ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РЫНКА ГАЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные тренды в энергопотреблении Европейского союза (ЕС), выявлена значимость природного газа. Особое внимание соавторами уделено проблемам долгосрочного экспорта и импорта природного газа с учетом рыночных тенденций.

Ключевые слова:
Европейский союз, месторождение, импорт, экспорт, газопровод, природный газ, стратегия, партнерство
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Европейский союз сегодня является крупнейшим импортером природного газа, при этом доля российского газа составляет не более 35% общего европейского импорта (25% приходится на Норвегию и примерно 15% на Алжир). Собственным производством газа в Европе занимаются Нидерланды, Норвегия и Великобритания.

            В 2018 г. доля поставок российского газа в страны Европы и Турцию составила 36,7%, а в 2017 г. эта доля составляла 34,2% (см. [11; 12; 13; 14; 15; 16]).

            Истощение запасов месторождений в Европе приводит к сокращению добычи природного газа. Так, например, Алжир в 2018 г. поставил в Европу по трубопроводам и в виде сжиженного природного газа 49,8 млрд кубометров газа, при этом следует принять во внимание, что потребление газа в самом Алжире возрастает – при добыче 130 млрд кубометров газа не менее 50% уходит на внутреннее потребление. По этой причине газовый экспорт в будущем ставится под сомнение.

            Также снижаются прогнозы добычи газа в Норвегии: по расчетам 2017 г. Норвежским директоратом нефти предусматривалось на 2022 г. экспорт газа в размере 123,1 млрд кубометров, но уточненный расчет  2018 г. предусматривает уже 121,4 млрд кубометров.

            Достаточно сложная ситуация и в Норвегии. В 2018 г. в Европу из Нидерландов было поставлено 37,6 млрд кубометров газа. Голландским правительством было принято решение к 2030 г. полностью прекратить добычу газа на Гронингенском месторождении в связи с требованиями экологов, поскольку работы на данном месторождении стали причиной серии землетрясений.

            Сокращение поставок Алжира, Нидерландов и Норвегии в 2022 г. может быть оценено в 70 млрд кубометров в сравнении с 2017 г.

            По оценкам экспертов Международного энергетического агентства, потребности европейских стран в импортном газе к 2025 г. могут возрасти до 409 млрд кубометров в сравнении с 2017 г., когда потребность составляла 312,1 млрд кубометров.

            Но спрос на российский газ в Европе прогнозируется как растущий в перспективе. Но есть проблемы, причина этого состоит в политике Европейского союза в постепенном отказе от использования ископаемых источников энергии и использовании энергии возобновляемых источников, а также внедрение мер энергосбережения (см.: [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]). Стратегия Европейского союза предполагает достигнуть экономии энергии к 2020 г. на 20%, что весьма реально.

            В 90-е гг. ХХ в., после распада СССР, 90% экспорта газа в Европу шло по газопроводам, расположенным на территории Украины.

            В 2012 г. было завершено строительство газопровода «Северный поток», соединяющего Россию и Германию по дну Балтийского моря, в обход Украины, что позволило сократить стоимость российского природного газа для Европы. Доля российского газа, поставляемого через Украину, при этом снизилась до 40%.

            В этой связи необходимо отметить, что до 2009 г. отдельного контракта на транзит природного газа между Россией и Украиной не было, Украина получала плату за транзит в виде газа, цена за который была привязана к стабильности транзита.

            В 2009 г. между Россией и Украиной были заключены договоры на поставку и на транзит газа, срок договоров – 10 лет. Таким образом, все взаимоотношения по вопросам газа были переведены на коммерческую основу, а тариф на транзит газа через Украину теперь был привязан к цене на газ и не был ограничен, что привело к снижению уровня потребления газа на Украине.

            После конфликта с Россией Украина отказалась от прямых закупок у России и перешла на реверсные поставки газа из Европы (см. также: [10; 11; 12]).

            Для «Газпрома» и для европейских потребителей транспортировка природного газа в обход Украины оказалась более выгодной.

            Успешность газопровода «Северный поток» привела к решению о российско-германском сотрудничестве в строительстве еще 2 ниток газопровода, называемых «Северный поток - 2».  Российский природный газ составляет конкуренцию американскому сжиженному природному газу и вызывает раздражение в США, поскольку «подрывает энергетическую безопасность Европы и Украины и дает России дополнительный инструмент политического влияния», по мнению посла США в Германии, приводимому изданием Bild. Но вопросы европейской политики  в сфере экономики должны решаться в Европе, а не в США.

            В финансировании строительства «Северного потока - 2», стоимость которого оценивается в 9,5 млрд долл. США, участвуют немецкие компании Uniper и Wintershall. Также проект поддерживают Великобритания, Нидерланды, Австрия и Франция – компании этих стран выделили деньги на строительство (Франция изменила свою позицию и поддержала изменения в Газовой директиве ЕС) [1; 9; 10; 13; 15; 16; 17; 18; 19]. Среди сторонников проекта также Греция, Кипр, Чехия, Финляндия и Норвегия.

            Главным противником «Северного потока - 2» является Украина. Также против «Северного потока - 2» выступают страны Прибалтики, Польша, а также Швеция, Дания и Словакия. Основными аргументами этих стран были рост зависимости от российского газа, нарушение конкуренции и ущемление прав Украины и Словакии на получение доходов от транзита российского газа.

            Президент США Трамп резко критиковал Германию за поддержку строительства газопровода по экономическим основаниям: США не раз заявляли о планах поставлять в Европу сжиженный природный газ.

            Кроме того, «Северный поток - 2» рассматривается как проект, способный усилить энергетическую и инфраструктурную роль Германии в Европейском союзе. По этой причине Франция, пытаясь играть самостоятельную роль в Восточной Европе, выступила за ужесточение Газовой директивы. В ноябре 2017 г. Еврокомиссией было предложено внести изменения в Газовую директиву ЕС. Предлагаемые изменения предполагают распространение правил газового рынка ЕС на газопроводы третьих стран. 

            Согласие стран Европейского союза по поводу регулирования проекта «Северный поток - 2» достигнуто: ответственность за газопроводы с третьими странами лежит на стране, где газопровод стыкуется с европейской сетью. Все решения по «Северному потоку  -2» будет принимать Германия.

            Наибольший риск для «Северного потока - 2» представляют санкции, которыми партнерам грозят США. Управлять этим риском невозможно. Даже в случае введения финансовых санкций США против европейских партнеров  «Северного потока - 2» «Газпром» сможет самостоятельно достроить трубопровод.

            Еврокомиссией было предложено увеличить объемы закупок сжиженного природного газа из США в обмен на отмену американских пошлин на алюминий и сталь. Подобный шаг позволит  США расширить производство сжиженного природного газа. Но для Европейского союза закупки газа в США могут быть связаны с определенным риском из-за разницы цен на европейском и американском рынках. О введении пошлин в размере 25% на импорт стали и в размере 10% на импорт алюминия было объявлено Трампом 8 марта 2018 г. и, по словам президента, явилось необходимой мерой для защиты национальной безопасности США.

            В  настоящее время ограничений для поставок сжиженного природного газа из США нет. Если говорить о новых объемах поставок сжиженного природного газа в Европу из США, то они оцениваются в 50 млрд кубометров в год, что не окажет существенного влияния на экспорт природного газа в Европейский союз из России. Основное преимущество России заключается в возможности транспортировки топлива трубопроводным способом.

            Сжиженный природный газ из США также не составляет большой конкуренции российскому сжиженному природному газу. На путь борьбы с американским СПГ на традиционном для России европейском рынке готов вступить новый игрок – производитель сжиженного природного газа «Новатэк» (РФ). Компания считает, что сможет поставлять европейцам российский СПГ в два-три раза дешевле американского. Можно считать, что сжиженному природному газу США, который желает завоевать традиционный для компании «Газпром» европейский рынок, теперь угрожает не только трубопроводный газ из России, но и российский СПГ [15]. Но пока трудно предположить, какое воздействие окажет на газовый рынок в Европе появление нового «союзника» в борьбе с продвижением на него США.

 

Список литературы

1. Агарков С.А., Ульченко М.В., Щеголькова А.А. Оценка потенциала мировых поставщиков природного газа с позиций обеспечения потребностей стран ЕС // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-1. - С. 72-76.

2. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2018: перемены в группе лидеров (успехи и неудачи) // Власть. - 2019. - Т. 27. - № 2. - С. 88-92.

3. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают // Власть. - 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 77-84.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет // Власть. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 38-46.

5. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи» // Власть. - 2017. - № 10. - С. 105-111.

6. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 120-136.

7. Мигалева Т.Е., Пакин А.К. Стратегии России и ЕС на современном этапе в газовой сфере //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 11 (93). - С. 35.

8. Мигалева Т.Е., Разумнова Л.Л., Пакин А.К. Конкуренция на европейском рынке газа //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 12 (94). - С. 8.

9. Пашковская И.Г. Первые итоги исполнения внутренней энергетической политики Европейского Союза: новые тренды в развитии энергетик государств-членов ЕС // Тренды и управление. - 2019. - № 1. - С. 1-12.

10. Пашковская И.Г. Рамочная стратегия развития Энергетического союза Евросоюза // Политика и Общество. - 2018. - № 4. - С. 53-61.

11. Хасбулатов Р.И. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра / Посвящается 110-летнему юбилею Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова / М., 2017. - 234 с.

12. Хасбулатов Р.И. Россия, балансирующая между Европой и Азией // Международная экономика. - 2017. - № 12. - С. 14-27.

13. Хасбулатов Р.И., Пискулов Ю.В. Новый мировой гуманистический порядок диктует необходимость отбросить политику конфронтации, протекционизма и санкций //Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 2. - С. 19-35.

14. Динамика реализации газа в Европу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/statistics/

15. Транспортировка российского газа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/projects/transportation/

16. Экспорт Российской Федерации природного газа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/trade/gas.xls

17. https://eeas.europa.eu/delegations/russia_ru/35940

18. https://finance.rambler.ru/business/

19. https://finance.rambler.ru/organization/es/

Войти или Создать
* Забыли пароль?