ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА НА ДЕРЕВОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
weronika2002@yandex.ru Кризис на мировом рынке непосредственно сказывается и на экономической ситуации российского лесопромышленного комплекса. Для выхода из кризиса, с учетом имеющейся на данный момент политической ситуации, касающейся вопросов применяющихся санкций, довольно актуальное значение имеет готовность отрасли к ее инновационному развитию. И в первую очередь, это касается возможности производить конкурентную продукцию для потребления на внутреннем рынке, а также возможность расширения ее доли присутствия и на внешних мировых рынках. Способствовать этому позволит совершенствование качества выпускаемой продукции, ее низкая себестоимость, эффективная маркетинговая деятельность и другие факторы.

Ключевые слова:
инновационная деятельность, деревоперерабатывающие производства, конкурентоспособность продукции, инновационная система производства, индекс активности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. К сожалению, в настоящий момент существуют ряд факторов, сдерживающих развитие лесной отрасли. К таким факторам можно отнести:  недостаточный уровень инвестиций при высокой степени изношенности основных производственных фондов и низком их технологическом уровне; низкую конкурентоспособность продукции; ориентацию многих предприятий на выпуск продукции с низкой степенью переработки, а иногда и вовсе отсутствием ее (предприятия ориентированы на лесозаготовку); недостаточность лесовозных дорог круглогодичного действия; увеличением доли затрат на энергетические ресурсы и железнодорожные тарифы, что связано с непростой экономической ситуацией в стране; расходование значительных средств на содержание объектов социальной сферы,  в основном находящихся на балансе у градообразующих предприятий и других  факторов.

Что касается деревоперерабатывающих производств, то практически все из перечисленных факторов, сдерживающих рост отрасли, относятся и к ним: большая изношенность оборудования (до 80 %), как следствие – высокая себестоимость производимой продукции; низкое качество; большое количество отходов и низкая степень их использования; низкая рентабельность производимой продукции и производства в целом; низкая платежеспособность и финансовая устойчивость; низкая конкурентоспособность.

Отраслевая специфика производств, прежде всего, заключается в отсутствии прогрессивных технологий по использованию древесного сырья и отходов, которые составляют в среднем около 45 % от объема, используемого древесного сырья.

К недостаткам в управлении производством так же следует отнести проблему формирования кадров и обеспечения их использования. Значительная дебиторская задолженность, так же во многом сдерживает рост и развития производств из-за отсутствия необходимых оборотных средств.

Методология. Для улучшения сложившейся ситуации необходимо внедрять  инновационный подход к развитию отрасли как наиболее эффективному варианту по максимальному обеспечению внутреннего рынка продукцией собственного производства и укрепления позиций на внешнем рынке.

Результатом этого произойдет удовлетворение потребностей внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией отечественного производства, снижение доли импортируемой продукции, повышение вклада отрасли в экономическое развитие регионов страны.

Основная часть. Инновационная деятельность – это совокупность мероприятий по обновлению факторов производства и процессов, сопровождающих их организацию и использование с целью совершенствования всей финансово-хозяйственной деятельности и повышения ее эффективности.

В рыночных условиях это – путь повышения конкурентоспособности предприятия через предметные и процессные инновации. Для деревообрабатывающих предприятий наиболее актуальные из предметных инноваций – обновление продуктово-ассортиментной политики, сырья, материалов, полуфабрикатов, фурнитуры, инструментов и т.п.; из процессных – обновление технологий производства и управления ими, постоянное совершенствование менеджмента, в том числе – совершенствование сбытового маркетинга, форм и методов взаимодействия с внешней средой. При этом любая предпринимаемая инновация должна быть эффективной, например, в конечном итоге, должна повышаться конкурентоспособность предприятия.

Главной причиной сдерживания инновационной активности принято считать отсутствие инвестиций. Практически вся инновационная деятельность требует дополнительных инвестиционных вложений. Однако осуществление инновационной деятельности зависит не только от инвестиционных возможностей. Есть такие направления, которые осуществляются в рабочем порядке без особых дополнительных затрат, например, совершенствование маркетинговой деятельности, или организация управления, но дающие существенный экономический эффект в виде прироста объема производства и реализации продукции, а следовательно повышение прибыли и в целом конкурентоспособности предприятия.

Главный путь к успеху – инновационное развитие при наиболее глубоком использовании имеющего производственного потенциала.

Проводимые на предприятиях исследования по определению индекса их инновационной активности, показывают, что данный индекс в настоящее время достаточно низкий и колеблется в пределах от 0,298 до 0,395. Это свидетельствует о слабой готовности предприятий осуществлять инновационную деятельность. Казалось бы, ситуация не разрешимая. Но,  выходом из сложившейся ситуации по инновационному развитию предприятий, целесообразно считать предлагаемую к формированию на предприятиях такой эффективной инновационной системы производства (ИСП), которая будет удовлетворять требованиям внешней среды.

Каждое предприятие индивидуально, по способностям должно осуществлять инновационную деятельность. Стратегические преимущества каждого предприятия будут обеспечиваться постоянным совершенствованием производственного потенциала на инновационной основе.

Основными задачами формирования модели ИСП будут являться:

- организация системного маркетинга, поиск новых направлений развития;

- совершенствование инфраструктуры для осуществления эффективных инноваций;

- развитие сложившихся направлений совершенствования продукции и поиск новых;

- обеспечение соответствующей прогрессивной материально-технической базы;

- обеспечение прогрессивного производственного потенциала и его мониторинг;

- обеспечение инновационного менеджмента.

Из множества факторов, характеризующих ИСП, определяющими являются следующие:

- производственный потенциал – возможность производства осуществлять те или иные инновации;

 - кадровый потенциал – наличие творчески нацеленного менеджмента и рабочего коллектива;

 - инвестиционный потенциал – возможность финансировать прогрессивные обновления.

Качественная и количественная оценка инновационных возможностей (деловой инновационной активности) характеризуют особенность предприятия осуществлять инновационную деятельность.

На основе собранных по деревообрабатывающим предприятиям технико-экономическим показателям, был выполнен соответствующий расчет инновационной активности по нескольким отраслевым предприятиям с использованием следующих показателей [1]:

  1. Кадровая обеспеченность ( )

                             (1)

где:  – общая численность ППП;  –численность работников, связанных с выполнением НИОКР.

  1. Доля оборудования, связанного с инновационным внедрением ( )

                         (2)

где:  – стоимость имущества экспериментального и исследовательского назначения;       Ф – общая стоимость машин и оборудования.

3. Доля нематериальных активов в составе внеоборотных активов предприятия

                        (3)

где:   стоимость нематериальных активов.

  1. Обеспеченность предприятия финансовыми средствами для развития (Uфс)

                      (4)

где  – обеспеченность предприятия собственными финансовыми средствами;  – общая сумма потребных инвестиций.

  1. Индекс активности инновационного развития:

.         (5)

Выбор инновационной стратегии зависит от индекса активности инновационного развития [2]:

  1. при  = 1,41 до 2 – наступательная стратегия;
  2. при  = 0,7 до 1,4 – оборонительная стратегия;
  3. при  = 0 до 0,7 – имитационная стратегия.

На основании предложенного авторами метода исследования, были обследованы ряд предприятий, условно представленные как А, В, С, Д, Е, F (А – мебельное производство; В – лесопильное производство; С – мебельное производство; Д – фанерное производство; Е – деревообрабатывающее (столярное) производство;          F – лесопильное производство).

Из соображений конфиденциальности предприятия не называются.

Обследуемые предприятия являются типичными представителями отрасли, что позволяет рассматривать полученные результаты обследования как сложившуюся закономерность.

По итогам исследования и расчетов инновационной активности были определены интегральные индексы активности (табл. 1).

 

Таблица 1

Определение индекса активности предприятий

Показатели предприятия

Усл. Обозн.

А

В

С

Д

Е

F

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Численность ППП, чел.

88

62

615

471

43

47

2. Численность работников, связанных с выполнением НИОКР, чел.

6

5

31

21

4

5

3.Стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.

Ф

24517

8901

21001

17986

13272

10111

4. Стоимость имущества экспериментального и исследовательского назначения, тыс. руб.

213,8

73,6

195,3

180,9

437,8

1118,6

5. Стоимость нематериальных активов тыс. руб.

146,3

91,8

85,7

92,3

117,9

99,2

6. Сумма потребных инвестиций в год, тыс. руб.

1015,5

916,0

1200,0

1315,7

2313,4

1417,3

7. Собственные финансовые средства, направляемые на инновационную деятельность, тыс. руб.

314,7

117,2

255,7

343,3

411,7

290,0

8. Кадровая обеспеченность инновационной деятельности

0,07

0,08

0,05

0,04

0,09

0,1

9.Доля оборудования, связанного с инновационными внедрениями

0,009

0,08

0,09

0,01

0,033

0,11

10. Доля нематериальных активов

0,06

0,01

0,004

0,005

0,009

0,01

11. Обеспеченность собственными источниками инвестиций

Uфс

0,31

0,128

0,213

0,261

0,178

0,2

12. Индекс инновационной активности

0,395

0,298

0,357

0,316

0,310

0,33

 

 

Выводы. Организация производства по типу инновационной системы развития производства может явиться основанием для сигнала по усилению инновационного потенциала предприятия и осуществлению эффективной инновационной деятельности.

В условиях рыночной конкуренции одним из важнейших рычагов управления является рыночная стратегия. Существующий сравнительно низкий инновационный потенциал деревоперерабатывающих предприятий позволяет им всего лишь придерживаться имитационной стратегии.

Внедрение инновационной системы производства (ИСП) позволит перейти к оборонительной и даже наступательной стратегиям, обеспечивающим наиболее высокую эффективность хозяйствования и конкурентоспособности  деревоперерабатывающих предприятий.

Список литературы

1. Ле Ван Тхань, Дикая З.А. Анализ и оценка состояния инновационного потенциала промышленных предприятий (на примере мебельного производства) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008. № 6(65), с.55-56.

2. Ле Ван Тхань, Дикая З.А. К вопросу об инвестиционной политике мебельных предприятий // Современные аспекты экономики. 2007. №10(123), с.15-20.


Войти или Создать
* Забыли пароль?