с 01.01.2013 по настоящее время
Казань, Республика Татарстан, Россия
с 01.01.2017 по настоящее время
Республика Татарстан, Россия
Казань, Республика Татарстан, Россия
В работе рассмотрены некоторые методологические аспекты моделирования интересов государства и семейно-родственных групп общества как субъектов политической ренты. Также в ней обращено внимание на необходимость выделения положительной роли семейно-родственных групп в развитии общества, предложены институциональные формы семейно-родственных групп, – такие как семейно-родственная бизнес-группа, семейно-родственные группы в государственных органах управления, отраслевые семейно-родственные группы и их политический ареал. Отмечено, что в настоящее время наблюдается незавершенность институционального и политического взаимодействия государства и семейно-родственных групп общества в рамках политического ареала, что ведет к росту политических рисков в развитии общества в разных формах их проявлений. В будущем потенциальные политические риски неконтролируемого роста влияния семейно-родственных групп на политическую жизнь будут негативно отражаться на демократическом развитии российского общества. В рамках концепций «множественности и конфликт интересов», «принципал-агент», SWOT-анализа, компромиссной модели Уильямсона определены принципы моделирования интересов государства и семейно-родственных групп. Среди угроз в SWOT-анализе выделены: развитие коррупции, появление династической вертикали власти, возможный передел регионального капитала после ухода главы семейно-родственной группы общества и появления новых властных семейно-родственных групп общества, влияние на властную систему и политическую жизнь страны. По мнению авторов, выработка концептуальных принципов участия семейно-родственных групп и сообществ в реализации политической ренты будет способствовать созданию базы стабильного развития политической системы.
государство, семейно-родственные группы, политическая рента, участники политической жизни, коррупция
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31037
Состояние взаимоотношений государства и семейно-родственных групп общества как объект исследования всегда находилось в поле зрения ученых разных отраслей науки. В основном, это связано с необходимостью анализа роли семейно-родственных групп в становлении и развитии политической жизни общества, в частности в сфере распределения политической ренты. Соблюдение интересов государства и семейно-родственных групп общества в этой сфере влияет на политическую стабильность жизнедеятельности общества. Однако, злободневные проблемы дают о себе знать[1]. По данным социологов, 41% россиян не одобряют морального состояния современного общества [14, с. 49]. С одной стороны, это признак слабости политико-правовых наук, с другой стороны, это своеобразный показатель несовершенства социально-экономической системы.
Критерием успеха политической науки является ее способность получить качественно широкие и углубленные результаты, которые позволили бы устойчиво развиваться политической жизни. Для получения общезначимых результатов в арсенале любой науки имеется множество методов и подходов. Среди них выделяется моделирование различных событий. По общим представлениям, сама модель понимается как искусственно созданный образец, эталон объекта исследования, предназначенный для изучения его природы функционирования и развития. А моделирование – это процесс создания модели, основанный на учете существенных признаков объекта. Большинство реальных ситуаций в политических и экономических системах можно описывать моделями, которые постоянно корректируются и развиваются. К необходимости создания различных моделей обращает внимание ряд исследователей. Например, А.И. Соловьев выделяет «формирование новых аналитических моделей на основе сочетания методов, тяготеющих к получению представлений о глубинных источниках "человеческой" активности в сфере политики» [11]. Следует согласиться с такой точкой зрения. Моделирование баланса интересов государства и семейно-родственных групп общества на основе распределения политической ренты позволит предвидеть будущие события и принять соответствующие упреждающие или корректирующие меры.
С целью создания модели в сфере поиска политической ренты государством и семейно-родственными группами необходимо определиться с базовыми структурными элементами ее существования, а также выбором методов и приемов ее составления. В структурной модели указываются элементы системы, связи между элементами внутри системы и связи определенных элементов с внешней средой. В моделировании баланса интересов государства и семейно-родственных групп общества на основе распределения политической ренты к основным элементам относятся: семейно-родственная группа общества, политическое пространство государства и сфера получения политической ренты.
Общепринятые подходы к определению сути семейно-родственной группы отсутствуют. В научном пространстве много публикаций посвящены рассмотрению социальных организаций типа «кланы». Также учеными делались попытки конкретизировать термины «клан», «элита», «клика», «каста» [13]. Однако категория «клан» в науке и практике в основном получила негативный оттенок и воспринимается как институт коррумпированности общества [15]. Существуют отдельные исследования, где предлагается рассчитывать коэффициент клановости [1]. Кланы формируются и действуют на этнических и родственных связях таких традиционных институтов, как семья, племена и др.
Оперирование категорией «семейно-родственная группа» позволит более четко описывать структуру политических процессов и выявить не только негативные, но и позитивные аспекты ее места в политической жизни общества. Семейно-родственная группа и домашние хозяйства – не одно и то же. Общепринятое понимание сути домашнего хозяйства сформировано. Домохозяйство – это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства [8]. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, или быть не родственниками, либо и теми и другими. Среди критериев разграничения родства по отцовской или материнской линиям можно выделить семейно-родственную идентичность, обеспечение безопасности и получении экономических благ членами группы.
На основе институционально-функционального анализа семейно-родственные группы общества можно классифицировать по разным критериям (табл. 1).
Таблица 1
Институциональная форма семейно-родственных групп
№ |
Критерий классификации |
Институциональная форма семейно-родственных групп |
1 |
Совместное ведение бизнеса |
Семейно-родственная бизнес-группа |
2 |
Деятельность в государственных органах управления |
Семейно-родственные группы в государственных органах управления |
3 |
Деятельность в муниципальных органах управления |
Семейно-родственные группы в муниципальных органах управления |
4 |
Деятельность в государственных учреждениях (вузах, школах и т.д.) |
Семейно-родственные группы в государственных учреждениях (вузах, школах и т.д.) |
5 |
По критерию родства |
Формальные семейно-родственные группы |
6 |
По критерию установления неформального родства |
Неформальные семейно-родственные группы |
7 |
Совместная деятельность в отдельных отраслях и сферах экономики |
Отраслевые семейно-родственные группы |
Классифицирование семейно-родственных групп этим не ограничивается. Все формы семейно-родственных групп общества глубоко вписаны в современную политическую систему, но имеют свои особенности поведения. Однако, семейно-родственные группы находятся в разном социальном и экономическом положении, закрепленном институционально или неформально. В таких условиях могут возникнуть межгрупповые конфликты. Это заставляет семейно-родственные группы различными путями влиять на политическую и экономическую жизнь того государства (региона), в рамках которого они существуют [2]. В условиях ограниченности ресурсов и сосуществования нескольких групп внутри одной политической единицы, например, на региональном уровне, появляется естественная конкуренция и, как следствие, политическая борьба между семейно-родственными группами.
Политическое пространство – это сфера политической жизни общества, в которой взаимодействуют различные ее субъекты, выражающие определенные интересы. В часть политического пространства входит политический ареал. В нем определенное место занимает родственное (биологическое) начало и включает в себя такие институты как родственные инстинкты, привычки и обычаи, например, правило взаимного посещения. По Альфреду Адлеру, семейная атмосфера может вести к развитию конструктивных или неконструктивных стилей жизни. Основы стиля жизни закладываются к пяти годам, после чего коренных изменений уже не происходит [6, с. 207]. В политическом ареале политическая власть зависит от поведения лидера семейно-родственной группы, который обеспечивает решение вопросов путем обхода требований законов и нормативных документов через установление связей, основанных на коммерческих и иных выгодных интересах. Личные связи определяют доступ в политическое пространство, где зона власти находится под его контролем. Требуемые нормы жизни подменяются ситуативными договоренностями, а принятие политических решений происходит на базе ручного управления – администрирования. Для усиления политического ареала осуществляются различные меры. Например, бракосочетания по расчету. В России в год заключается уже порядка 50 тыс. контрактов между супругами, часть их входит в число браков по расчету.
Следует отметить то, что в настоящее время наблюдается незавершенность институционального и политического взаимодействия государства и семейно-родственных групп общества в рамках политического ареала, соответственно будут детерминированы политические риски в развитии общества в разных формах их проявлений. В моделировании интересов государства и семейно-родственных групп общества как субъектов политической ренты это должно учитываться.
Политический риск в общей форме определяется как событие или деятельность, возникающие в процессе функционирования политической системы и неоднозначно влияющие на поведение участников политической жизни. В отличие от неопределенности вероятность наступления политического риска ожидаема. Исследователи C. Rice и A. Zegart отмечают то, что «основная угроза политического риска, существующего как внутри отдельных стран, так и в межгосударственных отношениях, смещается из области политики национальных правительств, формирующей условия функционирования бизнеса, в сторону других факторов, ее источником все в большей мере становится деятельность отдельных лиц и организаций, местных органов власти, а также террористов и т.п.» [16]. К таким организациям относятся семейно-родственные группы общества. Глубокий анализ проявлений политических рисков в процессе неконтролируемого роста семейно-родственных групп дан Ли Чжэ Су на примере данных корейского общества. Автор выделил такие риски и угрозы чеболей как рост коррупционных процессов в аппарате государственного управления, недостаточная прозрачность, трансформация данного механизма из элемента успешного экономического развития в фактор стагнации страны в угоду узкосемейным интересам [5]. Конечно, условия политической жизни Кореи и России имеют глубокие различия. В частности, современное состояние развития политической системы России создало условия для концентрации семейно-родственного капитала в разных формах. Гипотетически через поколение влияние отраслевых семейно-родственных групп капитала на политическую жизнь общества будет весомее, чем в настоящее время.
После рассмотрения сути и форм семейно-родственных групп общества и политического ареала необходимо определиться с политической (административной) рентой. В классической работе Гордона Таллока, политическая рента – это модель функционирования политической сферы или сферы принятия политических решений [12]. О. Серенсен отметил, что рента – получение каких-то преимуществ, связанное не с твоими личными достижениями, а с положением в социальной структуре [10]. Каждая институциональная форма семейно-родственных групп, указанная в табл. 1, имеет доступ к политической ренте, т.е. к получению выгоды, не связанной с производством товаров и оказанием услуг. Но для получения политической ренты семейно-родственная группа должна найти ту нишу, использовав которую можно получить гарантированную выгоду. Поиск такой ниши требует расходование определенных ресурсов на получение нерыночных доходов, приобретаемых за счет общественных благ и государственного бюджета. Так, одним из способов стремления семейно-родственных групп к получению политической ренты является оформление инвалидности доступными формальными или неформальными способами. В одном из регионов, по предварительным данным, статус незаконно получили 10 тыс. чел. [7]. Самые высокие уровни взрослой инвалидности наблюдались в регионах Северного Кавказа [4, с. 71]. На основании документов лжеинвалиды получали право на меры социальной поддержки, в том числе на получение пенсий, санаторно-курортное лечение, льготы по оплате услуг ЖКХ, право парковки на специально выделенных территориях и мн. др. Еще одним методом обеспечения доступности семейно-родственных групп к политической ренте является возможность оперирования добровольными взносами в благотворительной сфере.
В рамках таких методов как концепции «множественности и конфликт интересов», «принципал-агент», SWOT-анализа, компромиссной модели Уильямсона можно определить методологические принципы моделирования интересов государства и семейно-родственных групп.
Концепция «множественности и конфликт интересов» может быть использована для обоснования мотива поведения членов семейно-родственной группы. Как известно, к таким лицам относятся муж / жена (зарегистрированный или не зарегистрированный); отец / мать; отчим / мачеха; тесть / теща / свекор / свекровь; сын / дочь; неродной сын / неродная дочь; родной брат / родная сестра; сводный брат / сводная сестра; двоюродный брат / двоюродная сестра; дедушка / бабушка; внук / внучка. К общим объектам интереса членов семейно-родственной группы относится соблюдение семейной традиции. Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые воспроизводятся и передаются из поколения в поколение. К особенным объектам их интереса относится наращивание семейного капитала путем использования родственных связей [3]. Возможность преумножения семейно-родственного капитала предопределяет соответствующие интересы и мотивы членов семейно-родственной (рентные интересы), которые являются основой для возникновения рентоориентированного поведения. Даже воспроизводство отдельных профессий и специальностей может осуществляться только за счет средств богатых и средних слоев населения. Для составления рейтинга были проанализированы свыше 500 государственных и частных вузов по данным на 1 марта 2019 г. Так, обучение в Иннополисе по направлению «Информатика и вычислительная техника» стоит 1 млн 200 тыс. руб. в год [9].
Перед тем как перейти к SWOT-анализу, напомним, что для соблюдения баланса интересов государство выработало позицию путем создания административного механизма решения конфликта интересов. В настоящее время не принимается ни одно решение без анализа наличия конфликта интересов.
SWOT-анализ предполагает выделение сильных и слабых сторон; возможностей и угроз сосущестованию интересов государства и семейно-родственных групп общеcтва (табл. 2).
Таблица 2
SWOT-анализ отношений государства и семейно-родственных групп
Сильные стороны |
Слабые стороны |
семейно-родственные группы общества являются основой существования общества, стабилизируют состояние общества, обеспечение уровня доверия |
отсутствие четкого взаимодействия государства с семейно-родственными группами; отсутствие механизма раннего выявления неподобающего поведения семейно-родственных групп |
Возможности |
Угрозы |
возможность эффективного использования потенциала семейно-родственных групп общества; возможность укрепления политической власти за счет работы семейно-родственных групп общества.
|
развитие коррупции; появление династической вертикали власти; возможный передел регионального капитала после ухода главы семейно-родственной группы общества и появления новых властных семейно-родственных групп общества; влияние на властную систему и политическую жизнь страны. |
Метод «принципал-агент» основан на использовании асимметрии информации. Само понятие «асимметрия информация» определяется как ситуация, когда одна сторона участников сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица. В этом варианте одна сторона имеет информационное преимущество. С одной стороны и государство и семейно-родственные группы владеют одинаковой информацией в сфере поиска политической ренты. Но, с другой стороны, семейно-родственные группы могут владеть большей информацией о путях достижения определенной цели, чем государство и пользоваться в своих интересах. Если действия государства основаны на официальном использовании нормативно-правовых актов, то семейно-родственные группы могут использовать личные доверительные связи для получения информации.
Компромиссная модель О. Уильямсона может быть использована в политической науке в преобразованной форме. Она характеризует выгоду обществу при наличии согласованного с государством рентоориентированного поведения семейно-родственных групп. Но для этого должны быть созданы цивилизованные условия учета возможностей семейно-родственной группы. В частности, на базе составления своеобразного рейтинга уважения и авторитета известных семейно-родственных групп общества со стороны населения. Лидер семейно-родственной группы будет за сохранение имиджа своей семьи и не даст возможности для других ее членов занизить имеющийся авторитет даже за счет передела политической ренты.
Среди причин поиска политической ренты семейно-родственными группами можно указать недостаточный уровень доверия к возможностям официального решения первоочередных проблем. Доля россиян, заявляющих о своей способности самостоятельно обеспечить себя и свои семьи без поддержки со стороны государства, медленно, но неуклонно растет. В 2015 г. их число составляло 44% опрошенных, сегодня оно уже приближается к 50%. А среди молодежи в возрасте 18–30 лет их доля составляет 62 против 38% заявивших, что без поддержки государства им и их семьям не выжить [14, с. 18].
Таким образом, соблюдение интересов государства и семейно-родственных групп является одним из ключевых факторов политической стабилизации общества. Но для этого необходимо анализировать и моделировать процесс реализации политической ренты, как главного объекта их интересов. Необходимость анализа не только отрицательных (как кланы, элита и т.д.), но и положительных сторон семейно-родственных связей (как производственные семейные династии) требовала классификации институциональных форм семейно-родственных групп и определение их политического ареала. В политическом ареале политическая власть зависит от поведения лидера семейно-родственной группы, который обеспечивает решение вопросов путем обхода требований законов и нормативных документов через установление связей, основанных на коммерческих и иных выгодных интересах. Личные связи определяют доступ в политическое пространство, где зона власти находится под его контролем.
В моделировании интересов участников политической жизни на базе поиска политической ренты особое место занимает анализ будущего влияния неконтролируемого роста влияния семейно-родственных групп общества на развитие демократической политической системы.
В рамках концепций «множественности и конфликт интересов», «принципал-агент», SWOT-анализа, компромиссной модели Уильямсона определены принципы моделирования интересов государства и семейно-родственных групп. Среди угроз в SWOT-анализе выделены: развитие коррупции, появление династической вертикали власти, возможный передел регионального капитала после ухода главы семейно-родственной группы общества и появления новых властных семейно-родственных групп общества, влияние на властную систему и политическую жизнь страны.
В целом можно отметить, что органы общественного контроля пока не смогли выработать концептуальные принципы участия семейно-родственных групп и государства в реализации политической ренты. Цивилизованные подходы к решению проблем, возникающих в процессе согласования интересов государства и семейно-родственных групп как субъектов политической ренты, должны быть разработаны и представлены общественности.
[1] Примечание. В последние годы деятельность семейно-родственных групп Арашуковых, Захарченко и т.п. были в поле зрения правоохранительных органов России.
1. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Властная идейная трансформация: Исторический опыт и типология: монография. - М.: Научный эксперт. - 2011. - 344 с.
2. Бурганов Р.А. К вопросу становления и развития семейного «капитализма» в России // Экономическая наука современной России. - 2008. - № 1 (13). - С. 72-74.
3. Бурганов Р.А. Коррупция и несовершенство рынка государственных (политических услуг) //Актуальные проблемы экономики и права. - 2009. - № 4. - С. 23-24.
4. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т. М. Малевой. - М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2017. - 256 с.
5. Ли Чжэ Су. Крупный семейный бизнес Республики Корея: особенности корпоративного управления и роль в развитии национальной экономики //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2015. - №4. - С. 27-36.
6. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ. /Пер. с анг. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. - 539 с.
7. Мелихова Е.А. Диагноз на продажу //Российская газета, - 2017. - 3 октября. - №223.
8. Методологические пояснения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/Method-MPN-2015.pdf. (дата обращения: 02.06.2018)
9. Назвали самый дорогой по стоимости обучения вуз //Эксперт, - 2019. - 11 апреля.
10. Серенсен О. Структурный базис социального неравенства /Пер. с англ. Л.Г. Фишман, Е.А. Вахрушева //Научный ежегодник ИФиП УРО РАН. - 2016. - № 3. - С. 61-97.
11. Соловьев А.Н. Кризисы и «кризисы» как трактовать когнитивные конфликты политической науки //Политическая наука. - 2018. - №1. - С. 105-122.
12. Таллок Г. Общественные блага, перераспределение и поиск ренты / пер. с англ. Л. Гончаровой. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2011. - 224 с.
13. Тощенко Ж.Т. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? //Социологические исследования. - 2000. - №11. - С. 123-133.
14. Ученые записки ФНИСЦ РАН: материалы заседания Ученого совета (Москва, 27 февраля 2019 г.). Выпуск второй. - М.: ФНИСЦ РАН, - 2019. - 64 с.
15. Knack S. Measuring corruption: A critique of indicators in Eastern Europe and Central Asia //Journal of Public Policy. 2007. Vol. 27. №3. P. 255-291.
16. Rice C., Zegart A. Managing 21st Century Political Risk //Harvard business rev, 2018. - Vol. 96, №5/6. - P. 130-138.