ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД С ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Мобилизация внутренних ресурсов и использование их для того, чтобы нейтрализовать угрозы нашим планам по выпуску современной конкурентоспособной продукции, позволили расширить поле возможностей нашей науки и производства. Лозунг импортозамещения охватил практически все отрасли. Однако его нельзя трактовать как призыв к простому воспроизводству всей совокупности продуктов, которые раньше закупали на мировом рынке. Наши производители товаров и услуг обращались к мировому рынку не только потому, что отстали от других стран в организации выпуска инновационной продукции, но и потому, что многие импортные товары, пользующиеся спросом, обходятся потребителям заметно дешевле и обеспечиваются доступным и эффективным сервисом.

Ключевые слова:
импортозамещение, государственно-частное партнерство, промышленность, стратегия, регион
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Согласно экспертным оценкам, ряд российских стратегических отраслей экономики на 90 % зависимы от импортной продукции. Уменьшение этой зависимости возможно лишь в результате просчитанной экономической политики. Политика открытости, многосторонней интеграции, которую Россия проводила последние 20 лет, привела к тесной кооперации между Европейским Союзом и Россией. ЕС занял позицию нашего крупнейшего партнера не только в торговле и финансах, но и в сфере технологий.

Поэтому введение санкций странами Евросоюза обострило ситуацию в российской экономике. Согласно экспертным оценкам, ряд российских стратегических отраслей экономики (станкостроение, тяжелое машиностроение, легкая промышленность, радиоэлектроника, фармацевтика и медицина) на 80–90 % зависимы от импортной продукции. Уменьшение этой зависимости возможно лишь в результате взвешенной, выверенной и точно просчитанной экономической политики. Сегодня стране объективно необходима новая индустриализация, основанная на глубоких структурных сдвигах в пользу наукоемких отраслей промышленности, покупке зарубежных и развитии собственных технологий.

Методология. Основанием для исследования проблемы импортозамещения  послужили фундаментальные труды классиков научной мысли по широкому спектру проблем, а также современные работы зарубежных и отечественных ученых по вопросам функционирования и развития различных региональных социально-экономических систем. Методология основана на использовании общенаучных методов диалектического, ретроспективного, логического анализа и конкретизирована совокупностью специальных методов - сравнение, синтез, расчет показателей, группировка, экспертные оценки и пр.

Основная часть. Мобилизация внутренних ресурсов и использование их для того, чтобы нейтрализовать угрозы нашим планам по выпуску современной конкурентоспособной продукции, позволили расширить поле возможностей нашей науки и производства. Лозунг импортозамещения охватил практически все отрасли. Однако его нельзя трактовать как призыв к простому воспроизводству всей совокупности продуктов, которые раньше закупали на мировом рынке. Наши производители товаров и услуг обращались к мировому рынку не только потому, что отстали от других стран в организации выпуска инновационной продукции, но и потому, что многие импортные товары, пользующиеся спросом, обходятся потребителям заметно дешевле и обеспечиваются доступным и эффективным сервисом [1].

Экстраординарные условия развития отечественной экономики, при которых доступ на рынки искусственно ограничивается, надо использовать как катализатор инновационной составляющей и в государственном секторе, и в бизнесе. Сейчас на экспертном уровне прорабатываются конкретные отраслевые согласования и/или совместные инновационные проекты, рассчитанные на импортозамещение. Пренебрегая в течение длительного времени инновационными возможностями научно-производственных структур и академической науки, наши предприятия заметно отстали. И дело не в отсутствии тех или иных приспособлений, приборов, компьютеризованных комплексов, оборудования и т.п. Гораздо хуже, что отставание фактически законсервировало структуры управления. Скажем, инжиниринг как ключевой элемент современной организации производства у нас утверждается только сейчас. Огромные трудности возникают в системе контрактации, в особенности по т.н. жизненному циклу, госзакупок, с механизмом формирования цен на продукцию, особенно выпускаемую по кооперационным связям, и др.

Импортозамещение практически повсеместно отождествляется с концепцией опоры на собственные силы, что чаще всего ведет к производственно-технологической автаркии. Между тем известно, что даже страны с самой высокоразвитой экономикой практически все современные товары производят с использованием сетевых структур кооперации, оставляя за собой только исключительные компетенции. К примеру, вряд ли найдется какой-либо производитель часов, который не использует в них хотя бы часть швейцарских механизмов, если, конечно, он хочет преуспеть на рынке. А производство любых гаджетов не обходится без электронных компонентов, выпускаемых японской Murata Girl, проводящей на протяжении многих лет политику агрессивных поглощений за рубежом. Автаркия – не важно, добровольная или вынужденная – закрепляет тенденцию отставания экономического развития, которую невозможно преодолеть мобилизацией всех собственных сил – как финансовых, так и интеллектуальных.

Единственный способ попасть и оставаться в числе экономик, признанных рынком ведущими, – не ждать эффекта от своих масштабов, а обеспечивать  высокую конкурентоспособность производственно-технологического потенциала страны. При этом нельзя забывать о том, что конкурентоспособность как таковая сегодня приобрела принципиально новые черты, а именно – ее формирование и в особенности удержание на заданном уровне целиком и полностью зависит от включенности в цепочки транснациональной кооперации. 

Принимая во внимание все привходящие обстоятельства, можно по-иному взглянуть на проблему импортозамещения. Запрет на свободное перемещение капитала, товаров и услуг ограничивает возможности производственной кооперации. Выход в том, чтобы включаться в технико-технологические цепочки путем объединения за счет слияния или поглощения отдельно взятого звена, прежде всего локализованного на свободном от санкций рынке.

Парадокс состоит в том, что в число пострадавших от политического вмешательства в функционирование рынка попали товаропроизводители не только в России, но и их зарубежные партнеры. В результате значительных потерь от вынужденного снижения спроса на их продукцию и срыва контрактных обязательств запланированный уровень корпоративной капитализации и даже финансовая устойчивость приобрели критический характер, сравнимый с экономическим кризисом.

В этих условиях целесообразно принять новую стратегию в организации импортозамещения. А именно – приобретать дислоцированные за рубежом активы и переносить туда контрактное производство с российскими поставщиками компонентов для выпуска конечной продукции. Тем самым импортозамещение становится экспортосовмещением, когда необходимые комплектующие, сырье, финансы и даже кадры поставляются компаниями из России на свои зарубежные мощности и оттуда выводятся на мировой рынок. Такое импортозамещение может быть охарактеризовано как аддитивный аутсорсинг, поскольку происходит сложение однонаправленных сил рынка, усиливающее экономический эффект работы каждого партнера.

Собственно говоря, такая стратегия выхода на зарубежные рынки практикуется крупными российскими корпорациями давно. Обанкротившаяся немецкая верфь в Мекленбурге (Передняя Померания) продана российскому судостроительному заводу из города Отрадное. Петербургский Кировский завод приобрел в Германии две обанкротившиеся компании, известные на рынке нефтехимии, электроэнергетики, стройматериалов и др. Еще в 2011 г. российский «КуйбышевАзот» купил германскую компанию по производству полиамидных нитей. Корпорация «ТехноНИКОЛЬ» в конце 2014 г. закрыла сделку по приобретению итальянского завода по производству кровельных материалов. В данном случае целью стали не технологии, а, напротив, вывод своей продукции, произведенной по своей технологии, опережающей достигнутый уровень, на европейский рынок. Зарубежные инвестиции компании «Лукойл» в 2015–2024 гг. составят 50 млрд. долларов. Завод КамАЗ планирует разместить сборочное производство в Аргентине.

В Швейцарии реализуется государственная программа по продвижению страны как выгодного пространства с точки зрения развития бизнеса – Location Promotion Switzerland. Дирекция программы, работающая в 10 странах мира, в том числе и в России, безвозмездно оказывает консультативную помощь  предпринимателям, которые имеют намерение открыть в Швейцарии свой головной офис, торговую компанию или научно-исследовательский центр.  Кантоны борются за то, чтобы принять новый бизнес на своей территории. Приоритет отдается информационным, коммуникационным, медицинским и биотехнологиям, машиностроению.

В Китае в период кризиса мировой финансовой системы была разработана и в настоящее время успешно реализуется стратегия развития всего транспортного комплекса, в том числе сетей аэропортов. Ощущая колоссальный дефицит современных технологий проектирования авиатехники, китайские производители в массовом порядке покупали малые, т.н. семейные компании в Европе, испытывающие серьезные экономические трудности. Благодаря этому они получили масштабные заказы на свою продукцию и, как следствие, не только избежали банкротства, но и обрели сильнейший импульс для инновационного развития [3].

Такая модель особенно актуальна для организации выпуска нефтегазового оборудования, компонентов для авиационной и автомобильной промышленности, фармацевтики, продукции деревообработки и даже переработки рыбы. Ее внедрение позволит решить и вышеобозначенную проблему – реорганизации корпоративного управления, прежде всего в госкорпорациях и системообразующих компаниях, санации их финансовой структуры, включая реструктуризацию долговых и кредитных обязательств,  избавления от непрофильных активов. В целом – позволит противостоять внешнеполитическому давлению с известной пользой для себя.

В рамках аутсорсинговой модели дополнительное развитие получает механизм государственно-частного партнерства. Сейчас оно трактуется следующим образом – государство привлекает бизнес к реализации крупных проектов главным образом в роли источника дополнительного финансирования. Между тем участие бизнеса целесообразно существенно расширить, используя опыт корпоративного управления, особенно в оценке рыночных рисков и навыков конкурентной борьбы, ресурсного и кадрового обеспечения [4].

Решение задачи импортозамещения невозможно без активного участия бизнеса. Более того, с учетом бюджетной ограниченности многие государственные программы, в том числе и импортозамещение, вряд ли могут рассчитывать на быстрое достижение поставленных целей без активного и всестороннего участия бизнес-структур. В результате государственно-частное партнерство уже не сводится к концессионным соглашениям, а приобретает гораздо более широкое поле применения.

Следует отметить, что в настоящее время законодательные акты по вопросам ГЧП приняты в ряде субъектов РФ, в том числе: городе Санкт-Петербурге, Томской области, Республиках Калмыкия, Дагестан, Алтай [5]. 

Оценивая практику ГЧП, отметим, что его проекты отличает большая ресурсоемкость. Например, стоимость инфраструктурного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», осуществляемого на территории Красноярского края, превышает стоимость крупнейшего европейского проекта, реализуемого в Италии, более чем в 2 раза (табл. 1).

Разница в масштабах реализуемых проектов объясняется как размерами территории, уровнем развития инфраструктуры и экономики в целом, так и уровнем развития рынка ГЧП России и европейских стран.

 

Таблица 1

Крупнейшие ГЧП проекты за период 2010 – 2014 гг., реализуемые в Европе и России, млн. евро

Страна

Сектор

Стоимость проекта, млн. евро

Италия

Экология

550

Болгария

Аэропорт

563

Франция

Автодорога

618

Польша

Автодорога

680

Финляндия

Автодорога

700

Болгария

Автодорога

715

Греция

Железная дорога

798

Испания

Канал

800

Польша

Автодорога

840

Австрия

Автодорога

850

Италия

Автодорога

860

Голландия

Железная дорога

1200

Бельгия

Туннель

1300

Великобритания

Жилое строительство

2700

Россия

Автодорога «Западный скоростной диаметр»

2900

Италия

Мост

3000

Россия

Транспортная инфраструктура Читинской области

4800

Россия

Комплексное развитие Нижнего Приангарья

6100

 

 

Важный аспект анализа современной практики организации ГЧП – приоритетность используемых форм и инструментов (рис. 1). 

 

Рис. 1. Формы и инструменты организации ГЧП, фактически используемые в регионах ЦФО

 

 

Разумеется, предложенную модель нельзя рассматривать как альтернативу другим способам и формам организации импортозамещения – например, таким, как создание совместных предприятий с зарубежными партнерами на территории России или локализация производства крупных зарубежных компаний на российских площадках. Начиная с автомобильной промышленности, этот механизм получает распространение и в других отраслях, как это сделано, скажем, для производства концерном Robert Bosch GmbH отопительных систем в Саратовской области. Возможна и продажа российских активов иностранным компаниям. Примером последнего варианта может служить завершенная уже в условиях санкций покупка американским гигантом Abbott российского фармакологического предприятия «Верофарм». Хорошие перспективы открывает и предстоящая приватизация 19,5 % госкомпании «Роснефть».

Выводы. В ходе проведения исследований были определены основные направления поступательного развития экономики в целом, что послужит эффективным инструментом  эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере импортозамещения и анонсирования резонансных управленческих решений, отправной точкой для новых масштабных бизнес-проектов, направленных на реализацию интеллектуального, научного и инновационного потенциала территорий РФ:

  • информирование регионов об отраслевых реестрах направлений импортозамещения и конкретных видах продукции;
  • создание четкого механизма встраивания предприятий в соответствующие отраслевые планы и производственные цепочки федерального уровня;
  • обеспечение предприятий перспективными гарантированными заказами;
  • разработка стимулирующих мер для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Список литературы

1. Тхориков Б.А. Методология индикативного управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 10. С. 154-157.

2. Семибратский М.В. Бюджетная стратегия региона в новых экономических условиях России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика 2014. Т. 29. № 1-1 (172). С. 41-45.

3. Усманов Д. И. Обзор исследований влияния международных интеграционных процессов на социально-экономическое неравенство регионов // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2014. № 5. С. 99-105.

4. Приложение к Докладу Совета по национальной конкурентоспособности «Концепция 2020. Российские регионы Проекты развития». 2008. С.48 [Электронный ресурс]. (http://www.naco.ru/news/pdf/Attachment.rar).

5. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 г. №627-100; О государственно-частном партнерстве в Томской области: закон Томской области от 04.12.2008 г. №240-ОЗ; О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия: закон Республики Калмыкия от 18.12.2008 г. №59-IV-З; Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах: Закон Республики Дагестан от 01.02.2008 г. №5; Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай: закон Республики Алтай от 05.03.2008 г. №15-РЗ.


Войти или Создать
* Забыли пароль?