Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Научная школа «Теория и технологии менеджмента» (старший научный сотрудник)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
В статье оцениваются последствия реформирования системы профессионального образования России и её влияние на качество подготовки выпускников. Необходимость изменений в системе образования обусловлена трансформацией экономики и развитием общества знаний. В работе проанализированы основные результаты реформ, проводимых с начала 200-х гг. Сделан вывод о том, что реформирование системы образования позволило учащимся более гибко приспосабливаться к конъюнктуре рынка труда. Отмечено, что в настоящее время присутствует разрыв между реальным наличием профессиональных кадров и их компетенциями и потребностями экономики. В статье подчеркивается, что введение двухуровневой подготовки для большинства гуманитарных и естественно-научных направлений оказалось оптимальным, но для ряда технических специальностей негативно сказалось на качестве подготовки. Авторами предложены направления дальнейшего реформирования системы профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда.
Болонский процесс, реформа, среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура
1. UH Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295, подпрограмма № 1 «Развитие профессионального образования».
3. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М.: КНОРУС, 2009. - 432 с. EDN: https://elibrary.ru/SUNOLD
4. Бордовский Г.А. Противоречия и парадоксы в развитии российской высшей школы на современном этапе // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 6. - С. 2-6. DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.06.P.02; EDN: https://elibrary.ru/XRTCDJ
5. Воробьева И.В. Парадоксы реализации принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве // Вестник Российского гуманитарного университета. - 2013. - № 2 (103). - С. 74-79.
6. Востриков В.Н., Лищук Е.Н., Савченко Н.В. Плюсы и минусы Болонского процесса в российском высшем образовании // Символ науки. - 2018. - № 8. - С. 51-59. EDN: https://elibrary.ru/XXSDOH
7. Гарнов А.П., Хлевная Е.А. Эмоциональный интеллект как основа формирования профессиональных компетенций студента // Вестник РЭА. - 2011. - № 4. - С.74-79. EDN: https://elibrary.ru/NYHMHB
8. Дружилов А.С. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 51-58.
9. Ильинский И.М. О российских образовательных реформах // Высшее образование для XXI века: VI Международная научная конференция. - М., 2009. - М.: Изд-во Московского гуманит. ун-та. - 2009. - С. 8-26.
10. Кому доступно высшее образование в России [Электронный ресурс] НИУ ВШЭ - Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/190611819.html.
11. Красинская Л.Ф. Тенденции развития профессионального образования в России // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития // Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года). - С. 245-249. EDN: https://elibrary.ru/LXFYVF
12. Либин И., Модесто С.В., Олейник Т. Болонский процесс: перспективы для России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9. - С. 71-72. EDN: https://elibrary.ru/PCIHKR
13. Об утверждении концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] Правительство России - Режим доступа: http://government.ru/docs/16479.
14. Образование [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education.
15. Паспорт приоритетного проекта «Образование» [Электронный ресурс] Правительство России. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf.
16. Петров В.В. Модернизация российского общества: комплексный подход к реформе образования // Философия образования. - 2014. - № 2. - С. 64-73. EDN: https://elibrary.ru/SMJWXZ
17. Плаксий В.И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 8--12. EDN: https://elibrary.ru/PVGBCJ
18. Рабочая сила, занятость и безработица в России [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_61/Main.htm
19. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) [Электронный ресурс] Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/12464.pdf.
20. Старкова Е.В. Доступность высшего образования: оценка экспертов // ЖИСП. - 2006. - № 2. EDN: https://elibrary.ru/KTOWCR
21. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#
22. Education at a Glance 2018 [Электронный ресурс] Organization for Economic Co-operation and Development - Режим доступа https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2018_eag-2018-en