ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Возросшее количество косметологических учреждений и врачей косметологов, а также широкий спектр услуг в этой области, объясняется естественными физиологическими процессами в нашем организме, которые неуклонно приводят к угасанию его функций, т.е. старению. Мода на яркую, молодую успешную внешность вносит существенный вклад в психологическое поведение современной женщины, заставляя ее соответствовать социальным трендам. Наличие различных кожных заболеваний, обусловленных как патологическими аспектами, так и нарушением гормонального статуса, плохой экологией, стрессом, влечет за собой раннее появление эстетических недостатков, что заставляет индивидуума обращаться к специалистам эстетической и косметологической сферы, а в тяжелых случаях и к дерматологам. Нам стало интересно, какая возрастная категория и какой спектр проблем, приводят человека в косметологический кабинет. Объектом нашего интереса стали мужчины и женщины старше 18 лет, недовольные своим внешним видом или имеющие какие либо проблемы с кожей. В исследование не вошли лица, которые посещали косметолога по наставлению родителей (средний возраст таких пациентов составил 12±1,8 лет). Анонимное анкетирование было проведено у 163 человек, из них 37 мужчин (средний возраст 28±1,9 лет) и 125 женщин (средний возраст 33±1,7 лет). Всем респондентам было предложено ответить на вопросы подготовленной анкеты(Рис.1; Рис.2):о кратности посещения кабинета косметолога, о причинах обращения, видах косметологических услуг, и оценить(субъективно) эффективность косметики из масс-маркета (КММ) и профессиональной косметики, а так же указать качества, которыми должен обладать косметолог. Анализируя полученные данные удалось выяснить, что мужчины(75,3%), практически не посещают косметолога, а женщины же напротив, отличались регулярностью в посещении специалиста(70,9%). Однако, в 22,1%случаев, женщины проводили процедурыне чаще 1-2 раз в месяц, а другие (6,6%) 1-2 раза в неделю. Оказалось, что самой популярной процедурой быладепиляция (34,4%). Чистка лица(21,6%) и массаж (21,6%) менее востребованы. Было выявлено, что женщины примерно одинаково пользуются как КММ, так и профессиональной косметикой, в то время как мужчины (85,0%) вообще не различают этих позиций, и не используют ни ту ни другую. По субъективной оценке в 46,4% случаев, применение профессиональной косметики оказалось более популярно, чем средства, изготовленные из домашних ингредиентов, купленных в простых магазинах. 93,1% опрошенных указали, что самым важным качеством косметолога является наличие медицинского образования(93,1%). Не смотря на высокую мотивированность женщин посещать кабинет косметолога, по данным анкетирования,высокие цены на процедуры сильно ограничивают частоту визитов, на этот факт указало 34,2% опрошенных.

Ключевые слова:
косметология, востребованность косметологии, популярность процедур, анкетирование, косметика
Текст

Актуальность темы.

За последние несколько лет резко возросла популярность эстетической медицины [6]. Эта тенденция сохраняется из-за естественных и индуцированных процессов старения, происходящих  в организме в целом, и особенно заметно на коже. Возрастная инволюция кожных покровов обусловлена в  угнетении функций и количестве фибробластов, истончении росткового слоя, повышении трансдермальной потери воды, растяжении коллагенового-эластинового каркаса, скоплении пигментных клеток и некоторых др. [9, C. 1052-1064]. В результате, на коже неустанно формируются признаки старения, и индивид постепенно утрачивает свою привлекательность. Когда выраженность этих изменений достигает определенного уровня, появляется необходимость в проведении комплекса корректирующих, восстанавливающих и/или омолаживающих процедур, а на ранних этапах профилактических [4].

К счастью, современная индустрия красоты владеет множеством способов замедлить или устранить эти проявления, которые могут приводить человека к дисморфофобиям, депрессии и потери социальной адаптации [8]. Мануальные, аппаратные методики, а так же более радикальные, инвазивные процедуры, могут успешно применяться для коррекции этих изменений.

Высокий темп жизни, социальная конкуренция требует быстрого решения эстетических проблем. Научный прогресс и развитие клеточных, генных, электронных, лазерных, фармакологических технологий  обеспечивают врача косметолога огромным спектром возможностей для работы в этом направлении. Современный специалист дерматокосметолог должен обладать глубокими знаниями и навыками аппаратной, инъекционной, мануальной  коррекции эстетических дефектов кожи лица уметь объяснить целесообразность и суть каждой процедуры, так как пациент легко может запутаться в огромном спектре предлагаемых услуг и косметологических средств.

Постоянное появление все новых косметологических образовательных и лечебных центров, предлагающих в качестве услуг курсы по обучению специалистов и проведению эстетических процедур, не всегда отвечают стандартам оказания косметологической помощи и выпускают несертифицированных специалистов, с низким уровнем подготовки [5]. К сожалению, их деятельность, не всегда сопровождается высоким качеством оказанных услуг [1, C. 63]. Подобная ситуация ярко отражается на возросшем числе осложнений после косметологических манипуляций [4], что  формирует недоверие к врачу, боязнь отдельных видов процедур, отказ от посещения косметологов и появлению еще больших психологических отклонений, на фоне изуродованной внешности.

Очень важным обстоятельством для достижения положительного результата,  является психологическая конгруэнтность врача косметолога и пациента [8; 11, pp. 103-107].

У большинства современных женщин, особенно в возрасте от 15-30 лет, негативное отношение к своей внешности заключается в таких аспектах, как: тонкие губы, плохая  форма бровей, недостаточно пышные ресницы, неровный рельеф кожи, повышенная масса тела, длинный нос, широкие или узкие скулы и др. Такое отношение к своему внешнему виду получило название – дисморфофобии [8].

Женщины же в возрасте 40 лет и старше, в большей степени измучены стрессами и физическими нагрузками. Часто  отмечают  усталость, апатию, страдают от гипоксии, воздействия агрессивных воздействий окружающей среды, гормональных перепадов и сексуальной неудовлетворенности. У таких женщин отмечается  пониженная самооценка, они не желают или забывают об уходе за своей внешностью. Поэтому для пациентов этих групп косметологические процедуры, посещение стилиста,  использование косметики,  можно рассматривать  как некую психотерапевтическую манипуляцию или как средство коррекции негативных эмоций с улучшением внешнего вида.

Некоторые психологи выделяют  среди женщин, посещающих салоны красоты, несколько типов, в зависимости от позиции решения возрастных проблем:

1-й тип – женщины с деструктивной стратегией решения возрастных проблем;

2-й тип – женщины с пассивно-оборонительной стратегией решения возрастных проблем;

3-й тип – женщины с неустойчивой стратегией решения возрастных проблем;

4-й тип – женщины с конструктивной стратегией решения возрастных проблем;

5-й тип – женщины с аддиктивной стратегией решения возрастных проблем.

 В своей работе, автор приходит к выводу, что для подавляющего большинства постоянных посетительниц салонов красоты характерны пассивно-оборонительная и аддиктивная стратегии решения возрастных проблем. Из этого следует, что такие женщины обладают завышенной самооценкой, чрезмерно пользуясь услугами индустрии красоты, они усиливают я-зеркальное, сокращая рассогласование между я-реальным и я-идеальным [7]

Другие авторы отмечают положительную динамику психоэмоционального состояния женщин с дефектами кожи, после посещения косметолога.  Кроме того, эффективность косметологического лечения и удовлетворенность им положительно влияют на уверенность в себе и общую оценки собственного социального статуса. В то же время низкая эффективность лечения у косметолога влечет за собой противоположные состояния [2].

Важно понимать, что довольно часто  врачи-косметологи становятся первыми специалистами, к которым попадает пациент с навязчивыми состояниями недовольства своей внешностью, имеющий характер патологической, т.е. необъективно занижаемой оценки существующего или приобретенного ими результата [10, C. 7]. Необходимо учитывать, что положительные результаты коррекции внешности,  позитивные эмоции и события,  связанные с посещением клиник красоты могут привести к возникновению зависимости от косметолога и процедур и, в итоге, к гиперкоррекции и формированию патологических состояний со стороны внешнего вида [3]. Поэтому врачу необходимо четко оценивать границу допустимой кратности корректирующих манипуляций и не идти на поводу у пациента.

Целью нашего исследования стало изучение востребованности косметологических услуг среди женщин и мужчин в возрасте от 18 лет.

Из поставленной цели были выделены следующие задачи:

1)  Оценка востребованности косметологических процедур в разных гендерных и возрастных группах.

2) Определение психологического состояния перед и после посещения косметолога.

3)  Выявление наиболее часто встречающихся эстетических проблем и наиболее востребованных косметологических процедур для их коррекции

4) Уточнение базовых критериев, по которым выбирают косметолога

5) Определение частоты посещаемости кабинета косметолога

6) Сравнительная субъективная оценка популярности профессиональной и обычной косметики.

7) Оценка финансовой готовностианкетируемых посещать платные услуги.

Материалы и методы

В ходе исследования опрошено 163 человека. Среди них 37 мужчин (средний возраст 28±1,9 лет) и 125 женщин (средний возраст 33±1,7 лет).

 Все участники должны были заполнить анонимные анкеты и ответить на вопросы о возрасте, о том,как часто они посещают кабинет косметолога, какие виды косметологических услуг  предпочитают, в каких процедурах нуждаются, о предпочтении в выборе косметики и финансовой готовности к платным процедурам.

В качестве метода контроля психологического состояния пациентов, до и после проводимых процедур, использовался опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников) (далее САН) [3]. Расчет полученных результатов выполнялся на сайте: http://psytests.org/psystate/san-run.html [13].

Отдельное внимание было уделено определению популярности в использовании КММ и профессиональной косметики, а так же изучению качеств, которыми должен обладать  косметолог.

Результаты и обсуждение

В ходе работы, было замечено, что охотнее всего отвечали на вопросы анкетирования женщины в возрасте от 18 до 25 лет, а самыми скрытными, оказались мужчины старше 45 лет (75,3%). Так же мужчины задавали много дополнительных вопросов, так как не особо владели информацией по данной теме.

На Рис.1 и Рис. 2 отражены данные опроса, где  большинство опрошенных мужчин, ответили, что не посещают косметолога (75,3%). У других (21,6%),перерыв между посещением специалиста измеряется годами, и лишь один мужчина педантично следовал рекомендациям по посещению: 1 раз в неделю.

С уверенностью можно констатировать, что спрос на косметологические процедуры сформирован преимущественно женщинами, однако и тут, 30,7% анкетируемых указали, что не обращаются за помощью к косметологу, так как считают свой вид вполне удовлетворительным, а некоторые из них (10,2%)владеют данной профессией и сами себе делают процедуры.

 

Рис. 1. Посещаемость кабинета косметолога мужчинами.

 

Рис. 2. Посещаемость кабинета косметолога женщинами.

 

Стоит отметить, что наиболее распространенная периодичность посещений косметолога у женщин составляет:у 4,2% 1 раз в неделю, 22,1% 1 раз в месяц, 18,6 % 1-2 раза в год.

Самой частой проблемой, служащей поводом для обращения к косметологу оказалась угревая сыпь (21,6%), которая лишь немного преобладает над проблемой возрастных изменений(20,1%).

Анализ данных по популярности косметологических манипуляций выявил, что самой часто оказываемой услугой в косметологическом кабинете является депиляция (22,4 %). Далее данные распределились следующим образом:

  • Массаж лица (21,6%), процедуры чистки лица (21,6%).
  • Химический пилинг (16%)
  • Дарсонвализация (9,6%)
  • Мезотерапия (8,8%)
  • Контурная пластика (8,6%)
  • Аппаратная косметология (7,5%)

 

Интересен тот факт, что массаж лица пользуется одинаковым спросом, как среди женщин, так и среди мужчин. Подобный факт можно объяснить, достижением максимального комфорта и релаксации во время процедуры.

Среди мужчин, посещающих косметолога, самой популярной процедурой является массаж лица (17,4%), а так же мероприятия направленные на лечение угревой сыпи (12,5%). Лишь единицы пользовались возможностями аппаратной косметологии, но тем не  менее хочется отметить, что такие методы в косметологии, как мезотерапия и контурная пластика, тоже были опробованы  мужчинами в 3,1% случаев.

Данные анкетирования указывают, что женщины, в той или иной степени, пользуются всеми возможностями косметологии, начиная с простых (массаж), заканчивая инъекционными и аппаратными. Помимо представленных в анкете, участницы указывали, что часто посещают такие эстетические процедуры как коррекция бровей (50,3%), а некоторые пробовали на себе экзотические процедуры: акупунктурный лифтинг лица, массаж улитками.

По итогам опроса оказалось, что женщины примерно одинаково пользуются как КММ (45,6%), так и профессиональной косметикой (46,4%), мужчины же практически не пользуются ни той, ни другой.

По субъективной оценке эффективности и популярности, профессиональная косметика лидирует над другими средствами, хотя этот факт требует более тщательно изучения.

Рассматривая результаты контроля психологического состояния пациентов до и после проводимых процедур, напрашивается вывод об улучшении показателей САН после посещения косметолога (Таблица 1).

 

Таблица 1. Оценка изменения психологического состояния пациентов

 

До посещения кабинета косметолога

После посещения кабинета косметолога

Самочувствие

5,55 ± 0,88

6,20 ±0,71

Активность

4,48 ±1,21

5,06 ±1,27

Настроение

5,94 ±0,85

6,31  ±0,60

 

Анализируя ответ на вопрос о качествах, которыми должен обладать врач-косметолог, большинство (93,1%) отметили наличие медицинского образования. Особое внимание уделялось рекомендации знакомых (60,5%) и имеющемуся опыту работы (34,3%). Немаловажными оказались эффективность процедур (30,3%), опрятность и доброжелательность (24,5%), а так же владение различными видами косметологических манипуляций (9,8%).

Нас безусловно радует, что подавляющее большинство назвали наличие медицинского образования ведущим фактором, определяющим выбор специалиста. Не стоит так же упускать из виду, что некоторые анкетируемые (24,5%) отметили, что они внимательно следят за соблюдением чистоты, асептики и антисептики  в кабинете и опрятном внешнем виде врача.

 

 

Рис. 3. Финансовая готовность посещать врача-косметолога.

 

Из рисунка 3, видно, что для многих (40,1%) клиентов, стоимость процедур является веским ограничительным фактором для регулярного посещения косметолога. 

Заключение

Таким образом, анализируя данные проделанной работы, хочется отметить, что востребованность косметологических процедур достаточно высока (37,03% среди опрошенных) у женщин и мужчин молодого возраста 28±1,9 лет. Лица в возрасте от 18 до 36 лет и старше обращаются к врачу с кратностью 1 раз в месяц, тогда как в возрасте от 40 и старше гораздо с меньшей регулярностью (1-2 раза в год), несмотря на более выраженные признаки старения, что является для нам интересным и удивительным результатом, требующим дальнейшего изучения.

Наиболее популярная периодичность посещения косметологического кабинета: 1 раз в месяц, отмечена в 22,1 % из всех опрошенных.

Проблема угревой сыпи (постакне) и возрастные изменения лица(тусклый цвет, обезвоженность, гравитационный птоз) являются самыми распространенными причинами для обращения к косметологу. Использование профессиональной косметики пользуется большей популярность, чем КММ, несмотря на их более дешевую стоимость и доступность.

Финансовая готовность опрошенных посещать дорогостоящие косметологические процедуры определяется на низком уровне. Лишь 9,8% испытуемых выразили готовность тратить на улучшение своего внешнего вида столько, сколько потребуется.

На наш взгляд,  процедуры красоты, несомненно, и далее сохранят свою популярность и актуальность, привлекая к этому рынку услуг как потребителей, так и желающих оказывать этот вид услуг. Важно понимать, что именно наличие сертифицированного медицинского образования и опыт работы в профессии вселяет в пациентов уверенность в своем выборе, формирует доверие к своему врачу и обеспечивает долговременный положительный результат.

Список литературы

1. Аверьянова Я.А., Ермолаева Е.В. Косметология в России: проблемы подготовки кадров // Бюллетень медицинских интернет-конференций.-2016.-Т. 6. № 1.- С. 63.

2. Багненко Е.С. Психологические характеристики женщин с косметологическими проблемами и их динамика в процессе лечебной коррекции: автореф.дис. ... канд.мед.наук. Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, СПб.- 2012. URL: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 18.04.2018)

3. Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум - Вып. 2 - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с

4. Дорохова Е.Т., Наумчик Г.А. Ятрогении в косметологии // Косметика и медицина. - 2016.- №4- C. 68-77.

5. Колуненко И.И. Основы геронтокосметологии. - Москва: Медицина, 1974. - 222 с.

6. Мозарина Л.Ю. Формирование профессиональной компетентности у специалистов медико-эстетического профиля в системе дополнительного профессионального образования: автореф.дис. ... канд.пед.наук. ФГБОУ ВПО "Российский государственный социальный университет", М. - 2014. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08 (дата обращения: 18.04.2018)

7. Рахимуллина О.А. Медицинские возможности и социальная востребованность новых методов косметологической практики (на материале исследований применения ботулинического токсина типа А): автореф.дис. ... канд.мед.наук. Волгоградский научный центр РАМН и Администрация Волгоградской области, Волгоград. - 2009. URL: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 19.04.2018)

8. Сац Е.А. Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. ФГБОУ ВПО "Российский государственный гуманитарный университет", М.-2015. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya (дата обращения: 19.04.2018).

9. Вольф К., Голдсмит Л.А., Джилкрест Б.А., Паллер Э.С.,Леффель Д.Дж. Дерматология Фицпатрика в клинической практике. - Москва: Бином. - 2012.- Т.2.- С.1052-1064.

10. Шарова А.А., Прощаев К.И.,Коршун Е.И. Когнитивные расстройства в практике специалиста эстетической медицины // Современные проблемы науки и образования. - 2017.- № 2.- С. 7.

11. Heisig M., Reich A. (2018). Psychosocial aspects of rosacea with a focus on anxiety and depression. Clin Cosmet Investig Dermatol.,11:103-107. doi:https://doi.org/10.2147/CCID.S126850

12. http://psytests.org/psystate/san-run.htm


Войти или Создать
* Забыли пароль?