ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ И СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ
Рубрики: -
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные этапы становления лингвоконцептологии, разграничиваются такие направления в современной лингвистике, как лингвокультурология, лингвокультурная концептология и лингвистическая концептология (лингвоконцептология).

Ключевые слова:
лингвоконцептология, лингвокультурология, лингвокультурная концептология, когнитивная лингвистика
Текст

В самом конце XX века в языкознании происходит поворот, в основе которого лежит тезис о том, что «язык – это не только система разноуровневых еди-ниц, но и история, культура, традиции, дух народа» [1]. Сложный и многоаспектный вопрос о соотношении языка и культуры, культуры и человека является центральным в современном языкознании. Как отмечает М.С. Каган в работе «Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке», одной из главных задач является формирование мышления «будущих ученых на принципах междисциплинарно-системно-синергетического понимания научной деятельности XXI века» [2]. По мнению ученого, центральное место в мире наук занимает гуманитарное знание, «ибо в нем скрещиваются потоки информации, идущие от всех других отраслей знания – человек принадлежит…и природе, и обществу, и культуре, и в его существовании, функционировании и развитии особенно ярко проявляются общие законы бытия…». Одной из главных задач научной и философской мысли XXI в. будет, следовательно, «глубокая разработка методологии междисциплинарных исследований человека, адекватная его системной структуре» [2]. Она откроет науке новые пути развития.

Интеграция наук весьма характерна для нашего времени и объединяет прежде далекие дисциплины. Давно замечено, что самые интересные и принципиально новые результаты получаются именно на стыках наук.

Е.С. Кубрякова на рубеже XX-XXI вв., прогнозируя основные тенденции развития лингвистики XXI в., называет следующие: экспансионизм – выход в смежные области знаний; антропоцентризм – изучение языка с целью познания его носителя – человека; неофункционализм – изучение всего многообразия функций языка и их реализаций; экспланаторность – объяснение языковых явлений [3]. На наш взгляд, принцип экспансионизма особенно актуален на сегодняшний день, поскольку такие сложные феномены, какими являются человек и его язык, а также культура материальная и духовная должны изучаться общими усилиями различных направлений лингвистики и других смежных наук.

Так, новым этапом изучения проблемы соотношения языка и мышления стала психолингвистика, в рамках которой рассматриваются процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, соотношение системы языка и ее использования, функционирования и др. (Ч. Осгуд, Дж. Гринберг, А.А. Леонтьев, Ю.Н. Караулов, В.А. Пищальникова и др.). Проблемы, связанные с общечеловеческими механизмами овладения и пользования языком, с используемыми при этом универсальными стратегиями и опорными элементами объединяют психолингвистику с когнитивной лингвистикой. И та, и другая области знаний подразумевают рассмотрение проблем языкового сознания и языковой личности, картины мира, взаимодействия процессов на разных уровнях осознаваемости.

Когнитивная лингвистика как направление лингви-стических исследований зародилась и наиболее активно развивалась в США, где ее чаще называют «когнитивной грамматикой», что объясняется расширительным пониманием термина «грамматика» в англоязычной лингвистике [4-13].

В Европе также сложилось собственное направле-ние исследований, которое наиболее активно занимается проблемой обработки информации во время порождения и восприятия речи. Одной из главных стала проблема понимания и извлечения информации из текста, а также проблемы ментального лексикона (знания о словах), когнитивная семантика, в рамках

Список литературы

1. Горбунов, И. Ю. Тезаурусное моделирование лингво-культурологической терминологии. Фундаментальные проблемы культурологи [Текст] : в 4 т. Т. 3 : Культурная динамика / И. Ю. Горбунов. - СПб. : Алетейя, 2008. - С. 103-111.

2. Каган, М. С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке [Текст] / М. С. Каган // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI в. К 80-летию проф. М.С. Кагана: материалы междунар. науч. конф. 18 мая 2001. - СПб. : 2001. - С. 9-14.

3. Кубрякова, Е. С. Смена парадигм знания в лингвистике XX века [Текст] // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы: Международная конф. - М., 1995.

4. Fillmore, Ch. J. Frames and the semantics of understanding [Текст] / Ch. J. Fillmore // Quaderni di semantica. - 1985. - Vol. VI, № 2. - P. 222-254.

5. Lacoff G. Instrumental adverbs and the concert of deep structure // F.L. - 1968 - Vol.4 P.4-29

6. Lacoff G. Linguistic gestalts // CLS. - 1977 - Vol. 13 - P. 236-287

7. Lacoff G. Categories and cognitive models. - Berkeley, 1982 - 320 p.

8. Lakoff, George. Women, Fire, and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind. Chicago: Univer-sity of Chicago Press, 1987.

9. Langacker Ronald W. Concept, Image, and Symbol. The Cognitive Basis of Grammar. Berlin: Mouton de Gruyter, 1990.

10. Langacker, Ronald W. Foundations of Cognitive Grammar Vol. 2: Descriptive Application. Stanford: Stanford University Press, 1991.

11. Rice M. Cognition to Language: Categories, word meanings and training - Baltimore, 1980 - 98 p.

12. Talmy L. Lexicalization patterns: semantic structure in lexical forms. University of California at Berkeley Berkeley, CA, USA, 1987. 178 p.

13. Talmy L. Force dynamics in language and cognition / L. Talmy // Cognitive Science. Vol. 12, Issue 1, 1988. P.P. 49-100.

14. Geeraerts, Dirk. Cognitive Linguistics. In J. Verschueren, J.-O. Östman and J. Blommaert, eds., Handbook of Prag-matics. Amsterdam: John Benjamins, 1995. P. 111-116.

15. Bybee Joan, Paul Hopper. Frequency and the Emergence of Linguistic Structure. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins, 2001.

16. Tomasello, Michael. 2003. Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

17. Mukherjee Joybrato. English Ditransitive Verbs: Aspects of Theory, Description and a Usage-Based Model. Amsterdam, New York: Rodopi, 2005.

18. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка [Текст] : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 282 с.

19. Тхорик, В. И. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / В. И. Тхорик. - М. : ГИС, 2006. - 258 с.

20. Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры [Текст] / В. фон Гумбольдт. - М. : Прогресс, 1985. - 451 с.

21. Воркачев, С. Г. «Куда ж нам плыть?» - Лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития [Текст] / С. Г. Воркачев // Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск 8 / Воронежский госуниверситет. Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. - С. 5-27.

22. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Артюнова. - М. : Яз. рус. культуры, 1999. - 896 с.

23. Маслова, В. А. Лингвокультурология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Маслова. - М. : Академия, 2001. - 208 с.

24. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. - М. : ГНОЗИС, 2004. - 389 с.

25. Березович, Е. Л. К этнолингвистической интерпретации семантических полей [Текст] / Е. Л. Березович // Вопросы языкознания: Теорет. журн. по общ. и сравн. языкознанию / РАН. - М.: Наука, 2004, №6. - С. 3-24.

26. Воркачев, С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт [Текст] / С. Г. Воркачев. - М. : ИТДГК «Гнозис», 2004. - 236 с.

27. Карасик В.И. Лингвокультурный типаж «разгильдяй» / В.И. Карасик // Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности: коллективная монография / под ред. О.А. Дмитриевой. - Волгоград: Парадигма, 2010. - С. 208-227. 95

28. Телия, В. Н. Русская фразеология: Семантические, прагматические и лингвокультурологические аспекты [Текст] / В. Н. Телия. - М. : Языки русской культуры, 1996. - 284с.

29. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры [Текст] / Ю. С. Степанов. - М. : Академ. проект, 2001. - 990 с.

30. Кубрякова, Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики. [Текст] / Е. С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 6-17.

31. Воркачев, С. Г. Методологические основания лингво-концептологии [Текст] / С. Г. Воркачев // Теоретиче-ская и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты мета-коммуникативной деятельности. - Воронеж, 2002. - С. 79-95.

32. Воркачев, С. Г. Российская лингвокультурная концептология : современное состояние, проблемы, вектор развития [Текст] / С. Г. Воркачев. - Известия РАН. Се-рия литературы и языка. - 2011. - Том 70. - № 5. - С. 64-74.

Войти или Создать
* Забыли пароль?