Классификация и тенденции развития международных документов в сфере обеспечения и защиты прав женщин
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена классификации международных документов в сфере обеспечения и защиты прав женщин. Автор систематизирует их по нескольким основаниям, а именно: в зависимости от субъекта, принявшего документ, по юридической природе, по кругу вопросов, регулируемых документом, географической сферы действия. Автор также затрагивает вопрос о причинах неэффективности некоторых документов по правам женщин, в частности, вопрос об оговорках и культурном релятивизме. Таким образом, на сегодняшний день существует огромный массив международных документов по правам женщин, представляющих собой достаточно солидную правовую основу для эффективного обеспечения прав женщин. Эти документы приняты в различных формах – в форме деклараций, рекомендаций, конвенций и программ или стратегий действий, т.е. в форме документов обязательного или рекомендательного характера. Анализ их содержания позволил выделить наиболее приоритетные направления международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения прав женщин, а именно, такие как охрана материнства, обеспечение равенства в семье и сфере труда, защита женщин от насилия. Все больше документов принимается в целях защиты уязвимых слоев женщин, сталкивающихся с множественной дискриминацией. Принятие документов по защите наиболее уязвимых категорий женщин, т.е. женщин, подвергающихся множественной дискриминации – одна из тенденций в развитии международно-правовых стандартов по правам женщин.

Ключевые слова:
права женщин, множественная дискриминация, защита от насилия, охрана материнства, конвенция, оговорки, культурный релятивизм
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Со второй половины XX в. и по настоящее время в международном праве увеличивается удельный вес норм, направленных на правовую защиту положения женщин в мире. На сегодняшний день действует огромный массив международных документов по правам женщин, представляющих собой достаточно солидную правовую основу для обеспечения прав женщин.  Эти документы приняты в различных формах – в форме деклараций, рекомендаций, конвенций и программ или стратегий действий, т.е. в форме документов обязательного или рекомендательного характера.

Наряду с общими международными документами по правам человека, т.е. применимыми в равной мере ко всем, в отдельную группу можно выделить специальные документы, посвященные только правам женщин.

В свою очередь, специальные документы, касающиеся только прав женщин, можно подразделить на документы универсального и регионального характера. Следует отметить, что Узбекистан участвует в большей степени именно в универсальных документах (а именно в документах, принятых в рамках ООН), нежели в региональных.

Универсальных документов по правам женщин, принятых в рамках ООН, принято огромное количество, что обуславливает необходимость их классификации. В частности, универсальные специальные документы, касающиеся только женщин, можно классифицировать на следующие категории.

  1. Классификация в зависимости от субъекта, принявшего документ. В зависимости от того, в рамках какого механизма приняты рассматриваемые нами документы, можно выделить следующие их категории:

– документы, принятые органами ООН;

–  документы, принятые специализированными учреждениями ООН;

– документы, принятые в рамках всемирных конференций по вопросам прав человека и женщин.

В свою очередь, документы, принятые органами ООН, также можно подразделить на следующие группы:

– документы, принятые главными уставными органами ООН [1];

– документы, принятые вспомогательными органами ООН по правам человека (Совет ООН по правам человека (СПЧ ООН), Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ);

– документы, принятые договорными органами ООН по правам человека [2].

Важный вклад имеют документы, принятые специализированными учреждениями ООН, а именно МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.

Важный вклад внесли всемирные конференции по положению женщин. На сегодняшний день проведены четыре всемирные конференции, посвященные правам женщин. Основным итогом всемирных конференций стало принятие планов действий, программ и деклараций [3].

Среди них следует выделить Пекинскую декларацию и Платформу действий, которые представляют собой план по реализации, защите и поощрению равных прав и возможностей для женщин и мужчин [4]. О принципиальном значении итоговых документов Пекинской конференции свидетельствует систематическая ссылка на них в резолюциях ГА, ЭКОСОС и Совета Безопасности ООН [5]. Кроме того, ГА своей резолюцией 50/203 рекомендовала государствам – участникам Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ) включать в свои доклады (согласно ст. 18 Конвенции) информацию о мерах, принимаемых для осуществления мероприятий, предусмотренных Пекинской платформой действий. В-пятых, большинство положений Пекинской платформы обязательны для исполнения в силу их закрепления в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. По сути, принятие Платформы действий было призвано усилить и конкретизировать положения названной Конвенции, разработать действенный план по их практической реализации на международном, региональном и национальном уровнях [6].

Это обуславливает и подтверждает высокую практическую значимость данного документа [7].  

  1. Классификация   в зависимости от круга вопросов и содержания документов.

Исходя из анализа содержания рассматриваемых документов, можно выделить следующие категории:

А)  документы касательно охраны материнства;

Б) документы касательно прав женщин в семейно-брачных отношениях;

В) документы касательно прав женщин в сфере труда;

Г) документы  касательно защиты женщин от насилия;

Д) документы касательно уязвимых категорий женщин (например, беженки, пожилые женщины и т.д.).

Касательно документов по охране материнства, международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих документах о правах человека уже с начала XX столетия, а именно во Всеобщей декларации прав человека [8], Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [9],  Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [10], Конвенции о правах ребенка [11]. Особое место в системе документов по охране материнства Конвенции и рекомендации МОТ [12]. Можно отметить три конвенции МОТ об охране материнства (№ 3, 1919; №103, 1952; № 183, 2000) и   сопутствующие им рекомендации (№ 95, 1952; № 191, 2000) [13].  Особое внимание этим вопросам уделено в Пекинской платформе действий 1995 г., которая призывает к обеспечению охраны материнства и сбалансированному распределению рабочих и семейных обязанностей (Параграфы 106, 179) [14].

Как отмечалось выше, в отдельную группу можно выделить документы, касающиеся брачных отношений. Право на семью закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [15]. В 1954 г. ГА ООН приняла резолюцию, в которой рекомендовала установить брачный возраст и другие условия, необходимые для создания семьи. В 1957 г. была принята Конвенция о национальности замужних женщин, в 1962 г. –  Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков [16].  Ряд общих положений содержатся в Конвенции 1979 г., которые получили развитие в общих рекомендациях Комитета. В частности, круг обязательств государств подробно объясняется в Общей рекомендации № 21 о равенстве в браке и семейных отношениях [17].

Касательно группы документов относительно прав женщин в сфере труда и  занятости, специальные меры получили отражение в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. [18]. Существует также целый ряд конвенций и рекомендаций МОТ по вопросам женского труда: Конвенция о равном вознаграждении, 1951 г. (№100) и сопутствующая Рекомендация о равном вознаграждении, 1951 г. (№90),  Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 г. (№ 111), Конвенция о трудящихся с семейными обязанностями 1981 г. (156) и др.

Относительно группы документов по защите женщин от насилия следует отметить, что в течение долгого времени международное право в области прав человека ничего не говорило о проблеме насилия в отношении женщин. До конца 1970-х – начала 1980-х гг. насилие в отношении женщин и насилие в семье, в частности, не рассматривались как имеющие отношение к правам человека. Проблемы бытового насилия (домашнего насилия или насилия в семье) не стали объектом регулирования Конвенции 1979 г., но были исследованы Комитетом по правам женщин в его Общей рекомендации №19 [19]. Важной вехой стало принятие в 1993 г. Декларации об искоренении насилия в отношении женщин [20]. Важно подчеркнуть, что необязательная юридическая природа документа нисколько не умаляет ее значимости, поскольку ее принятие способствовало привлечению внимания международной общественности к вопросам насилия в отношении женщин. Кроме того, в настоящее ряд авторов выдвигают предложение о принятии Конвенции об искоренении насилия в отношении женщин [21].

Другой пример наиболее распространенной формы насилия в отношении женщин – это торговля женщинами. В отличие от домашнего насилия, против торговли людьми на сегодняшний день принят ряд документов обязательного характера, что свидетельствует об однозначном негативном отношении международного сообщества к данному явлению (в отличие от бытового насилия). Среди наиболее важных документов можно отметить Конвенцию о ликвидации торговли людьми и эксплуатации проституции других 1950 г., и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее 2000 г., дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (известном также как Палермский протокол).

 Следующая группа документов по правам женщин – это документы, посвященные защите наиболее уязвимых слоев женщин.  Среди них особого упоминания заслуживают международные конвенции по гуманитарному праву, а именно четыре Женевские конвенции 1949 г. по защите жертв вооруженных конфликтов [22]. В Конвенциях есть некоторые специальные нормы, направленные на защиту женщин в период вооруженных конфликтов [23]. Дальнейшее развитие положения Женевских конвенций по гуманитарному праву получили в Дополнительных Протоколах к ним 1977 г. [24].

Особое внимание международное право уделяет женщинам-беженцам. Руководящую роль здесь играет деятельность Управления верховного комиссара ООН по делам беженцем (УВКБ).  «Руководящие принципы защиты женщин-беженок», изданные УВКБ ООН в 1991 г., стали важным инструментом для решения конкретных проблемах защиты, с которыми сталкиваются женщины-беженки [25].

Отдельное внимание уделяется женщинам-заключенным. Так, приняты Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила) 2010 г. [26] и Типовые стратегии и практические меры по искоренению насилия в отношении женщин в области предупреждения преступности и уголовного правосудия 1997 г. [27].

К уязвимым слоям женщин также относятся пожилые женщины, женщины-инвалиды, женщины, проживающие в сельской местности, женщины-мигранты и т.д.  В целом, обзор общих рекомендаций Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин показывает, что последние общие рекомендации практически все посвящены именно этим группам женщин, в частности, Общая рекомендация 18 посвящена женщинам-инвалидам,  Общая рекомендация 26 – женщинам-мигрантам, Общая рекомендация 30 – женщинам в зонах конфликта, Общая рекомендация 32 – женщинам-беженцам или апатридам, Общая рекомендация 34  – женщинам, проживающим в сельской местности и т.д. [28]. Это свидетельствует о повышении внимания к наиболее уязвимым группам женщин, т.е. тех, которые  нуждаются в особой  помощи в связи с тем, что становятся жертвами дискриминации по нескольким основаниям. Это так называемая «множественная дискриминация» или «перекрестная дискриминация» [29].

Важно отметить, что вопросы защиты уязвимых категорий женщин – относительно новое направление исследований в сфере обеспечения прав женщин. Вместе с тем, большинство документов, посвященных защите таких групп, носят декларативный, необязательный характер. В этой связи, важно отметить, что в международном праве, особенно в сфере защиты прав человека, неоднократно имела место практика, когда декларативные нормы постепенно получали признание и статус юридически обязательных. Примером может служить Конвенция о ликвидации  всех форм дискриминации в отношении женщин, предпосылкой для принятия которой послужила одноименная Декларация [30]. Предполагается, что со временем  общие рекомендации Комитета касательно уязвимых категорий женщин будут систематизированы и приняты в форме юридического обязательного документа, например, в  форме еще одного Факультативного протокола к Конвенции или отдельной Конвенции.

  1. Классификация в зависимости от юридической природы документа. 

Документы по правам женщин подразделяются на документы обязательного и рекомендательного характера. Обязательные документы приняты в форме конвенций, а рекомендательные – в форме деклараций, рекомендаций, программ действий и т.д.  

К рекомендательным документам можно отнести, например, рекомендации МОТ, документы, принятые в рамках всемирных конференций по положению женщин, общие рекомендации Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, которые формулируются для обеспечения более глубокого понимания положений Конвенции 1979 г., и для предоставления государствам-участникам руководства по обеспечению выполнения положений Конвенции [31].

Отдельное внимание при этом следует уделить вопросу о юридической силе Пекинской декларации и Платформы действий. Одни ученые считают, что заключительные акты международных конференций не являются юридически обязательными, но в силу принципа добросовестности выполнения международных обязательств предполагается, что они будут уважаться участниками как морально-политические обязательства [32]. По мнению Ю.М. Колосова, совместные заявления государств (по итогам переговоров, конференций) могут служить вспомогательным средством для определения обычной нормы. Н.А. Ушаков, не причисляя акты международных конференций к документам, обладающим юридической силой международных договоров, все же подчеркивал, что государства, подписав данное соглашение, подразумевают необходимость соблюдения его положений [34].  Что касается заключительного акта Пекинской конференции – Платформы действий, ее положения являются обязательными для исполнения государствами-участниками по следующим основаниям: во- первых, заключительный акт Пекинской конференции является результатом согласования воли суверенных государств, членов ООН, субъектов международного права; во-вторых, правила, закрепленные в этих документах, имеют общий характер и должны реализовываться во всех предусмотренных документами случаях; в-третьих, формулировки, используемые в итоговых документах Пекинской конференции, имеют форму долженствования; в-четвертых, Пекинская платформа действий предусматривает механизмы контроля за соблюдением принятых на себя обязательств. В частности, в системе ООН создан трехступенчатый межправительственный механизм контроля, который включает ГА, ЭКОСОС и КПЖ, уполномоченные разрабатывать и координировать общую политику осуществления положений Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин [35].

Таким образом, на сегодняшний день действует огромный массив международных документов по правам женщин, представляющих собой достаточно солидную правовую основу для обеспечения прав женщин. Однако в обществе все еще сохраняются различные предрассудки и стереотипы, которые приводят к возникновению гендерного неравенства [36]. Женщины продолжают сталкиваться с дискриминацией, как скрытой, так и явной.

В связи с этим, вполне правомерен вопрос о том, почему же ратифицированная, т.е. признанная в качестве международного эталона Конвенция 1979 г. выполняется далеко не во всем мире и какие меры следует предпринять международному сообществу, чтобы добиться ее эффективности.

Это обусловлено двумя фактами. Во-первых, многие государства, ратифицируя Конвенцию 1979 г., сделали при этом большое число весьма существенных оговорок и заявлений. Оговорки существенно снижают эффективность Конвенции [37]. И, во-вторых, до сих пор не начал действовать механизм подачи индивидуальных заявлений в отношении большинства государств мира  – большинство стран – участниц Конвенции все еще не ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции, который предусматривает данный механизм [38].

Касательно оговорок, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин выражает озабоченность в связи со значительным числом оговорок и предлагает всем заинтересованным государствам-участникам пересмотреть такие оговорки с целью их снятия [39]. Комитет предлагает всем государствам-участникам постепенно идти к снятию своих оговорок, в частности к ст.ст. 9, 15 и 16 Конвенции [40]. На Всемирной Конференции по правам человека в 1993 г. также было отмечено, что государства должны быть более ответственными при реализации права на оговорки и регулярно рассматривать возможность их снятия (п. 26 и 5 Венской Декларации и Программы Действий).

Причиной оговорок являются культурные особенности государств-участниц. Точнее, очень часто государства пытаются оправдать нарушения прав женщин культурными особенностями. Такой подход рассматривается в рамках концепции культурного релятивизма, противопоставляемой идее универсальности прав человека. Спор между универсалистами и культурными релятивистами – одна из постоянных проблем международного права прав человека. Особенно ярко это проявляется в вопросах обеспечения прав женщин. Сторонники универсальности прав человека предполагают наличие определенных общих стандартов прав человека, применимых к любому обществу [41]. Сторонники культурного релятивизма поддерживают концепцию, согласно которой человеческие ценности носят не всеобщий характер, а существенно зависят от культурных и религиозных особенностей народа [42].

Некоторые авторы выделяют деструктивный и конструктивный культурный релятивизм. Деструктивный релятивизм направлен на упразднение универсального статуса международных прав человека. Конструктивный релятивизм не отрицает универсального характера прав человека, но в процессе их реализации предлагает учитывать культурные, исторические, экономические и другие особенности конкретного общества. Учет этих особенностей необходим, так как позволяет выявить наиболее эффективные способы внедрения и защиты международных стандартов прав человека [43].

Более того, Марк Кильсгард полагает, глобальной тенденцией в области прав человека является переход от культурного релятивизма к концепции универсализма. Эту тенденцию он называет необратимой и связывает ее с рядом факторов: 1) ростом благосостояния народов (чем больше нация процветает, тем больше она проявляет интереса к правам человека; 2) глобализацией (этот процесс стирает культурные различия между народами и выдвигает на первое место их схожие черты); 3) отступлением от прежних позиций в отношении государственного суверенитета и правового позитивизма, что подтверждается влиянием международных организаций и возросшей ответственностью за несоблюдение норм международного права. Эти факторы лишают релятивизм прежней философской подоплеки [44].

В этой связи, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предписывает государствам «изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин». Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин в своем докладе о взаимосвязях между культурой и насилием в отношении женщин утверждает, что права человека могут уживаться культурными особенностями и что для этого необходимо бороться с дискриминационными и авторитарными аспектами культуры, сохраняя ее позитивные аспекты [45].

Особое значение концепция конструктивного релятивизма имеет в связи с ростом числа региональных документов по правам женщин [46]. Наряду с общими документами по правам человека, где закреплен принцип недискриминации [47], принят также ряд специальных документов по правам женщин: Протокол Мапуту о правах женщин в Африке 2003 г. к Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. и  Межамериканская конвенция о предотвращении, наказании и ликвидации насилия в отношении женщин (Конвенция Белем), которая вступила в силу в 1995 г. В 2011 г. Совет Европы принял новую Конвенцию о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и бытового насилия (Стамбульская конвенция). Значимость региональных документов в том, что они  призваны еще более усилить и дополнить универсальную систему прав человека в рамках ООН.

Касательно документов, принятых в рамках региональных организаций, в которых участвует Узбекистан, в рамках СНГ принята Конвенция СНГ о правах и свободах человека 1993 г., но документов, специально посвященных правам женщин, не принято. Определенные усилия принимаются в рамках ОИС, в рамках которого в 2016 г. на 6-й сессии конференции министров о роли женщин в развитии стран – участниц ОИС был принят План по продвижению женщин [48].

Таким образом, на сегодняшний день существует огромный массив международных документов по правам женщин, представляющих собой достаточно солидную правовую основу для эффективного обеспечения прав женщин. Эти документы приняты в различных формах – в форме деклараций, рекомендаций, конвенций и программ или стратегий действий, т.е. в форме документов обязательного или рекомендательного характера.

Анализ их содержания позволил выделить наиболее приоритетные направления международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения прав женщин, а именно, такие как охрана материнства, обеспечение равенства в семье и сфере труда, защита женщин от насилия.

Все больше документов принимается в целях защиты уязвимых слоев женщин, сталкивающихся с множественной дискриминацией. Принятие документов по защите наиболее уязвимых категорий женщин, т.е. женщин, подвергающихся множественной дискриминации, – одна из тенденций в развитии международно-правовых стандартов по правам женщин.

Список литературы

1. Касательно документов, принятых главными органами ООН, в качестве примера можно привести Конвенцию о политических правах женщин 1953 г. или Де-кларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г.

2. Договорные органы ООН по правам человека, например, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, принимают документы в виде общих рекомендаций и заключительных замечаний по итогам рассмотрения периодических докладов государств.

3. Первая всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975г. Ее результатом стало объявление периода 1976–1985 годов Десятилетием женщины ООН и учреждение Фонда добровольных взносов для Десятилетия. Вторая всемирная конференция по положению женщин созвана в Копенгагене в 1980г. для анализа и оценки выполнения Всемирного плана действий 1975г. Ее результатом стало принятие Копенгагенской Программы действий. Третья Всемирная конференция по положению женщин (Найроби, Кения) в 1985г., по итогам которой были приняты Найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин на период до 2000г. Кроме того, результатом работы Конференции в Найроби также было преобразование Фонда добровольных взносов для Десятилетия женщины ООН в Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Между третьей и четвертой всемирными конференциями женщин было принято два важных международных документа, направленных на достижение гендерного равенства. Это Венская декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека, которая состоялась в столице Австрии в 1993г. На Венской конференции по правам человека было закреплено, что «права человека женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека». Четвертая Всемирная Конференция по положению женщин, которая прошла в Пекине в 1995г., подвела итоги, выполнения Найробийских стратегий по изменению положения женщин и утвердила Пекинскую декларацию и Пекинскую Платформу действий.

4. В данном документе выделено 12 важнейших проблемных областей, где женщины в наибольшей степени подвержены дискриминации: женщины и нищета; образование и профессиональная подготовка женщин; женщины и здравоохранение; насилие в отношении женщин; женщины в период вооруженных конфликтов; женщины и экономика; участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений; институциональные механизмы улучшения положения женщин; женщины и права человека; женщины и средства массовой информации; женщины и окружающая среда; девочки.

5. К примеру, ГА ООН каждый год рассматривает и принимает резолюции о последующей деятельности в связи с IV Всемирной конференцией по положению женщин и о полном осуществлении Пекинской декларации и Платформы действий, в которых признает, что данный документ и Конвенция 1979 г. подкрепляют друг друга в деле реализации равенства мужчин и женщин. Особое значение Пекинской декларации и Платформы действий было отмечено на 23-й специальной сессии ГА ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке. Важность документов Пекинской конференции была отмечена в резолюции Совета Безопасности ООН 1325 (2000) «Женщины и мир и безопасность.

6. Сягровец Е.В. Роль  Пекинской  конференции 1995 г. и  ее  итоговых  документов  в  формировании механизма  реализации  гендерного  равенства на  международном  и  национальном  уровнях. [Эл. Ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/92311/1/saygrovets_2013_5_IL_issues.pdf (последняя дата обращения 5 апреля 2019г.)

7. Там же

8. Декларация закрепила, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25).

9. Статья 10 (2) пакта гласит “Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода дои после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению”.

10. Статья 11 Конвенции закрепляет недопущение дискриминации в сфере занятости; безопасность труда и охрана здоровья; запрет на увольнение во время беременности и отпуска по беременности и родам; оплачиваемый отпуск по беременности и родам; меры, дающие возможность женщинам сочетать семейные обязанности и трудовую деятельность (службы по уходу за детьми); защита от вредных для здоровья видов работ во время беременности. Статья 12.2 Конвенции закрепляет обязанность государств-участников обеспечивать женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя, когда это необходимо, бесплатные услуги.

11. Статья 18(2) Конвенции гласит, что в целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. Статья 18(3) предусматривает, что государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

12. Полный текст конвенций и рекомендаций МОТ находится в ILOLEX (Базе данных МОТ по трудовым нормам) http://www.ilo.org/ilolex/index.htm

13. Кроме того, вопросы охраны материнства затронуты в резолюциях Международной конференции труда (МКТ). В 1985г. МКТ приняла Резолюцию о равенстве возможностей и обращения для мужчин и женщин в сфере занятости. В 2004 году МКТ приняла Резолюцию о гендерном равенстве, справедливой оплате труда и охране материнства, а в 2009г. - Резолюцию о гендерном равенстве – как основе достойного труда.

14. Текст Декларации доступен на http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml

15. Согласно статье 10 Пакта государство должно предоставлять семье по возможности самую широкую защиту и помощь, в особенности в момент ее создания и период супружеской заботы о несамостоятельных детях. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в него лиц. Особая охрана должна предоставляться матерям (в течение разумного периода) до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

16. Конвенция закрепила, что не допускается заключения брака без полного и свободного согласия обеих сторон, которое должно быть изъявлено им лично, в соответствии с законом, после надлежащего оглашения. Государства-участники Конвенции обязаны принять законодательные акты,устанавливающие минимальный брачный возраст. При этом не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме тех случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила о возрасте исключение по серьезным причинам.

17. Текст Общих рекомендаций доступен на cайте УВКПЧ ООН www. ohchr.org.

18. Государства-участники должны принимать соответствующие меры для того, чтобы: • запретить под угрозой применения санкций, увольнение с работы на основании беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении; • ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий; • поощрять предоставление необходимых дополнительных социальных услуг, с тем, чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми; • обеспечивать женщинам особую защиту в период беременности на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана.

19. Комитет определил домашнее насилие как одну из наиболее коварных форм насилия в отношении женщин и рекомендовал внедрение специального законодательства, направленного на защиту от домашнего насилия, создание защитных и поддерживающих служб для женщин, и гендерно-ориентированные тренинги для правоохранительных и судебных органов.

20. Принята резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года. Декларация дает определение понятия «домашнего насилия», предусматривает формы насилия, определяет важнейшие причины насилия в отношении женщин, а также круг самых необходимых мер для решения проблемы.

21. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. – С.57

22. Эти Конвенции носят названия «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях», «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море», «Об обращении с военнопленными» и «О защите гражданского населения во время войны».

23. В IV Женевской Конвенции есть особые правила о защите женщин от всяких покушений на их честь, в частности от изнасилования, принуждения к проституции и непристойных посягательств. Особое внимание уделяется Женевскими Конвенциями защите беременных женщин, рожениц и матерей малолетних детей. Им предоставляются особые льготы при задержании, аресте и интернировании, им должно обеспечиваться дополнительное питание, лечение, медицинская помощь и т.д.

24. Дополнительный Протокол I к Женевским конвенциям 1949г. предусматривает приравнивание рожениц и беременных женщин к больным и раненым, поскольку им в любом случае понадобиться медицинская помощь и особое обращение при транспортировке. Также можно отметить Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1994 г.

25. Кроме того, в 1999г. УВКБ приняло Стратегию учета гендерной перспективы во всех своих программах и отчетности, а в 2004г. оно приняло и начало реализацию стратегии комплексного учета возраста, гендера и многообразия (КУВГМ) в рамках всей организации.

26. Приняты резолюцией 65/229 Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 2010 года.

27. Приняты резолюцией 52/86 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1997 года

28. Текст общие рекомендаций Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин доступен на сайте УВКПЧ ООН по ссылке https://www.ohchr.org/EN/HRBodies/CEDAW/Pages/Recommendations.aspx

29. Паола Учеллари. Множественная дискриминация: как законодательство может отражать реальность// Журнал The Equal Rights Review, № 1–7 (2008–2011) – С. 11

30. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. - Москва, 2000. – С. 15.

31. На сегодняшний день издано 37 общих рекомендаций Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Тексты общих рекомендации Комитета можно найти на сайте Организации Объединенных Наций:http://www2.ohchr.org/english/bodies/cedaw/comments.htm

32. Василенко В.А. Основы теории международного права. – Киев : Вищ. шк., 1988. – С.2; Лукашук И. И. Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов. – М. : Волтерс Клувер, 2007. – С. 27.

33. Международное право : учебник / отв. ред.: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Междунар. отношения, 2005. – С. 59.

34. Ушаков Н.А. Международное право : учебник. – М. : Юристъ, 2003. – С.24

35. РезолюцииГА ООН 50/203 от 22 декабря 1995 г.; 51/69 от 12 декабря 1996 г.; 52/100 от 12 декабря 1997 г.; 53/120 от 9 декабря 1998 г.; 54/141 от 17 декабря 1999 г.,

36. Торосян Р.А. Международные стандарты гендерного равенства.//Государство и право. Юридические науки. // // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2015. – Т. 15. – Вып. 3. – С. 347-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2015-15-3-347-352

37. Бюргенталь Т. Международные права человека. Краткий обзор. Пер с англ. Алматы: Гылым, 1999. – С. 78.

38. На данный момент Протокол ратифицировали около 130 государств мира. https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-8-b&chapter=4&clang=_en

39. Общие Рекомендации Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин №4/1987.

40. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Общая рекомендация № 28, касающаяся основных обязательств государств-участников по статье 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. CEDAW/C/GC/28

41. Шафиев К. Универсальность прав человека и принцип культурного релятивизма//Кавказ и глобализация. – Т. 2. – Вып. 1. – 2008. – С. 116.

42. Там же

43. Ижиков М. Культурный релятивизм как проблема взаимодействия международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека//Вестник Пермского университета,/ 2012 выпуск 1(15) – с. 184

44. Kielsgard M.D. Universal human rights and cultural relativism: a fresh view from the new haven school of Jurisprudence // SSRN.COM: Social Science Research Network. 2011. С. 33 URL: http:// www.ssrn.com/abstract=1778124

45. Report of the Special Rapporteur on violence against women, its causes and consequences, Yakin Ertürk Intersections between culture and violence against women “ IMPLEMENTATION OF GENERAL ASSEMBLY RESOLUTION 60/251 OF 15 MARCH 2006 ENTITLED “HUMAN RIGHTS COUNCIL”. Доступно на https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G07/103/04/PDF/G0710304.pdf?OpenElement

46. Африканская хартия прав человека и прав народов (Банджулская хартия), статья 2 запрещает дискриминацию по любому признаку, включая пол, при пользовании гарантированными Хартией правами. В статье 18 прямо упоминается обязательство африканских государств «заботиться о ликвидации любой дискриминации в отношении женщин и обеспечивать защиту прав всех женщин и детей, как они установлены в международных декларациях и конвенциях»; Устав Организации американских государств содержит положение о недискриминации в главе II (пункт l статьи 3), а Американская конвенция о правах человека – в статье 1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает при осуществлении закрепленных в ней прав дискриминацию по любому признаку, включая пол (статья 14). Региональными политическими организациями, включая Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии, Экономическое сообщество западноафриканских государств и Сообщество по вопросам развития стран юга Африки, также принимались протоколы и резолюции и делались заявления, касающиеся прав человека женщин.

47. К этим документам относятся Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.) и Европейская Социальная Хартия (пересмотренную) (Страсбург, 1996 г.), Американская декларация прав и обязанностей человека, Американская конвенции по правам человека, Африканская хартия о правах человека и народов.

48. Текст документа доступен на https://www.oic-oci.org/docdown/?docID=2918&refID=1110

Войти или Создать
* Забыли пароль?