Россия
Россия
В статье рассматриваются основные тренды в энергопотреблении Европейского союза (ЕС), выявлена значимость природного газа. Особое внимание соавторами уделено проблемам долгосрочного экспорта и импорта природного газа с учетом рыночных тенденций.
Европейский союз, месторождение, импорт, экспорт, газопровод, природный газ, стратегия, партнерство
Европейский союз сегодня является крупнейшим импортером природного газа, при этом доля российского газа составляет не более 35% общего европейского импорта (25% приходится на Норвегию и примерно 15% на Алжир). Собственным производством газа в Европе занимаются Нидерланды, Норвегия и Великобритания.
В
Истощение запасов месторождений в Европе приводит к сокращению добычи природного газа. Так, например, Алжир в
Также снижаются прогнозы добычи газа в Норвегии: по расчетам
Достаточно сложная ситуация и в Норвегии. В
Сокращение поставок Алжира, Нидерландов и Норвегии в
По оценкам экспертов Международного энергетического агентства, потребности европейских стран в импортном газе к
Но спрос на российский газ в Европе прогнозируется как растущий в перспективе. Но есть проблемы, причина этого состоит в политике Европейского союза в постепенном отказе от использования ископаемых источников энергии и использовании энергии возобновляемых источников, а также внедрение мер энергосбережения (см.: [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]). Стратегия Европейского союза предполагает достигнуть экономии энергии к
В 90-е гг. ХХ в., после распада СССР, 90% экспорта газа в Европу шло по газопроводам, расположенным на территории Украины.
В
В этой связи необходимо отметить, что до
В
После конфликта с Россией Украина отказалась от прямых закупок у России и перешла на реверсные поставки газа из Европы (см. также: [10; 11; 12]).
Для «Газпрома» и для европейских потребителей транспортировка природного газа в обход Украины оказалась более выгодной.
Успешность газопровода «Северный поток» привела к решению о российско-германском сотрудничестве в строительстве еще 2 ниток газопровода, называемых «Северный поток - 2». Российский природный газ составляет конкуренцию американскому сжиженному природному газу и вызывает раздражение в США, поскольку «подрывает энергетическую безопасность Европы и Украины и дает России дополнительный инструмент политического влияния», по мнению посла США в Германии, приводимому изданием Bild. Но вопросы европейской политики в сфере экономики должны решаться в Европе, а не в США.
В финансировании строительства «Северного потока - 2», стоимость которого оценивается в 9,5 млрд долл. США, участвуют немецкие компании Uniper и Wintershall. Также проект поддерживают Великобритания, Нидерланды, Австрия и Франция – компании этих стран выделили деньги на строительство (Франция изменила свою позицию и поддержала изменения в Газовой директиве ЕС) [1; 9; 10; 13; 15; 16; 17; 18; 19]. Среди сторонников проекта также Греция, Кипр, Чехия, Финляндия и Норвегия.
Главным противником «Северного потока - 2» является Украина. Также против «Северного потока - 2» выступают страны Прибалтики, Польша, а также Швеция, Дания и Словакия. Основными аргументами этих стран были рост зависимости от российского газа, нарушение конкуренции и ущемление прав Украины и Словакии на получение доходов от транзита российского газа.
Президент США Трамп резко критиковал Германию за поддержку строительства газопровода по экономическим основаниям: США не раз заявляли о планах поставлять в Европу сжиженный природный газ.
Кроме того, «Северный поток - 2» рассматривается как проект, способный усилить энергетическую и инфраструктурную роль Германии в Европейском союзе. По этой причине Франция, пытаясь играть самостоятельную роль в Восточной Европе, выступила за ужесточение Газовой директивы. В ноябре 2017 г. Еврокомиссией было предложено внести изменения в Газовую директиву ЕС. Предлагаемые изменения предполагают распространение правил газового рынка ЕС на газопроводы третьих стран.
Согласие стран Европейского союза по поводу регулирования проекта «Северный поток - 2» достигнуто: ответственность за газопроводы с третьими странами лежит на стране, где газопровод стыкуется с европейской сетью. Все решения по «Северному потоку -2» будет принимать Германия.
Наибольший риск для «Северного потока - 2» представляют санкции, которыми партнерам грозят США. Управлять этим риском невозможно. Даже в случае введения финансовых санкций США против европейских партнеров «Северного потока - 2» «Газпром» сможет самостоятельно достроить трубопровод.
Еврокомиссией было предложено увеличить объемы закупок сжиженного природного газа из США в обмен на отмену американских пошлин на алюминий и сталь. Подобный шаг позволит США расширить производство сжиженного природного газа. Но для Европейского союза закупки газа в США могут быть связаны с определенным риском из-за разницы цен на европейском и американском рынках. О введении пошлин в размере 25% на импорт стали и в размере 10% на импорт алюминия было объявлено Трампом 8 марта
В настоящее время ограничений для поставок сжиженного природного газа из США нет. Если говорить о новых объемах поставок сжиженного природного газа в Европу из США, то они оцениваются в 50 млрд кубометров в год, что не окажет существенного влияния на экспорт природного газа в Европейский союз из России. Основное преимущество России заключается в возможности транспортировки топлива трубопроводным способом.
Сжиженный природный газ из США также не составляет большой конкуренции российскому сжиженному природному газу. На путь борьбы с американским СПГ на традиционном для России европейском рынке готов вступить новый игрок – производитель сжиженного природного газа «Новатэк» (РФ). Компания считает, что сможет поставлять европейцам российский СПГ в два-три раза дешевле американского. Можно считать, что сжиженному природному газу США, который желает завоевать традиционный для компании «Газпром» европейский рынок, теперь угрожает не только трубопроводный газ из России, но и российский СПГ [15]. Но пока трудно предположить, какое воздействие окажет на газовый рынок в Европе появление нового «союзника» в борьбе с продвижением на него США.
1. Агарков С.А., Ульченко М.В., Щеголькова А.А. Оценка потенциала мировых поставщиков природного газа с позиций обеспечения потребностей стран ЕС // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-1. - С. 72-76.
2. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2018: перемены в группе лидеров (успехи и неудачи) // Власть. - 2019. - Т. 27. - № 2. - С. 88-92.
3. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают // Власть. - 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 77-84.
4. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет // Власть. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 38-46.
5. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи» // Власть. - 2017. - № 10. - С. 105-111.
6. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 120-136.
7. Мигалева Т.Е., Пакин А.К. Стратегии России и ЕС на современном этапе в газовой сфере //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 11 (93). - С. 35.
8. Мигалева Т.Е., Разумнова Л.Л., Пакин А.К. Конкуренция на европейском рынке газа //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 12 (94). - С. 8.
9. Пашковская И.Г. Первые итоги исполнения внутренней энергетической политики Европейского Союза: новые тренды в развитии энергетик государств-членов ЕС // Тренды и управление. - 2019. - № 1. - С. 1-12.
10. Пашковская И.Г. Рамочная стратегия развития Энергетического союза Евросоюза // Политика и Общество. - 2018. - № 4. - С. 53-61.
11. Хасбулатов Р.И. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра / Посвящается 110-летнему юбилею Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова / М., 2017. - 234 с.
12. Хасбулатов Р.И. Россия, балансирующая между Европой и Азией // Международная экономика. - 2017. - № 12. - С. 14-27.
13. Хасбулатов Р.И., Пискулов Ю.В. Новый мировой гуманистический порядок диктует необходимость отбросить политику конфронтации, протекционизма и санкций //Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 2. - С. 19-35.
14. Динамика реализации газа в Европу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/statistics/
15. Транспортировка российского газа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/projects/transportation/
16. Экспорт Российской Федерации природного газа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/trade/gas.xls
17. https://eeas.europa.eu/delegations/russia_ru/35940