdeniy na osnove setevogo podkhoda. Pedagogika. 2013. № 6. S. 49-54.

Login or Create
* Forgot password?