LINGUA-CONCEPTOLOGY AS A RESEARCH AREA: THE BASIC POSTULATES AND DEGREE OF THE LEVEL OF SCRUTINY OF THE PROBLEMATICS
Rubrics:
Abstract and keywords
Abstract (English):
The basic stages of formation of lingua-conceptology are considered in the article. Such directions in modern linguistics, as lingua-culturology, lingua-cultural conceptology and linguistics conceptology (lingua-conceptology) are differentiated.

Keywords:
lingua-conceptology, lingua-culturology, lingua-cultural conceptology, cognitive linguistics
Text

В самом конце XX века в языкознании происходит поворот, в основе которого лежит тезис о том, что «язык – это не только система разноуровневых еди-ниц, но и история, культура, традиции, дух народа» [1]. Сложный и многоаспектный вопрос о соотношении языка и культуры, культуры и человека является центральным в современном языкознании. Как отмечает М.С. Каган в работе «Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке», одной из главных задач является формирование мышления «будущих ученых на принципах междисциплинарно-системно-синергетического понимания научной деятельности XXI века» [2]. По мнению ученого, центральное место в мире наук занимает гуманитарное знание, «ибо в нем скрещиваются потоки информации, идущие от всех других отраслей знания – человек принадлежит…и природе, и обществу, и культуре, и в его существовании, функционировании и развитии особенно ярко проявляются общие законы бытия…». Одной из главных задач научной и философской мысли XXI в. будет, следовательно, «глубокая разработка методологии междисциплинарных исследований человека, адекватная его системной структуре» [2]. Она откроет науке новые пути развития.

Интеграция наук весьма характерна для нашего времени и объединяет прежде далекие дисциплины. Давно замечено, что самые интересные и принципиально новые результаты получаются именно на стыках наук.

Е.С. Кубрякова на рубеже XX-XXI вв., прогнозируя основные тенденции развития лингвистики XXI в., называет следующие: экспансионизм – выход в смежные области знаний; антропоцентризм – изучение языка с целью познания его носителя – человека; неофункционализм – изучение всего многообразия функций языка и их реализаций; экспланаторность – объяснение языковых явлений [3]. На наш взгляд, принцип экспансионизма особенно актуален на сегодняшний день, поскольку такие сложные феномены, какими являются человек и его язык, а также культура материальная и духовная должны изучаться общими усилиями различных направлений лингвистики и других смежных наук.

Так, новым этапом изучения проблемы соотношения языка и мышления стала психолингвистика, в рамках которой рассматриваются процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, соотношение системы языка и ее использования, функционирования и др. (Ч. Осгуд, Дж. Гринберг, А.А. Леонтьев, Ю.Н. Караулов, В.А. Пищальникова и др.). Проблемы, связанные с общечеловеческими механизмами овладения и пользования языком, с используемыми при этом универсальными стратегиями и опорными элементами объединяют психолингвистику с когнитивной лингвистикой. И та, и другая области знаний подразумевают рассмотрение проблем языкового сознания и языковой личности, картины мира, взаимодействия процессов на разных уровнях осознаваемости.

Когнитивная лингвистика как направление лингви-стических исследований зародилась и наиболее активно развивалась в США, где ее чаще называют «когнитивной грамматикой», что объясняется расширительным пониманием термина «грамматика» в англоязычной лингвистике [4-13].

В Европе также сложилось собственное направле-ние исследований, которое наиболее активно занимается проблемой обработки информации во время порождения и восприятия речи. Одной из главных стала проблема понимания и извлечения информации из текста, а также проблемы ментального лексикона (знания о словах), когнитивная семантика, в рамках

References

1. Gorbunov, I. Yu. Tezaurusnoe modelirovanie lingvo-kul´turologicheskoy terminologii. Fundamental´nye problemy kul´turologi [Tekst] : v 4 t. T. 3 : Kul´turnaya dinamika / I. Yu. Gorbunov. - SPb. : Aleteyya, 2008. - S. 103-111.

2. Kagan, M. S. Perspektivy razvitiya gumanitarnykh nauk v XXI veke [Tekst] / M. S. Kagan. Metodologiya gumanitarnogo znaniya v perspektive XXI v. K 80-letiyu prof. M.S. Kagana: materialy mezhdunar. nauch. konf. 18 maya 2001. - SPb. : 2001. - S. 9-14.

3. Kubryakova, E. S. Smena paradigm znaniya v lingvistike XX veka [Tekst]. Lingvistika na iskhode XX veka: itogi i perspektivy: Mezhdunarodnaya konf. - M., 1995.

4. Fillmore, Ch. J. Frames and the semantics of understanding [Tekst] / Ch. J. Fillmore. Quaderni di semantica. - 1985. - Vol. VI, № 2. - P. 222-254.

5. Lacoff G. Instrumental adverbs and the concert of deep structure. F.L. - 1968 - Vol.4 P.4-29

6. Lacoff G. Linguistic gestalts. CLS. - 1977 - Vol. 13 - P. 236-287

7. Lacoff G. Categories and cognitive models. - Berkeley, 1982 - 320 p.

8. Lakoff, George. Women, Fire, and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind. Chicago: Univer-sity of Chicago Press, 1987.

9. Langacker Ronald W. Concept, Image, and Symbol. The Cognitive Basis of Grammar. Berlin: Mouton de Gruyter, 1990.

10. Langacker, Ronald W. Foundations of Cognitive Grammar Vol. 2: Descriptive Application. Stanford: Stanford University Press, 1991.

11. Rice M. Cognition to Language: Categories, word meanings and training - Baltimore, 1980 - 98 p.

12. Talmy L. Lexicalization patterns: semantic structure in lexical forms. University of California at Berkeley Berkeley, CA, USA, 1987. 178 p.

13. Talmy L. Force dynamics in language and cognition / L. Talmy. Cognitive Science. Vol. 12, Issue 1, 1988. P.P. 49-100.

14. Geeraerts, Dirk. Cognitive Linguistics. In J. Verschueren, J.-O. Östman and J. Blommaert, eds., Handbook of Prag-matics. Amsterdam: John Benjamins, 1995. P. 111-116.

15. Bybee Joan, Paul Hopper. Frequency and the Emergence of Linguistic Structure. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins, 2001.

16. Tomasello, Michael. 2003. Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

17. Mukherjee Joybrato. English Ditransitive Verbs: Aspects of Theory, Description and a Usage-Based Model. Amsterdam, New York: Rodopi, 2005.

18. Alefirenko, N. F. Lingvokul´turologiya. Tsennostno-smyslovoe prostranstvo yazyka [Tekst] : uchebnoe posobie / N. F. Alefirenko. - M. : Flinta : Nauka, 2010. - 282 s.

19. Tkhorik, V. I. Lingvokul´turologiya i mezhkul´turnaya kommunikatsiya [Tekst] : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / V. I. Tkhorik. - M. : GIS, 2006. - 258 s.

20. Gumbol´dt, V. fon. Yazyk i filosofiya kul´tury [Tekst] / V. fon Gumbol´dt. - M. : Progress, 1985. - 451 s.

21. Vorkachev, S. G. «Kuda zh nam plyt´?» - Lingvokul´turnaya kontseptologiya: sovremennoe sostoyanie, problemy, vektor razvitiya [Tekst] / S. G. Vorkachev. Yazyk, kommunikatsiya i sotsial´naya sreda. Vypusk 8 / Voronezhskiy gosuniversitet. Voronezh: NAUKA-YuNIPRESS, 2010. - S. 5-27.

22. Arutyunova, N. D. Yazyk i mir cheloveka [Tekst] / N. D. Artyunova. - M. : Yaz. rus. kul´tury, 1999. - 896 s.

23. Maslova, V. A. Lingvokul´turologiya [Tekst] : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedeniy / V. A. Maslova. - M. : Akademiya, 2001. - 208 s.

24. Karasik, V. I. Yazykovoy krug: lichnost´, kontsepty, diskurs [Tekst] / V. I. Karasik. - M. : GNOZIS, 2004. - 389 s.

25. Berezovich, E. L. K etnolingvisticheskoy interpretatsii semanticheskikh poley [Tekst] / E. L. Berezovich. Voprosy yazykoznaniya: Teoret. zhurn. po obshch. i sravn. yazykoznaniyu / RAN. - M.: Nauka, 2004, №6. - S. 3-24.

26. Vorkachev, S. G. Schast´e kak lingvokul´turnyy kontsept [Tekst] / S. G. Vorkachev. - M. : ITDGK «Gnozis», 2004. - 236 s.

27. Karasik V.I. Lingvokul´turnyy tipazh «razgil´dyay» / V.I. Karasik. Lingvokul´turnye tipazhi: priznaki, kharakteristiki, tsennosti: kollektivnaya monografiya / pod red. O.A. Dmitrievoy. - Volgograd: Paradigma, 2010. - S. 208-227. 95

28. Teliya, V. N. Russkaya frazeologiya: Semanticheskie, pragmaticheskie i lingvokul´turologicheskie aspekty [Tekst] / V. N. Teliya. - M. : Yazyki russkoy kul´tury, 1996. - 284s.

29. Stepanov, Yu. S. Konstanty: Slovar´ russkoy kul´tury [Tekst] / Yu. S. Stepanov. - M. : Akadem. proekt, 2001. - 990 s.

30. Kubryakova, E. S. Ob ustanovkakh kognitivnoy nauki i aktual´nykh problemakh kognitivnoy lingvistiki. [Tekst] / E. S. Kubryakova. Voprosy kognitivnoy lingvistiki. - 2004. - № 1. - S. 6-17.

31. Vorkachev, S. G. Metodologicheskie osnovaniya lingvo-kontseptologii [Tekst] / S. G. Vorkachev. Teoretiche-skaya i prikladnaya lingvistika. Vyp. 3: Aspekty meta-kommunikativnoy deyatel´nosti. - Voronezh, 2002. - S. 79-95.

32. Vorkachev, S. G. Rossiyskaya lingvokul´turnaya kontseptologiya : sovremennoe sostoyanie, problemy, vektor razvitiya [Tekst] / S. G. Vorkachev. - Izvestiya RAN. Se-riya literatury i yazyka. - 2011. - Tom 70. - № 5. - S. 64-74.

Login or Create
* Forgot password?