DEMAND FOR COSMETOLOGY PROCEDURES IN ACCORDANCE WITH PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
An increased number of cosmetic institutes and cosmetologists as well as a wide range of service in this field is explained by natural physiological processes in our body, whichsteadily lead to decline of its functions, i.e. aging. Fashion for bright, young and successful look makes a great contribution to psychological behavior of a modern woman making her conform to social trends. The presence of various skin diseasesresulting from pathological aspects, disruption of hormonal status, bad ecology, and stress entails early appearance of aesthetic drawbacks that makes a person call upon specialists of aesthetic and cosmetology fields, or even dermatologists, in some severe cases. We were interested people of what age and with what problems address cosmetologists. The object of our research was men and women older than 18, dissatisfied with their appearance or having some skin problems. We did not take into account people who visit cosmetologists on instructions of their parents (average age of such patients is 12±1,8 years old). Anonymous questionnaire was held among 163 people, among whom there were 37 men (average age is 28±1,9 years old) and 125 women (average age is 33±1,7 years old). All the respondents were asked to answer the questions of a prepared questionnaire (pic.1; pic.2): about multiplicity of visits to a cosmetologist, about the reasons of visiting a cosmetologist, types of cosmetology service, and to evaluate (subjectively) the efficiency of mass-market cosmetics and professional cosmetics, and to point out the qualities that a cosmetologist should possess. By analyzing the obtained data we learnt that men (75,3%) almost do not visit a cosmetologist, but women vice versa visit a cosmetologists on a regular basis (70,9%). However, 22,1% of women carry out procedures more often than 1-2 times a month, and the others (6,6%) – 1-2 times a week. It happened that the most popular procedure is depilation (34,4%). A facial (21,6%) and massage (21,6%) are less in demand.It was revealed that women almost equally use mass-market cosmetics and professional cosmetics while men (85%) do not differentiate between these them and do not use any of them. According to a subjective evaluation, in 46,4% of the cases the use of professional cosmetics was more popular than cosmetics made of simple home ingredients that was bought in ordinary shops. 93,1% of respondents pointed out that the most important quality of a cosmetologist is medical education. Despite high motivation of women to visit a cosmetologist, according to the questionnaire, high prices of procedures limits the quantity of visits, 34,2% of respondents told this.

Keywords:
cosmetology, the demand for cosmetology, popularity of procedures, questionnaire, cosmetics
Text

Актуальность темы.

За последние несколько лет резко возросла популярность эстетической медицины [6]. Эта тенденция сохраняется из-за естественных и индуцированных процессов старения, происходящих  в организме в целом, и особенно заметно на коже. Возрастная инволюция кожных покровов обусловлена в  угнетении функций и количестве фибробластов, истончении росткового слоя, повышении трансдермальной потери воды, растяжении коллагенового-эластинового каркаса, скоплении пигментных клеток и некоторых др. [9, C. 1052-1064]. В результате, на коже неустанно формируются признаки старения, и индивид постепенно утрачивает свою привлекательность. Когда выраженность этих изменений достигает определенного уровня, появляется необходимость в проведении комплекса корректирующих, восстанавливающих и/или омолаживающих процедур, а на ранних этапах профилактических [4].

К счастью, современная индустрия красоты владеет множеством способов замедлить или устранить эти проявления, которые могут приводить человека к дисморфофобиям, депрессии и потери социальной адаптации [8]. Мануальные, аппаратные методики, а так же более радикальные, инвазивные процедуры, могут успешно применяться для коррекции этих изменений.

Высокий темп жизни, социальная конкуренция требует быстрого решения эстетических проблем. Научный прогресс и развитие клеточных, генных, электронных, лазерных, фармакологических технологий  обеспечивают врача косметолога огромным спектром возможностей для работы в этом направлении. Современный специалист дерматокосметолог должен обладать глубокими знаниями и навыками аппаратной, инъекционной, мануальной  коррекции эстетических дефектов кожи лица уметь объяснить целесообразность и суть каждой процедуры, так как пациент легко может запутаться в огромном спектре предлагаемых услуг и косметологических средств.

Постоянное появление все новых косметологических образовательных и лечебных центров, предлагающих в качестве услуг курсы по обучению специалистов и проведению эстетических процедур, не всегда отвечают стандартам оказания косметологической помощи и выпускают несертифицированных специалистов, с низким уровнем подготовки [5]. К сожалению, их деятельность, не всегда сопровождается высоким качеством оказанных услуг [1, C. 63]. Подобная ситуация ярко отражается на возросшем числе осложнений после косметологических манипуляций [4], что  формирует недоверие к врачу, боязнь отдельных видов процедур, отказ от посещения косметологов и появлению еще больших психологических отклонений, на фоне изуродованной внешности.

Очень важным обстоятельством для достижения положительного результата,  является психологическая конгруэнтность врача косметолога и пациента [8; 11, pp. 103-107].

У большинства современных женщин, особенно в возрасте от 15-30 лет, негативное отношение к своей внешности заключается в таких аспектах, как: тонкие губы, плохая  форма бровей, недостаточно пышные ресницы, неровный рельеф кожи, повышенная масса тела, длинный нос, широкие или узкие скулы и др. Такое отношение к своему внешнему виду получило название – дисморфофобии [8].

Женщины же в возрасте 40 лет и старше, в большей степени измучены стрессами и физическими нагрузками. Часто  отмечают  усталость, апатию, страдают от гипоксии, воздействия агрессивных воздействий окружающей среды, гормональных перепадов и сексуальной неудовлетворенности. У таких женщин отмечается  пониженная самооценка, они не желают или забывают об уходе за своей внешностью. Поэтому для пациентов этих групп косметологические процедуры, посещение стилиста,  использование косметики,  можно рассматривать  как некую психотерапевтическую манипуляцию или как средство коррекции негативных эмоций с улучшением внешнего вида.

Некоторые психологи выделяют  среди женщин, посещающих салоны красоты, несколько типов, в зависимости от позиции решения возрастных проблем:

1-й тип – женщины с деструктивной стратегией решения возрастных проблем;

2-й тип – женщины с пассивно-оборонительной стратегией решения возрастных проблем;

3-й тип – женщины с неустойчивой стратегией решения возрастных проблем;

4-й тип – женщины с конструктивной стратегией решения возрастных проблем;

5-й тип – женщины с аддиктивной стратегией решения возрастных проблем.

 В своей работе, автор приходит к выводу, что для подавляющего большинства постоянных посетительниц салонов красоты характерны пассивно-оборонительная и аддиктивная стратегии решения возрастных проблем. Из этого следует, что такие женщины обладают завышенной самооценкой, чрезмерно пользуясь услугами индустрии красоты, они усиливают я-зеркальное, сокращая рассогласование между я-реальным и я-идеальным [7]

Другие авторы отмечают положительную динамику психоэмоционального состояния женщин с дефектами кожи, после посещения косметолога.  Кроме того, эффективность косметологического лечения и удовлетворенность им положительно влияют на уверенность в себе и общую оценки собственного социального статуса. В то же время низкая эффективность лечения у косметолога влечет за собой противоположные состояния [2].

Важно понимать, что довольно часто  врачи-косметологи становятся первыми специалистами, к которым попадает пациент с навязчивыми состояниями недовольства своей внешностью, имеющий характер патологической, т.е. необъективно занижаемой оценки существующего или приобретенного ими результата [10, C. 7]. Необходимо учитывать, что положительные результаты коррекции внешности,  позитивные эмоции и события,  связанные с посещением клиник красоты могут привести к возникновению зависимости от косметолога и процедур и, в итоге, к гиперкоррекции и формированию патологических состояний со стороны внешнего вида [3]. Поэтому врачу необходимо четко оценивать границу допустимой кратности корректирующих манипуляций и не идти на поводу у пациента.

Целью нашего исследования стало изучение востребованности косметологических услуг среди женщин и мужчин в возрасте от 18 лет.

Из поставленной цели были выделены следующие задачи:

1)  Оценка востребованности косметологических процедур в разных гендерных и возрастных группах.

2) Определение психологического состояния перед и после посещения косметолога.

3)  Выявление наиболее часто встречающихся эстетических проблем и наиболее востребованных косметологических процедур для их коррекции

4) Уточнение базовых критериев, по которым выбирают косметолога

5) Определение частоты посещаемости кабинета косметолога

6) Сравнительная субъективная оценка популярности профессиональной и обычной косметики.

7) Оценка финансовой готовностианкетируемых посещать платные услуги.

Материалы и методы

В ходе исследования опрошено 163 человека. Среди них 37 мужчин (средний возраст 28±1,9 лет) и 125 женщин (средний возраст 33±1,7 лет).

 Все участники должны были заполнить анонимные анкеты и ответить на вопросы о возрасте, о том,как часто они посещают кабинет косметолога, какие виды косметологических услуг  предпочитают, в каких процедурах нуждаются, о предпочтении в выборе косметики и финансовой готовности к платным процедурам.

В качестве метода контроля психологического состояния пациентов, до и после проводимых процедур, использовался опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников) (далее САН) [3]. Расчет полученных результатов выполнялся на сайте: http://psytests.org/psystate/san-run.html [13].

Отдельное внимание было уделено определению популярности в использовании КММ и профессиональной косметики, а так же изучению качеств, которыми должен обладать  косметолог.

Результаты и обсуждение

В ходе работы, было замечено, что охотнее всего отвечали на вопросы анкетирования женщины в возрасте от 18 до 25 лет, а самыми скрытными, оказались мужчины старше 45 лет (75,3%). Так же мужчины задавали много дополнительных вопросов, так как не особо владели информацией по данной теме.

На Рис.1 и Рис. 2 отражены данные опроса, где  большинство опрошенных мужчин, ответили, что не посещают косметолога (75,3%). У других (21,6%),перерыв между посещением специалиста измеряется годами, и лишь один мужчина педантично следовал рекомендациям по посещению: 1 раз в неделю.

С уверенностью можно констатировать, что спрос на косметологические процедуры сформирован преимущественно женщинами, однако и тут, 30,7% анкетируемых указали, что не обращаются за помощью к косметологу, так как считают свой вид вполне удовлетворительным, а некоторые из них (10,2%)владеют данной профессией и сами себе делают процедуры.

 

Рис. 1. Посещаемость кабинета косметолога мужчинами.

 

Рис. 2. Посещаемость кабинета косметолога женщинами.

 

Стоит отметить, что наиболее распространенная периодичность посещений косметолога у женщин составляет:у 4,2% 1 раз в неделю, 22,1% 1 раз в месяц, 18,6 % 1-2 раза в год.

Самой частой проблемой, служащей поводом для обращения к косметологу оказалась угревая сыпь (21,6%), которая лишь немного преобладает над проблемой возрастных изменений(20,1%).

Анализ данных по популярности косметологических манипуляций выявил, что самой часто оказываемой услугой в косметологическом кабинете является депиляция (22,4 %). Далее данные распределились следующим образом:

  • Массаж лица (21,6%), процедуры чистки лица (21,6%).
  • Химический пилинг (16%)
  • Дарсонвализация (9,6%)
  • Мезотерапия (8,8%)
  • Контурная пластика (8,6%)
  • Аппаратная косметология (7,5%)

 

Интересен тот факт, что массаж лица пользуется одинаковым спросом, как среди женщин, так и среди мужчин. Подобный факт можно объяснить, достижением максимального комфорта и релаксации во время процедуры.

Среди мужчин, посещающих косметолога, самой популярной процедурой является массаж лица (17,4%), а так же мероприятия направленные на лечение угревой сыпи (12,5%). Лишь единицы пользовались возможностями аппаратной косметологии, но тем не  менее хочется отметить, что такие методы в косметологии, как мезотерапия и контурная пластика, тоже были опробованы  мужчинами в 3,1% случаев.

Данные анкетирования указывают, что женщины, в той или иной степени, пользуются всеми возможностями косметологии, начиная с простых (массаж), заканчивая инъекционными и аппаратными. Помимо представленных в анкете, участницы указывали, что часто посещают такие эстетические процедуры как коррекция бровей (50,3%), а некоторые пробовали на себе экзотические процедуры: акупунктурный лифтинг лица, массаж улитками.

По итогам опроса оказалось, что женщины примерно одинаково пользуются как КММ (45,6%), так и профессиональной косметикой (46,4%), мужчины же практически не пользуются ни той, ни другой.

По субъективной оценке эффективности и популярности, профессиональная косметика лидирует над другими средствами, хотя этот факт требует более тщательно изучения.

Рассматривая результаты контроля психологического состояния пациентов до и после проводимых процедур, напрашивается вывод об улучшении показателей САН после посещения косметолога (Таблица 1).

 

Таблица 1. Оценка изменения психологического состояния пациентов

 

До посещения кабинета косметолога

После посещения кабинета косметолога

Самочувствие

5,55 ± 0,88

6,20 ±0,71

Активность

4,48 ±1,21

5,06 ±1,27

Настроение

5,94 ±0,85

6,31  ±0,60

 

Анализируя ответ на вопрос о качествах, которыми должен обладать врач-косметолог, большинство (93,1%) отметили наличие медицинского образования. Особое внимание уделялось рекомендации знакомых (60,5%) и имеющемуся опыту работы (34,3%). Немаловажными оказались эффективность процедур (30,3%), опрятность и доброжелательность (24,5%), а так же владение различными видами косметологических манипуляций (9,8%).

Нас безусловно радует, что подавляющее большинство назвали наличие медицинского образования ведущим фактором, определяющим выбор специалиста. Не стоит так же упускать из виду, что некоторые анкетируемые (24,5%) отметили, что они внимательно следят за соблюдением чистоты, асептики и антисептики  в кабинете и опрятном внешнем виде врача.

 

 

Рис. 3. Финансовая готовность посещать врача-косметолога.

 

Из рисунка 3, видно, что для многих (40,1%) клиентов, стоимость процедур является веским ограничительным фактором для регулярного посещения косметолога. 

Заключение

Таким образом, анализируя данные проделанной работы, хочется отметить, что востребованность косметологических процедур достаточно высока (37,03% среди опрошенных) у женщин и мужчин молодого возраста 28±1,9 лет. Лица в возрасте от 18 до 36 лет и старше обращаются к врачу с кратностью 1 раз в месяц, тогда как в возрасте от 40 и старше гораздо с меньшей регулярностью (1-2 раза в год), несмотря на более выраженные признаки старения, что является для нам интересным и удивительным результатом, требующим дальнейшего изучения.

Наиболее популярная периодичность посещения косметологического кабинета: 1 раз в месяц, отмечена в 22,1 % из всех опрошенных.

Проблема угревой сыпи (постакне) и возрастные изменения лица(тусклый цвет, обезвоженность, гравитационный птоз) являются самыми распространенными причинами для обращения к косметологу. Использование профессиональной косметики пользуется большей популярность, чем КММ, несмотря на их более дешевую стоимость и доступность.

Финансовая готовность опрошенных посещать дорогостоящие косметологические процедуры определяется на низком уровне. Лишь 9,8% испытуемых выразили готовность тратить на улучшение своего внешнего вида столько, сколько потребуется.

На наш взгляд,  процедуры красоты, несомненно, и далее сохранят свою популярность и актуальность, привлекая к этому рынку услуг как потребителей, так и желающих оказывать этот вид услуг. Важно понимать, что именно наличие сертифицированного медицинского образования и опыт работы в профессии вселяет в пациентов уверенность в своем выборе, формирует доверие к своему врачу и обеспечивает долговременный положительный результат.

References

1. Aver'yanova Ya.A., Ermolaeva E.V. Kosmetologiya v Rossii: problemy podgotovki kadrov // Byulleten' medicinskih internet-konferenciy [Newsletter medical Internet-conferences] -2016.-T. 6. № 1.- P. 63 (in Russia).

2. Bagnenko E.S. Psihologicheskie harakteristiki zhenschin s kosmetologicheskimi problemami i ih dinamika v processe lechebnoy korrekcii: avtoref.dis. ... kand.med.nauk. Severo-zapadnyy gosudarstvennyy medicinskiy universitet im. I.I.Mechnikova [Psychological characteristics of women with cosmetology problems and their dynamics in the process of treatment and correction: dissertation the sis. … PhD in medicine. North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov] SPb.- 2012. URL: http://www.dissercat.com/content/ (data obrascheniya: 18.04.2018)

3. Barkanova O.V. (sost.) Metodiki diagnostiki emocional'noy sfery: psihologicheskiy praktikum [Methods of diagnosis of emotional sphere: psychological workshop] - Edition. 2 - Krasnoyarsk: Litera-print Publ., 2009. - 237 p.

4. Dorohova E.T., Naumchik G.A. Yatrogenii v kosmetologii // Kosmetika i medicina [Cosmetics and medicine]. -2016.- №4 - pp. 68-77 (in Russia).

5. Kolunenko I.I. Osnovy gerontokosmetologii [Basics of gerontechnology]. - Moscow: Medicina Publ., , 1974. - 222 p.

6. Mozarina L.Yu. Formirovanie professional'noy kompetentnosti u specialistov mediko-esteticheskogo profilya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: avtoref.dis. ... kand.ped.nauk. FGBOU VPO "Rossiyskiy gosudarstvennyy social'nyy universitet" [Formation of professional competence among specialists of medical and aesthetic profile in the system of additional professional education:] M. - 2014. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08 (data obrascheniya: 18.04.2018)

7. Rahimullina O.A. Medicinskie vozmozhnosti i social'naya vostrebovannost' novyh metodov kosmetologicheskoy praktiki (na materiale issledovaniy primeneniya botulinicheskogo toksina tipa A): avtoref.dis. ... kand.med.nauk. Volgogradskiy nauchnyy centr RAMN i Administraciya Volgogradskoy oblasti, [Medical capabilities and the social demand for new methods of cosmetology practice (based on research on the use of botulinum toxin type A)] Volgograd. - 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/ (data obrascheniya: 19.04.2018)

8. Sac E.A. Osobennosti samosoznaniya zhenschin, nedovol'nyh sobstvennoy vneshnost'yu: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. FGBOU VPO "Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet" [Peculiarities of women's identity who are not satisfied with their own appearance: dissertation thesis… PhD in Psychology. Russian State University for the Humanities], M.-2015. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya (data obrascheniya: 19.04.2018).

9. Vol'f K., Goldsmit L.A., Dzhilkrest B.A., Paller E.S.,Leffel' D.Dzh. Dermatologiya Ficpatrika v klinicheskoy praktike [Fitzpatrick’s Dermatology General Medicine]. - Moscow Binom Publ., - 2012.- T.2.- pp.1052-1064.

10. Sharova A.A., Proschaev K.I.,Korshun E.I. Kognitivnye rasstroystva v praktike specialista esteticheskoy mediciny // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. - 2017.- № 2.- P. 7 (in Russia).

11. Heisig M., Reich A. (2018). Psychosocial aspects of rosacea with a focus on anxiety and depression. Clin Cosmet Investig Dermatol.,11:103-107. doi:https://doi.org/10.2147/CCID.S126850

12. http://psytests.org/psystate/san-run.htm


Login or Create
* Forgot password?