ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: ОТ ИДЕИ ДО ПРОДУКТА ЧЕРЕЗ МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена истории развития содружества трех малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой пробиотических кисломолочных продуктов питания функционального назначения. Показаны преемственность идей разработчиков, возможность использова- ния регионального сырья, уникальных технологий, возможность создания экспериментальной базы и молокоперерабатывающего миникомплекса. Приводятся истоки формирования идей, анализ их коммерциализуемости, формирование лидерских качеств, использование приобретенных в процессе работы в малом инновационном предприятии профессиональных компетенций, дающих толчок к успешному карьерному росту и дальнейшему трудоустройству. Показаны возможности студентов выполнения НИОКР, участия в разработках и оформлении прав на интеллектуальную собственность. Статья посвящена опыту участия Астраханского государственного университета в создании малых инновационных предприятий.

Ключевые слова:
деятельность малых инновационных предприятий, научные идеи, разработка технологий, пробиотические кисломолочные продукты, функциональное питание, успешность коммерциализации научных идей.
Текст

Астраханский государственный университет (АГУ) — один из российских вузов, присоединившихся к Всемирной инициативе CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate) — ассоциации университетов, где главным принципом обучения провозгласили ориентацию на освоение практических навыков. Этого принципа придерживаются в создании учебных программ, их материально-техническом обеспечении, подборе и повышении квалификации преподавателей. И хотя изначально CDIO задумывалась как методологическая рамка для программ инженерного образования, астраханские коллеги решили распространить ее и на естественно-научные специальности.

Современное общество вступило в ту стадию хозяйственного развития, на которой решающую роль в производстве товаров и услуг играют интеллектуальные ресурсы и формирующиеся на их основе возможности компаний.

Современная практика свидетельствует о появлении нового раздела науки управления и нового вида управленческой деятельности, отвечающих требованиям экономики знаний — управления интеллектуальными ресурсами [1]. Производство, усвоение и распространение новых знаний будут возможны только при адекватном изменении форм и методов управления предприятиями, которые на разных этапах становятся проводниками технической революции, науки и инноваций [2].

Термин «экономика знаний» получил распространение почти полвека назад и обозначал сектор экономики, ориентированный на производство знаний. Сейчас этот термин используется более широко: для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а их создание и использование становятся источником роста, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран [3, 5–9].

Малые инновационные предприятия берут на себя миссию провайдеров инновационных проектов от идеи до коммерциализации.

На примере трех таких предприятий Астраханского государственного университета хотелось бы проследить путь формирования интеллектуальных ресурсов высокого уровня.

Список литературы

1. Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://institutiones.com/general/1072-upravlenie-intellektualnimiresursami.html (дата обращения: 26.06.2013).

2. Machlup F. Knowledge, its Creation, Distribution and Economic Significance. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1984. Vol. III.

3. Третий европейский доклад о показателях развития науки и техники: к экономике, основанной на знаниях. Европейская комиссия, 2003.

4. Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Общественные науки и современность. 2005. № 3.

5. Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист. 2003. № 3.

6. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. № 8.

7. Kantеr R.М. Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow. Boston (Mass): Harvard Business School Press, 2001.

8. Serge R.M. The Fifth Discipline. The Art and Practice of the Learning Organization. New York: Doublеday Publishers, 1990.

9. Throw L.C. Building Wealth. The New Rules for Individual Companies and Nations in a Knowledge-Based Economy. New York: HarperCollins, 1999.

10. Дроздова К.В. Интеллектуальные ресурсы в России в повышении эффективности общественного контроля на потребительском рынке // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 6 (9).

Войти или Создать
* Забыли пароль?