сотрудник
Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 68.75 Экономика и организация сельского хозяйства
Агропромышленный комплекс – наиболее значимый крупнейший межотраслевой комплекс современной экономики России. Показатели динамики производства сельскохозяйственной продукции в условиях внешнего санкционного давления указывают на то, что в настоящее время необходимо наращивать стратегию повышения продовольственной безопасности Российской Федерации. При этом реализация развития агропромышленного комплекса требует вовлечения высококвалифицированных специалистов нового типа: с соответствующим уровнем образования, склонностью к целеполаганию и умением реагировать на нестандартные ситуации. В данной статье раскрыто обоснование методики определения уровня профессионального соответствия установленным требованиям работников агропромышленного комплекса на основе методов квалиметрии. Разработан комплексный показатель качества кадров на предприятиях агропромышленного комплекса, а также метод определения уровня профессионального соответствия.
показатель профессионального соответствия, уровень профессиональной компетентности, экспертная квалиметрия
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработана комплексная государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года
№ 717, а также в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится о «создании в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами».
Агропромышленный комплекс – наиболее значимый крупнейший межотраслевой комплекс современной экономики России. Показатели динамики производства сельскохозяйственной продукции в условиях внешнего санкционного давления указывают на то, что в настоящее время необходимо наращивать стратегию повышения продовольственной безопасности Российской Федерации.
В достижении высоких производственных результатов определяющая роль принадлежит технической и технологической модернизации производства, успешной реализации инвестиционных проектов.
При этом реализация вышеуказанной программы требует вовлечения высококвалифицированных специалистов нового типа: с соответствующим уровнем образования, склонностью к целеполаганию и умением реагировать на нестандартные ситуации.
Условия, материалы и методы исследования. При проведении исследования были использованы научные методы организационно-экономического моделирования, методы экспертных оценок, АВС-анализ, ФСА-анализ, методы квалиметрии, методы сравнительного, системного и логического анализа, методы научного наблюдения, анкетирования, опроса, теория принятия решений, включающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии.
Анализ и обсуждение результатов исследований. Анализ и оценка компетентности кадров является актуальной задачей служб управления персоналом на предприятиях агропромышленного комплекса. Эффективность деятельности этих предприятий напрямую зависит от уровня компетентности кадров. Актуальность определения комплексного показателя профессионального соответствия кадров обоснована, в первую очередь, процессами глобализации, подчеркивающими проблемы конкурентоспособности современного человека, показателем которой является успех в профессиональном плане и карьерный рост, в том числе и у специалистов агропрома, во-вторых, новыми требованиями специалистам агропрома, к числу которых относятся первостепенные компетенции в вопросах продовольственной безопасности страны. Направленность национальной экономики на системное развитие агропромышленного, рыбохозяйственного и лесного комплекса предъявляет повышенные требования к качеству формирования компетенций агропромышленной деятельности. Таким образом, вопросы изучения уровня компетентности и квалификации кадров и оценки уровня их профессионального соответствия занимаемым должностям в настоящее время приобретают, безусловно, высокую степень актуальности.
Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – это обладание широким диапазоном знаний и опытом, позволяющим переносить их из одной области профессиональной деятельности в другую с минимальными затратами времени и средств на переподготовку, а также, в нашем случае, это набор характеристик, который отделяет эффективную работу от удовлетворительной или неэффективной.
Ю.Духнич указывает о различиях между понятиями компетенция и компетентность. По его мнению, компетентность – это то, что человек должен уметь делать для качественного выполнения своей работы. Также он подразделял три уровня компетентности:
- общие компетентности – это те, которые необходимы для подобных рабочих процессов;
- базовые компетентности – ими должны обладать все сотрудники в рамках миссии и основных стратегий организации;
- специфические компетенции – чаще всего связаны с определенным отделом или определенной группой в организации.
Среди зарубежных авторов в этой области можно выделить работы Дорино К. Кондо [7], Джоела П. Висена [8], Салли А. Макэтти и Нэнси Э. Абрамс [9], М. Вудкока и Д. Френсиса [10].
1. Духнич Ю. Модель компетенций, 2014. - http://www.smart-edu.com/model-kompetentsiy.html
2. Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Ч. 3. Общая квалиметрия и специальные методы квалиметрии. - М.: МИСС, 1991. - 170 с.
3. Вейцман Э.В. Универсальный критерий качества // Стандарты и качество. - 1995. - № 2. - С. 25.
4. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К. Организационная психология. - 2014. - Т. 4. - № 4. - С. 74-92.
5. Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. - М., 2000.
6. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.: ил. (серия «Учебники для вузов»).
7. Kondo, Dorinne K. Crafting selves : power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace / Dorinne K. Kondo. Chicago : University of Chicago Press, 1990. xiii, 346 p. : ill. ; 24 cm. ISBN 0-226-45043-0 (alk. paper).
8. Personnel Assessment Monographs. - Joel P.Wiesen, Fh.D. Massachusetts Department of Personnel Administration and Applied Personnel Research Newton, Massachusetts.
9. Nancy Abrams, Ph.D. Personnel Consultant Fairport, New York Sally A. McAttee, Ph.D. Milwaukee Department of Employee Relations Milwaukee, Wisconsin.- Employment Testing: A Public Sector Viewpoint. Volume 2, Number 3 December 1990.
10. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991, - С. 21.