ВЛАСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИЛИ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению власти как фактора развития или деформации личности руководителя организации. Управленческая деятельность предполагает выполнение руководителем ряда функций: административной, целеполагающей, дисциплинарной, экспертно-кон- сультативной, коммуникативно-регулирующей, функции представительства, воспитательной и психотерапевтической. В процессе реализации этих функций опора на власть в разумных количествах способствует профессиональному развитию личности руководителя, его про- фессионально важных качеств и формированию необходимых компетенций. Вместе с тем реализация властных полномочий может оказывать и деформирующее воздействие на личность руководителя. Профессиональные деформации понимаются нами как искажение профессионально важных качеств личности. На наш взгляд, постоянная реализация руководителем властных функций является фактором, усиливающим развитие профессиональных деформаций личности руководителя. Основными видами профессиональных деформаций, возникающих у руководи- телей в процессе реализации властных полномочий, являются авторитарность, демонстративность, профессиональный догматизм, профессиональная агрессивность, социальное лицемерие, гиперответственность, прокрастинация, императивность, склонность к манипулированию. В статье также представлены способы профилактики профессиональных деформаций и описаны возможные действия руководителя, позволяющие использовать власть как фактор профессионального развития руководителя.

Ключевые слова:
власть, профессиональное развитие, управленческие функции, профессиональные деформации, виды профессиональных деформаций.
Текст

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-06-00533.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных социально-экономических условиях серьезные требования предъявляются к личности руководителя организации, его способности грамотно распределять обязанности среди персонала, мотивировать их на инновационную деятельность и сверхнормативную активность в ситуациях конкурентной борьбы. Реализация этих управленческих функций невозможна без использования ресурса власти, обеспечивающего достижение цели и управление коллективом. Вместе с тем власть, обеспечивая активное развитие личности, способствуя решению профессиональных задач, оказывает зачастую негативное воздействие на личность руководителя, уровень его авторитарности, агрессивности и консервативности. Психологический механизм власти, базирующийся на подавлении личности другого человека, потребности доминировать и оказывать определенное воздействие на деятельность людей, позволяя достигать результат, используя власть как инструмент, тормозит профессиональное развитие руководителя организации.

ФЕНОМЕН ВЛАСТИ С ПОЗИЦИЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

Власть — это система соотнесенности господства и подчинения в различных системах отношений между людьми, группами, организациями; в узком смысле власть — это реализация своего права или возможности глобально социального и конкретно межличностного давления [4, 10]. Е. Вятр отмечает, что согласно некоторым теоретическим концепциям принято считать, что всем людям свойственно стремление к власти, материальным благам, престижу и образованию [1].

Список литературы

1. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1984.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

4. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007.

5. Конфисахор А.Г. Психология власти. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004.

6. Орлова Л.В. Медиативная компетенция руководителя как инструмент эффективного управления персоналом // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами. 2104. № 2 (11).

7. Платонов Ю.П. Социальная психология власти. СПб.: Речь, 2010.

8. Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика: Практико-ориентированная монография. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2007.

9. Сыманюк Э.Э. Психологические основания профессиональных деструкций личности: Дис. … д-ра психол. наук. Самара, 2005. С. 384.

10. Юрьев А.И. Психология власти. СПб., 1995.

11. Fengler J. Helfen macht müde. Zur Analyse und Bewältigung von Burnout und beruflicher Deformation. München: Pfeiffer, 1992.

Войти или Создать
* Забыли пароль?