CLASSIFICATION AND DEVELOPMENT TRENDS OF INTERNATIONAL DOCUMENTS IN THE FIELD OF ENSURING AND PROTECTING THE RIGHTS OF WOMEN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the classification of international documents in the field of ensuring and protecting the rights of women. The author systematizes them for several reasons, namely: depending on the subject who accepted the document, according to its legal nature, on the range of issues regulated by the document, its geographical scope. The author also raises the question of the reasons for the ineffectiveness of some documents on women's rights, in particular, the issue of reservations and cultural relativism. Thus, today there is a huge array of international documents on the rights of women, which are a fairly solid legal basis for effectively ensuring the rights of women. These documents are adopted in various forms - in the form of declarations, recommendations, conventions and programs or strategies of actions, that is, in the form of documents of a mandatory or recommendatory nature. An analysis of their content made it possible to highlight the most priority areas of international legal cooperation in the field of ensuring the rights of women, namely, maternity protection, ensuring equality in the family and the world of work, and protecting women from violence. More and more documents are being adopted in order to protect vulnerable layers of women facing multiple discrimination. The adoption of documents on the protection of the most vulnerable categories of women, that is, women exposed to multiple discrimination, is one of the trends in the development of international legal standards on women's rights.

Keywords:
women's rights, multiple discrimination, protection from violence, maternity protection, convention, reservations, cultural relativism
Text
Publication text (PDF): Read Download

Со второй половины XX в. и по настоящее время в международном праве увеличивается удельный вес норм, направленных на правовую защиту положения женщин в мире. На сегодняшний день действует огромный массив международных документов по правам женщин, представляющих собой достаточно солидную правовую основу для обеспечения прав женщин.  Эти документы приняты в различных формах – в форме деклараций, рекомендаций, конвенций и программ или стратегий действий, т.е. в форме документов обязательного или рекомендательного характера.

Наряду с общими международными документами по правам человека, т.е. применимыми в равной мере ко всем, в отдельную группу можно выделить специальные документы, посвященные только правам женщин.

В свою очередь, специальные документы, касающиеся только прав женщин, можно подразделить на документы универсального и регионального характера. Следует отметить, что Узбекистан участвует в большей степени именно в универсальных документах (а именно в документах, принятых в рамках ООН), нежели в региональных.

Универсальных документов по правам женщин, принятых в рамках ООН, принято огромное количество, что обуславливает необходимость их классификации. В частности, универсальные специальные документы, касающиеся только женщин, можно классифицировать на следующие категории.

  1. Классификация в зависимости от субъекта, принявшего документ. В зависимости от того, в рамках какого механизма приняты рассматриваемые нами документы, можно выделить следующие их категории:

– документы, принятые органами ООН;

–  документы, принятые специализированными учреждениями ООН;

– документы, принятые в рамках всемирных конференций по вопросам прав человека и женщин.

В свою очередь, документы, принятые органами ООН, также можно подразделить на следующие группы:

– документы, принятые главными уставными органами ООН [1];

– документы, принятые вспомогательными органами ООН по правам человека (Совет ООН по правам человека (СПЧ ООН), Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ);

– документы, принятые договорными органами ООН по правам человека [2].

Важный вклад имеют документы, принятые специализированными учреждениями ООН, а именно МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.

Важный вклад внесли всемирные конференции по положению женщин. На сегодняшний день проведены четыре всемирные конференции, посвященные правам женщин. Основным итогом всемирных конференций стало принятие планов действий, программ и деклараций [3].

Среди них следует выделить Пекинскую декларацию и Платформу действий, которые представляют собой план по реализации, защите и поощрению равных прав и возможностей для женщин и мужчин [4]. О принципиальном значении итоговых документов Пекинской конференции свидетельствует систематическая ссылка на них в резолюциях ГА, ЭКОСОС и Совета Безопасности ООН [5]. Кроме того, ГА своей резолюцией 50/203 рекомендовала государствам – участникам Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ) включать в свои доклады (согласно ст. 18 Конвенции) информацию о мерах, принимаемых для осуществления мероприятий, предусмотренных Пекинской платформой действий. В-пятых, большинство положений Пекинской платформы обязательны для исполнения в силу их закрепления в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. По сути, принятие Платформы действий было призвано усилить и конкретизировать положения названной Конвенции, разработать действенный план по их практической реализации на международном, региональном и национальном уровнях [6].

Это обуславливает и подтверждает высокую практическую значимость данного документа [7].  

  1. Классификация   в зависимости от круга вопросов и содержания документов.

Исходя из анализа содержания рассматриваемых документов, можно выделить следующие категории:

А)  документы касательно охраны материнства;

Б) документы касательно прав женщин в семейно-брачных отношениях;

В) документы касательно прав женщин в сфере труда;

Г) документы  касательно защиты женщин от насилия;

Д) документы касательно уязвимых категорий женщин (например, беженки, пожилые женщины и т.д.).

Касательно документов по охране материнства, международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих документах о правах человека уже с начала XX столетия, а именно во Всеобщей декларации прав человека [8], Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [9],  Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [10], Конвенции о правах ребенка [11]. Особое место в системе документов по охране материнства Конвенции и рекомендации МОТ [12]. Можно отметить три конвенции МОТ об охране материнства (№ 3, 1919; №103, 1952; № 183, 2000) и   сопутствующие им рекомендации (№ 95, 1952; № 191, 2000) [13].  Особое внимание этим вопросам уделено в Пекинской платформе действий 1995 г., которая призывает к обеспечению охраны материнства и сбалансированному распределению рабочих и семейных обязанностей (Параграфы 106, 179) [14].

Как отмечалось выше, в отдельную группу можно выделить документы, касающиеся брачных отношений. Право на семью закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [15]. В 1954 г. ГА ООН приняла резолюцию, в которой рекомендовала установить брачный возраст и другие условия, необходимые для создания семьи. В 1957 г. была принята Конвенция о национальности замужних женщин, в 1962 г. –  Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков [16].  Ряд общих положений содержатся в Конвенции 1979 г., которые получили развитие в общих рекомендациях Комитета. В частности, круг обязательств государств подробно объясняется в Общей рекомендации № 21 о равенстве в браке и семейных отношениях [17].

Касательно группы документов относительно прав женщин в сфере труда и  занятости, специальные меры получили отражение в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. [18]. Существует также целый ряд конвенций и рекомендаций МОТ по вопросам женского труда: Конвенция о равном вознаграждении, 1951 г. (№100) и сопутствующая Рекомендация о равном вознаграждении, 1951 г. (№90),  Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 г. (№ 111), Конвенция о трудящихся с семейными обязанностями 1981 г. (156) и др.

Относительно группы документов по защите женщин от насилия следует отметить, что в течение долгого времени международное право в области прав человека ничего не говорило о проблеме насилия в отношении женщин. До конца 1970-х – начала 1980-х гг. насилие в отношении женщин и насилие в семье, в частности, не рассматривались как имеющие отношение к правам человека. Проблемы бытового насилия (домашнего насилия или насилия в семье) не стали объектом регулирования Конвенции 1979 г., но были исследованы Комитетом по правам женщин в его Общей рекомендации №19 [19]. Важной вехой стало принятие в 1993 г. Декларации об искоренении насилия в отношении женщин [20]. Важно подчеркнуть, что необязательная юридическая природа документа нисколько не умаляет ее значимости, поскольку ее принятие способствовало привлечению внимания международной общественности к вопросам насилия в отношении женщин. Кроме того, в настоящее ряд авторов выдвигают предложение о принятии Конвенции об искоренении насилия в отношении женщин [21].

Другой пример наиболее распространенной формы насилия в отношении женщин – это торговля женщинами. В отличие от домашнего насилия, против торговли людьми на сегодняшний день принят ряд документов обязательного характера, что свидетельствует об однозначном негативном отношении международного сообщества к данному явлению (в отличие от бытового насилия). Среди наиболее важных документов можно отметить Конвенцию о ликвидации торговли людьми и эксплуатации проституции других 1950 г., и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее 2000 г., дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (известном также как Палермский протокол).

 Следующая группа документов по правам женщин – это документы, посвященные защите наиболее уязвимых слоев женщин.  Среди них особого упоминания заслуживают международные конвенции по гуманитарному праву, а именно четыре Женевские конвенции 1949 г. по защите жертв вооруженных конфликтов [22]. В Конвенциях есть некоторые специальные нормы, направленные на защиту женщин в период вооруженных конфликтов [23]. Дальнейшее развитие положения Женевских конвенций по гуманитарному праву получили в Дополнительных Протоколах к ним 1977 г. [24].

Особое внимание международное право уделяет женщинам-беженцам. Руководящую роль здесь играет деятельность Управления верховного комиссара ООН по делам беженцем (УВКБ).  «Руководящие принципы защиты женщин-беженок», изданные УВКБ ООН в 1991 г., стали важным инструментом для решения конкретных проблемах защиты, с которыми сталкиваются женщины-беженки [25].

Отдельное внимание уделяется женщинам-заключенным. Так, приняты Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила) 2010 г. [26] и Типовые стратегии и практические меры по искоренению насилия в отношении женщин в области предупреждения преступности и уголовного правосудия 1997 г. [27].

К уязвимым слоям женщин также относятся пожилые женщины, женщины-инвалиды, женщины, проживающие в сельской местности, женщины-мигранты и т.д.  В целом, обзор общих рекомендаций Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин показывает, что последние общие рекомендации практически все посвящены именно этим группам женщин, в частности, Общая рекомендация 18 посвящена женщинам-инвалидам,  Общая рекомендация 26 – женщинам-мигрантам, Общая рекомендация 30 – женщинам в зонах конфликта, Общая рекомендация 32 – женщинам-беженцам или апатридам, Общая рекомендация 34  – женщинам, проживающим в сельской местности и т.д. [28]. Это свидетельствует о повышении внимания к наиболее уязвимым группам женщин, т.е. тех, которые  нуждаются в особой  помощи в связи с тем, что становятся жертвами дискриминации по нескольким основаниям. Это так называемая «множественная дискриминация» или «перекрестная дискриминация» [29].

Важно отметить, что вопросы защиты уязвимых категорий женщин – относительно новое направление исследований в сфере обеспечения прав женщин. Вместе с тем, большинство документов, посвященных защите таких групп, носят декларативный, необязательный характер. В этой связи, важно отметить, что в международном праве, особенно в сфере защиты прав человека, неоднократно имела место практика, когда декларативные нормы постепенно получали признание и статус юридически обязательных. Примером может служить Конвенция о ликвидации  всех форм дискриминации в отношении женщин, предпосылкой для принятия которой послужила одноименная Декларация [30]. Предполагается, что со временем  общие рекомендации Комитета касательно уязвимых категорий женщин будут систематизированы и приняты в форме юридического обязательного документа, например, в  форме еще одного Факультативного протокола к Конвенции или отдельной Конвенции.

  1. Классификация в зависимости от юридической природы документа. 

Документы по правам женщин подразделяются на документы обязательного и рекомендательного характера. Обязательные документы приняты в форме конвенций, а рекомендательные – в форме деклараций, рекомендаций, программ действий и т.д.  

К рекомендательным документам можно отнести, например, рекомендации МОТ, документы, принятые в рамках всемирных конференций по положению женщин, общие рекомендации Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, которые формулируются для обеспечения более глубокого понимания положений Конвенции 1979 г., и для предоставления государствам-участникам руководства по обеспечению выполнения положений Конвенции [31].

Отдельное внимание при этом следует уделить вопросу о юридической силе Пекинской декларации и Платформы действий. Одни ученые считают, что заключительные акты международных конференций не являются юридически обязательными, но в силу принципа добросовестности выполнения международных обязательств предполагается, что они будут уважаться участниками как морально-политические обязательства [32]. По мнению Ю.М. Колосова, совместные заявления государств (по итогам переговоров, конференций) могут служить вспомогательным средством для определения обычной нормы. Н.А. Ушаков, не причисляя акты международных конференций к документам, обладающим юридической силой международных договоров, все же подчеркивал, что государства, подписав данное соглашение, подразумевают необходимость соблюдения его положений [34].  Что касается заключительного акта Пекинской конференции – Платформы действий, ее положения являются обязательными для исполнения государствами-участниками по следующим основаниям: во- первых, заключительный акт Пекинской конференции является результатом согласования воли суверенных государств, членов ООН, субъектов международного права; во-вторых, правила, закрепленные в этих документах, имеют общий характер и должны реализовываться во всех предусмотренных документами случаях; в-третьих, формулировки, используемые в итоговых документах Пекинской конференции, имеют форму долженствования; в-четвертых, Пекинская платформа действий предусматривает механизмы контроля за соблюдением принятых на себя обязательств. В частности, в системе ООН создан трехступенчатый межправительственный механизм контроля, который включает ГА, ЭКОСОС и КПЖ, уполномоченные разрабатывать и координировать общую политику осуществления положений Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин [35].

Таким образом, на сегодняшний день действует огромный массив международных документов по правам женщин, представляющих собой достаточно солидную правовую основу для обеспечения прав женщин. Однако в обществе все еще сохраняются различные предрассудки и стереотипы, которые приводят к возникновению гендерного неравенства [36]. Женщины продолжают сталкиваться с дискриминацией, как скрытой, так и явной.

В связи с этим, вполне правомерен вопрос о том, почему же ратифицированная, т.е. признанная в качестве международного эталона Конвенция 1979 г. выполняется далеко не во всем мире и какие меры следует предпринять международному сообществу, чтобы добиться ее эффективности.

Это обусловлено двумя фактами. Во-первых, многие государства, ратифицируя Конвенцию 1979 г., сделали при этом большое число весьма существенных оговорок и заявлений. Оговорки существенно снижают эффективность Конвенции [37]. И, во-вторых, до сих пор не начал действовать механизм подачи индивидуальных заявлений в отношении большинства государств мира  – большинство стран – участниц Конвенции все еще не ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции, который предусматривает данный механизм [38].

Касательно оговорок, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин выражает озабоченность в связи со значительным числом оговорок и предлагает всем заинтересованным государствам-участникам пересмотреть такие оговорки с целью их снятия [39]. Комитет предлагает всем государствам-участникам постепенно идти к снятию своих оговорок, в частности к ст.ст. 9, 15 и 16 Конвенции [40]. На Всемирной Конференции по правам человека в 1993 г. также было отмечено, что государства должны быть более ответственными при реализации права на оговорки и регулярно рассматривать возможность их снятия (п. 26 и 5 Венской Декларации и Программы Действий).

Причиной оговорок являются культурные особенности государств-участниц. Точнее, очень часто государства пытаются оправдать нарушения прав женщин культурными особенностями. Такой подход рассматривается в рамках концепции культурного релятивизма, противопоставляемой идее универсальности прав человека. Спор между универсалистами и культурными релятивистами – одна из постоянных проблем международного права прав человека. Особенно ярко это проявляется в вопросах обеспечения прав женщин. Сторонники универсальности прав человека предполагают наличие определенных общих стандартов прав человека, применимых к любому обществу [41]. Сторонники культурного релятивизма поддерживают концепцию, согласно которой человеческие ценности носят не всеобщий характер, а существенно зависят от культурных и религиозных особенностей народа [42].

Некоторые авторы выделяют деструктивный и конструктивный культурный релятивизм. Деструктивный релятивизм направлен на упразднение универсального статуса международных прав человека. Конструктивный релятивизм не отрицает универсального характера прав человека, но в процессе их реализации предлагает учитывать культурные, исторические, экономические и другие особенности конкретного общества. Учет этих особенностей необходим, так как позволяет выявить наиболее эффективные способы внедрения и защиты международных стандартов прав человека [43].

Более того, Марк Кильсгард полагает, глобальной тенденцией в области прав человека является переход от культурного релятивизма к концепции универсализма. Эту тенденцию он называет необратимой и связывает ее с рядом факторов: 1) ростом благосостояния народов (чем больше нация процветает, тем больше она проявляет интереса к правам человека; 2) глобализацией (этот процесс стирает культурные различия между народами и выдвигает на первое место их схожие черты); 3) отступлением от прежних позиций в отношении государственного суверенитета и правового позитивизма, что подтверждается влиянием международных организаций и возросшей ответственностью за несоблюдение норм международного права. Эти факторы лишают релятивизм прежней философской подоплеки [44].

В этой связи, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предписывает государствам «изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин». Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин в своем докладе о взаимосвязях между культурой и насилием в отношении женщин утверждает, что права человека могут уживаться культурными особенностями и что для этого необходимо бороться с дискриминационными и авторитарными аспектами культуры, сохраняя ее позитивные аспекты [45].

Особое значение концепция конструктивного релятивизма имеет в связи с ростом числа региональных документов по правам женщин [46]. Наряду с общими документами по правам человека, где закреплен принцип недискриминации [47], принят также ряд специальных документов по правам женщин: Протокол Мапуту о правах женщин в Африке 2003 г. к Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. и  Межамериканская конвенция о предотвращении, наказании и ликвидации насилия в отношении женщин (Конвенция Белем), которая вступила в силу в 1995 г. В 2011 г. Совет Европы принял новую Конвенцию о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и бытового насилия (Стамбульская конвенция). Значимость региональных документов в том, что они  призваны еще более усилить и дополнить универсальную систему прав человека в рамках ООН.

Касательно документов, принятых в рамках региональных организаций, в которых участвует Узбекистан, в рамках СНГ принята Конвенция СНГ о правах и свободах человека 1993 г., но документов, специально посвященных правам женщин, не принято. Определенные усилия принимаются в рамках ОИС, в рамках которого в 2016 г. на 6-й сессии конференции министров о роли женщин в развитии стран – участниц ОИС был принят План по продвижению женщин [48].

Таким образом, на сегодняшний день существует огромный массив международных документов по правам женщин, представляющих собой достаточно солидную правовую основу для эффективного обеспечения прав женщин. Эти документы приняты в различных формах – в форме деклараций, рекомендаций, конвенций и программ или стратегий действий, т.е. в форме документов обязательного или рекомендательного характера.

Анализ их содержания позволил выделить наиболее приоритетные направления международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения прав женщин, а именно, такие как охрана материнства, обеспечение равенства в семье и сфере труда, защита женщин от насилия.

Все больше документов принимается в целях защиты уязвимых слоев женщин, сталкивающихся с множественной дискриминацией. Принятие документов по защите наиболее уязвимых категорий женщин, т.е. женщин, подвергающихся множественной дискриминации, – одна из тенденций в развитии международно-правовых стандартов по правам женщин.

References

1. Kasatel'no dokumentov, prinyatyh glavnymi organami OON, v kachestve primera mozhno privesti Konvenciyu o politicheskih pravah zhenschin 1953 g. ili De-klaraciyu o likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenschin 1967 g.

2. Dogovornye organy OON po pravam cheloveka, naprimer, Komitet OON po likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenschin, prinimayut dokumenty v vide obschih rekomendaciy i zaklyuchitel'nyh zamechaniy po itogam rassmotreniya periodicheskih dokladov gosudarstv.

3. Pervaya vsemirnaya konferenciya po polozheniyu zhenschin byla sozvana v Mehiko v 1975g. Ee rezul'tatom stalo ob'yavlenie perioda 1976-1985 godov Desyatiletiem zhenschiny OON i uchrezhdenie Fonda dobrovol'nyh vznosov dlya Desyatiletiya. Vtoraya vsemirnaya konferenciya po polozheniyu zhenschin sozvana v Kopengagene v 1980g. dlya analiza i ocenki vypolneniya Vsemirnogo plana deystviy 1975g. Ee rezul'tatom stalo prinyatie Kopengagenskoy Programmy deystviy. Tret'ya Vsemirnaya konferenciya po polozheniyu zhenschin (Nayrobi, Keniya) v 1985g., po itogam kotoroy byli prinyaty Nayrobiyskie perspektivnye strategii v oblasti uluchsheniya polozheniya zhenschin na period do 2000g. Krome togo, rezul'tatom raboty Konferencii v Nayrobi takzhe bylo preobrazovanie Fonda dobrovol'nyh vznosov dlya Desyatiletiya zhenschiny OON v Fond OON dlya razvitiya v interesah zhenschin (YuNIFEM). Mezhdu tret'ey i chetvertoy vsemirnymi konferenciyami zhenschin bylo prinyato dva vazhnyh mezhdunarodnyh dokumenta, napravlennyh na dostizhenie gendernogo ravenstva. Eto Venskaya deklaraciya i Programma deystviy, prinyatye Vsemirnoy konferenciey po pravam cheloveka, kotoraya sostoyalas' v stolice Avstrii v 1993g. Na Venskoy konferencii po pravam cheloveka bylo zakrepleno, chto «prava cheloveka zhenschin i devochek yavlyayutsya neot'emlemoy sostavnoy i nedelimoy chast'yu vseobschih prav cheloveka». Chetvertaya Vsemirnaya Konferenciya po polozheniyu zhenschin, kotoraya proshla v Pekine v 1995g., podvela itogi, vypolneniya Nayrobiyskih strategiy po izmeneniyu polozheniya zhenschin i utverdila Pekinskuyu deklaraciyu i Pekinskuyu Platformu deystviy.

4. V dannom dokumente vydeleno 12 vazhneyshih problemnyh oblastey, gde zhenschiny v naibol'shey stepeni podverzheny diskriminacii: zhenschiny i nischeta; obrazovanie i professional'naya podgotovka zhenschin; zhenschiny i zdravoohranenie; nasilie v otnoshenii zhenschin; zhenschiny v period vooruzhennyh konfliktov; zhenschiny i ekonomika; uchastie zhenschin v rabote direktivnyh organov i v processe prinyatiya resheniy; institucional'nye mehanizmy uluchsheniya polozheniya zhenschin; zhenschiny i prava cheloveka; zhenschiny i sredstva massovoy informacii; zhenschiny i okruzhayuschaya sreda; devochki.

5. K primeru, GA OON kazhdyy god rassmatrivaet i prinimaet rezolyucii o posleduyuschey deyatel'nosti v svyazi s IV Vsemirnoy konferenciey po polozheniyu zhenschin i o polnom osuschestvlenii Pekinskoy deklaracii i Platformy deystviy, v kotoryh priznaet, chto dannyy dokument i Konvenciya 1979 g. podkreplyayut drug druga v dele realizacii ravenstva muzhchin i zhenschin. Osoboe znachenie Pekinskoy deklaracii i Platformy deystviy bylo otmecheno na 23-y special'noy sessii GA OON «Zhenschiny v 2000 godu: ravenstvo mezhdu muzhchinami i zhenschinami, razvitie i mir v XXI veke. Vazhnost' dokumentov Pekinskoy konferencii byla otmechena v rezolyucii Soveta Bezopasnosti OON 1325 (2000) «Zhenschiny i mir i bezopasnost'.

6. Syagrovec E.V. Rol'  Pekinskoy  konferencii 1995 g. i  ee  itogovyh  dokumentov  v  formirovanii mehanizma  realizacii  gendernogo  ravenstva na  mezhdunarodnom  i  nacional'nom  urovnyah. [El. Resurs] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/92311/1/saygrovets_2013_5_IL_issues.pdf (poslednyaya data obrascheniya 5 aprelya 2019g.)

7. Tam zhe

8. Deklaraciya zakrepila, chto materinstvo i mladenchestvo dayut pravo na osoboe popechenie i pomosch' (p. 2 st. 25).

9. Stat'ya 10 (2) pakta glasit “Osobaya ohrana dolzhna predostavlyat'sya materyam v techenie razumnogo perioda doi posle rodov. V techenie etogo perioda rabotayuschim materyam dolzhen predostavlyat'sya oplachivaemyy otpusk ili otpusk s dostatochnymi posobiyami po social'nomu obespecheniyu”.

10. Stat'ya 11 Konvencii zakreplyaet nedopuschenie diskriminacii v sfere zanyatosti; bezopasnost' truda i ohrana zdorov'ya; zapret na uvol'nenie vo vremya beremennosti i otpuska po beremennosti i rodam; oplachivaemyy otpusk po beremennosti i rodam; mery, dayuschie vozmozhnost' zhenschinam sochetat' semeynye obyazannosti i trudovuyu deyatel'nost' (sluzhby po uhodu za det'mi); zaschita ot vrednyh dlya zdorov'ya vidov rabot vo vremya beremennosti. Stat'ya 12.2 Konvencii zakreplyaet obyazannost' gosudarstv-uchastnikov obespechivat' zhenschinam sootvetstvuyuschee obsluzhivanie v period beremennosti, rodov i poslerodovoy period, predostavlyaya, kogda eto neobhodimo, besplatnye uslugi.

11. Stat'ya 18(2) Konvencii glasit, chto v celyah garantii i sodeystviya osuschestvleniyu prav, izlozhennyh v nastoyaschey Konvencii, gosudarstva-uchastniki okazyvayut roditelyam i zakonnym opekunam nadlezhaschuyu pomosch' v vypolnenii imi svoih obyazannostey po vospitaniyu detey i obespechivayut razvitie seti detskih uchrezhdeniy. Stat'ya 18(3) predusmatrivaet, chto gosudarstva-uchastniki prinimayut vse neobhodimye mery dlya obespecheniya togo, chtoby deti, roditeli kotoryh rabotayut, imeli pravo pol'zovat'sya prednaznachennymi dlya nih sluzhbami i uchrezhdeniyami po uhodu za det'mi.

12. Polnyy tekst konvenciy i rekomendaciy MOT nahoditsya v ILOLEX (Baze dannyh MOT po trudovym normam) http://www.ilo.org/ilolex/index.htm

13. Krome togo, voprosy ohrany materinstva zatronuty v rezolyuciyah Mezhdunarodnoy konferencii truda (MKT). V 1985g. MKT prinyala Rezolyuciyu o ravenstve vozmozhnostey i obrascheniya dlya muzhchin i zhenschin v sfere zanyatosti. V 2004 godu MKT prinyala Rezolyuciyu o gendernom ravenstve, spravedlivoy oplate truda i ohrane materinstva, a v 2009g. - Rezolyuciyu o gendernom ravenstve - kak osnove dostoynogo truda.

14. Tekst Deklaracii dostupen na http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml

15. Soglasno stat'e 10 Pakta gosudarstvo dolzhno predostavlyat' sem'e po vozmozhnosti samuyu shirokuyu zaschitu i pomosch', v osobennosti v moment ee sozdaniya i period supruzheskoy zaboty o nesamostoyatel'nyh detyah. Brak dolzhen zaklyuchat'sya po svobodnomu soglasiyu vstupayuschih v nego lic. Osobaya ohrana dolzhna predostavlyat'sya materyam (v techenie razumnogo perioda) do i posle rodov. V techenie etogo perioda rabotayuschim materyam dolzhen predostavlyat'sya oplachivaemyy otpusk ili otpusk s dostatochnymi posobiyami po social'nomu obespecheniyu.

16. Konvenciya zakrepila, chto ne dopuskaetsya zaklyucheniya braka bez polnogo i svobodnogo soglasiya obeih storon, kotoroe dolzhno byt' iz'yavleno im lichno, v sootvetstvii s zakonom, posle nadlezhaschego oglasheniya. Gosudarstva-uchastniki Konvencii obyazany prinyat' zakonodatel'nye akty,ustanavlivayuschie minimal'nyy brachnyy vozrast. Pri etom ne dopuskaetsya zaklyuchenie braka s licom, ne dostigshim ustanovlennogo vozrasta, krome teh sluchaev, kogda kompetentnyy organ vlasti v interesah storon, vstupayuschih v brak, razreshaet sdelat' iz etogo pravila o vozraste isklyuchenie po ser'eznym prichinam.

17. Tekst Obschih rekomendaciy dostupen na cayte UVKPCh OON www. ohchr.org.

18. Gosudarstva-uchastniki dolzhny prinimat' sootvetstvuyuschie mery dlya togo, chtoby: • zapretit' pod ugrozoy primeneniya sankciy, uvol'nenie s raboty na osnovanii beremennosti i rodam ili diskriminaciyu vvidu semeynogo polozheniya pri uvol'nenii; • vvesti oplachivaemye otpuska ili otpuska s sopostavimymi social'nymi posobiyami po beremennosti i rodam bez utraty prezhnego mesta raboty, starshinstva ili social'nyh posobiy; • pooschryat' predostavlenie neobhodimyh dopolnitel'nyh social'nyh uslug, s tem, chtoby pozvolit' roditelyam sovmeschat' vypolnenie semeynyh obyazannostey s trudovoy deyatel'nost'yu i uchastiem v obschestvennoy zhizni, v chastnosti posredstvom sozdaniya i rasshireniya seti uchrezhdeniy po uhodu za det'mi; • obespechivat' zhenschinam osobuyu zaschitu v period beremennosti na teh vidah rabot, vrednost' kotoryh dlya ih zdorov'ya dokazana.

19. Komitet opredelil domashnee nasilie kak odnu iz naibolee kovarnyh form nasiliya v otnoshenii zhenschin i rekomendoval vnedrenie special'nogo zakonodatel'stva, napravlennogo na zaschitu ot domashnego nasiliya, sozdanie zaschitnyh i podderzhivayuschih sluzhb dlya zhenschin, i genderno-orientirovannye treningi dlya pravoohranitel'nyh i sudebnyh organov.

20. Prinyata rezolyuciey 48/104 General'noy Assamblei ot 20 dekabrya 1993 goda. Deklaraciya daet opredelenie ponyatiya «domashnego nasiliya», predusmatrivaet formy nasiliya, opredelyaet vazhneyshie prichiny nasiliya v otnoshenii zhenschin, a takzhe krug samyh neobhodimyh mer dlya resheniya problemy.

21. Polenina S.V. Prava zhenschin v sisteme prav cheloveka: mezhdunarodnyy i nacional'nyy aspekt. M., 2000. - S.57

22. Eti Konvencii nosyat nazvaniya «Ob uluchshenii uchasti ranenyh i bol'nyh v deystvuyuschih armiyah», «Ob uluchshenii uchasti ranenyh, bol'nyh i lic, poterpevshih korablekrushenie, iz sostava vooruzhennyh sil na more», «Ob obraschenii s voennoplennymi» i «O zaschite grazhdanskogo naseleniya vo vremya voyny».

23. V IV Zhenevskoy Konvencii est' osobye pravila o zaschite zhenschin ot vsyakih pokusheniy na ih chest', v chastnosti ot iznasilovaniya, prinuzhdeniya k prostitucii i nepristoynyh posyagatel'stv. Osoboe vnimanie udelyaetsya Zhenevskimi Konvenciyami zaschite beremennyh zhenschin, rozhenic i materey maloletnih detey. Im predostavlyayutsya osobye l'goty pri zaderzhanii, areste i internirovanii, im dolzhno obespechivat'sya dopolnitel'noe pitanie, lechenie, medicinskaya pomosch' i t.d.

24. Dopolnitel'nyy Protokol I k Zhenevskim konvenciyam 1949g. predusmatrivaet priravnivanie rozhenic i beremennyh zhenschin k bol'nym i ranenym, poskol'ku im v lyubom sluchae ponadobit'sya medicinskaya pomosch' i osoboe obraschenie pri transportirovke. Takzhe mozhno otmetit' Deklaraciyu o zaschite zhenschin i detey v chrezvychaynyh obstoyatel'stvah i v period vooruzhennyh konfliktov 1994 g.

25. Krome togo, v 1999g. UVKB prinyalo Strategiyu ucheta gendernoy perspektivy vo vseh svoih programmah i otchetnosti, a v 2004g. ono prinyalo i nachalo realizaciyu strategii kompleksnogo ucheta vozrasta, gendera i mnogoobraziya (KUVGM) v ramkah vsey organizacii.

26. Prinyaty rezolyuciey 65/229 General'noy Assamblei ot 21 dekabrya 2010 goda.

27. Prinyaty rezolyuciey 52/86 General'noy Assamblei ot 12 dekabrya 1997 goda

28. Tekst obschie rekomendaciy Komiteta OON po likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenschin dostupen na sayte UVKPCh OON po ssylke https://www.ohchr.org/EN/HRBodies/CEDAW/Pages/Recommendations.aspx

29. Paola Uchellari. Mnozhestvennaya diskriminaciya: kak zakonodatel'stvo mozhet otrazhat' real'nost'// Zhurnal The Equal Rights Review, № 1-7 (2008-2011) - S. 11

30. Polenina S.V. Prava zhenschin v sisteme prav cheloveka: mezhdunarodnyy i nacional'nyy aspekt. - Moskva, 2000. - S. 15.

31. Na segodnyashniy den' izdano 37 obschih rekomendaciy Komiteta po likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenschin. Teksty obschih rekomendacii Komiteta mozhno nayti na sayte Organizacii Ob'edinennyh Naciy:http://www2.ohchr.org/english/bodies/cedaw/comments.htm

32. Vasilenko V.A. Osnovy teorii mezhdunarodnogo prava. - Kiev : Visch. shk., 1988. - S.2; Lukashuk I. I. Mezhdunarodnoe pravo. Obschaya chast' : ucheb. dlya studentov yurid. fak. i vuzov. - M. : Volters Kluver, 2007. - S. 27.

33. Mezhdunarodnoe pravo : uchebnik / otv. red.: Yu. M. Kolosov, E. S. Krivchikova. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Mezhdunar. otnosheniya, 2005. - S. 59.

34. Ushakov N.A. Mezhdunarodnoe pravo : uchebnik. - M. : Yurist', 2003. - S.24

35. RezolyuciiGA OON 50/203 ot 22 dekabrya 1995 g.; 51/69 ot 12 dekabrya 1996 g.; 52/100 ot 12 dekabrya 1997 g.; 53/120 ot 9 dekabrya 1998 g.; 54/141 ot 17 dekabrya 1999 g.,

36. Torosyan R.A. Mezhdunarodnye standarty gendernogo ravenstva.//Gosudarstvo i pravo. Yuridicheskie nauki. // // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. - 2015. - T. 15. - Vyp. 3. - S. 347-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2015-15-3-347-352

37. Byurgental' T. Mezhdunarodnye prava cheloveka. Kratkiy obzor. Per s angl. Almaty: Gylym, 1999. - S. 78.

38. Na dannyy moment Protokol ratificirovali okolo 130 gosudarstv mira. https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-8-b&chapter=4&clang=_en

39. Obschie Rekomendacii Komiteta OON po likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenschin №4/1987.

40. Komitet po likvidacii diskriminacii v otnoshenii zhenschin. Obschaya rekomendaciya № 28, kasayuschayasya osnovnyh obyazatel'stv gosudarstv-uchastnikov po stat'e 2 Konvencii o likvidacii vseh form diskriminacii v otnoshenii zhenschin. CEDAW/C/GC/28

41. Shafiev K. Universal'nost' prav cheloveka i princip kul'turnogo relyativizma//Kavkaz i globalizaciya. - T. 2. - Vyp. 1. - 2008. - S. 116.

42. Tam zhe

43. Izhikov M. Kul'turnyy relyativizm kak problema vzaimodeystviya mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava v oblasti zaschity prav cheloveka//Vestnik Permskogo universiteta,/ 2012 vypusk 1(15) - s. 184

44. Kielsgard M.D. Universal human rights and cultural relativism: a fresh view from the new haven school of Jurisprudence // SSRN.COM: Social Science Research Network. 2011. S. 33 URL: http:// www.ssrn.com/abstract=1778124

45. Report of the Special Rapporteur on violence against women, its causes and consequences, Yakin Ertürk Intersections between culture and violence against women “ IMPLEMENTATION OF GENERAL ASSEMBLY RESOLUTION 60/251 OF 15 MARCH 2006 ENTITLED “HUMAN RIGHTS COUNCIL”. Dostupno na https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G07/103/04/PDF/G0710304.pdf?OpenElement

46. Afrikanskaya hartiya prav cheloveka i prav narodov (Bandzhulskaya hartiya), stat'ya 2 zapreschaet diskriminaciyu po lyubomu priznaku, vklyuchaya pol, pri pol'zovanii garantirovannymi Hartiey pravami. V stat'e 18 pryamo upominaetsya obyazatel'stvo afrikanskih gosudarstv «zabotit'sya o likvidacii lyuboy diskriminacii v otnoshenii zhenschin i obespechivat' zaschitu prav vseh zhenschin i detey, kak oni ustanovleny v mezhdunarodnyh deklaraciyah i konvenciyah»; Ustav Organizacii amerikanskih gosudarstv soderzhit polozhenie o nediskriminacii v glave II (punkt l stat'i 3), a Amerikanskaya konvenciya o pravah cheloveka - v stat'e 1. Evropeyskaya Konvenciya o zaschite prav cheloveka i osnovnyh svobod zapreschaet pri osuschestvlenii zakreplennyh v ney prav diskriminaciyu po lyubomu priznaku, vklyuchaya pol (stat'ya 14). Regional'nymi politicheskimi organizaciyami, vklyuchaya Associaciyu gosudarstv Yugo-Vostochnoy Azii, Associaciyu regional'nogo sotrudnichestva stran Yuzhnoy Azii, Ekonomicheskoe soobschestvo zapadnoafrikanskih gosudarstv i Soobschestvo po voprosam razvitiya stran yuga Afriki, takzhe prinimalis' protokoly i rezolyucii i delalis' zayavleniya, kasayuschiesya prav cheloveka zhenschin.

47. K etim dokumentam otnosyatsya Evropeyskaya Konvenciya o zaschite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Rim, 1950 g.) i Evropeyskaya Social'naya Hartiya (peresmotrennuyu) (Strasburg, 1996 g.), Amerikanskaya deklaraciya prav i obyazannostey cheloveka, Amerikanskaya konvencii po pravam cheloveka, Afrikanskaya hartiya o pravah cheloveka i narodov.

48. Tekst dokumenta dostupen na https://www.oic-oci.org/docdown/?docID=2918&refID=1110

Login or Create
* Forgot password?